"Переносное" стояние: труды и уставные "закавыки"



Вот и позади "Мариино стояние", "вытесненное" в этом году со своего законного места в четверг (фактически его, как известно, совершают накануне, в среду вечером) 5-й седмицы Поста праздником Благовещения Богородицы. Для тех, кто не в курсе, поясню, что согласно дониконовскому Уставу на каждый ирмос и тропарь Великого покаянного канона св. Андрея Критского, полностью читаемого за сей службой, полагается по 3 земных поклона. Их общее число (только на каноне, а они есть и в других местах:)) равняется 798 (СЕМЬСОТ ДЕВЯНОСТО ВОСЬМИ:)). Поэтому сейчас у мене, грешнаго, несколько с трудом сгибаются ноги, а завтра они будут ощутимо болеть выше колен:) Это ничего, только "во здравие телеси":) Не говорю уже о духовной пользе:)
Богослужение продолжительное, начали ок. 15-ти, закончили ок. 22-х:) Дабы, что называется, не упасть досрочно, по 3-й и 6-й песнях канона читается (и в это время можно сидеть) Житие преп. Марии Египтяныни. Потому под заглавием один из его эпизодов: старец Зосима причащает святую в пустыне (современная греческая (?) икона).
Перенос "стояния" с четверга на вторник (на самом деле - на вечер понедельника:)) вызвал ряд изменений в последовании ... в самом Уставе не прописанных ("догадайся мол сама":)). Во-первых, поменялся порядок чтения кафизм. На 5-й седмице Поста он свой, чётко "заточенный" под то, что Великий канон читают в четверг на утрене,и там должна быть одна кафизма, 8-я. В этом же году у нас в тот день Благовещение. Когда бывает 3 кафизмы на утрене и ещё одна на 1-м часе. А накануне его и в самый праздничный день на вечерне (она же и литургия) кафизм вообще нет. "Стояние" же с его лишь одной "стихологией" "ушло" на вторник. Как изменить чтение Псалтыри? В Уставе об этом не сказано НИЧЕГО:(
Потому выявились два варианта.

1-й, грубо говоря, мой:) Предлагаю до утрени вторника не менять обычный порядок кафизм 5-й седмицы, затем - вносить коррективы. Что получается:

- в субботу под 4-ю Неделю Поста на веч. каф. 1-я, в Нед. на утр. 2-я,3-я,17-я;
- в Неделю вечер каф. несть, в пон. на утр. 4-я,5-я,6-я,на 1-м ч. каф. несть, на часех 7-я,
8-я,9-я;
- в пон. на веч. 10-я, во вторн. на утр. 11-я, на 1-м ч. несть, на часех 12-я, 13-я, 14-я;
- во вторн. на веч. 15-я (ин устав: 18-я),в среду на утр. 16-я, 18-я, 19-я (ин устав:
15-я, 16-я, 19-я), на 1-м ч. 20-я, на часех 1-я, 2-я, 3-я;
- на веч. под Благовещ. каф. несть (при повседневн. службе 4-ю чтем пред веч. «втай»);
- в четв. (Благовещ.) на утр. 5-я, 6-я, 7-я, на 1-м ч. 8-я; на часех 9-я, 10-я,
11-я, на веч. в праздн. Благовещ. каф. несть (при повседневн. службе 12-ю чтем по веч.
«втай»);
- в пяток на утр. 13-я, 14-я, 15-я, на 1-м ч. каф. несть, на часех 19-я, 20-я,
на 9-м ч. каф. несть, на веч. 18-я;
- в суб. на утр. 16-я, 17-я.

2-й вариант увидел в календаре поморцев. Они предлагают изменить порядок кафизм 5-й седмицы не со вторника, а с самого начала. И не читать кафизм "втай" до и после Благовещения (хотя это предписано Уставом:)) Вот что выходит у них:

- в пон. на утр. каф. 4-я,5-я,6-я,на 1-м ч. 7-я, на часех 8-я,9-я,10-я;
- в пон. на веч. 11-я, во вторн. на утр. 12-я, на 1-м ч. каф. несть, на часех 13-я,14-я,15-я;
- во вторн. на веч. 18-я, в среду на утр. 16-я,19-я,20-я,на 1-м ч. 1-я, на часех 2-я,3-я,4-я;
- в среду на веч. каф. несть, в четв. на утр. 5-я,6-я,7-я, на 1-м ч. 8-я, на часех 9-я, 10-я,
11-я, на веч. в четв. несть (совпад. с моим "расчётом":));
- в пятн. на утр. 12-я, 13-я, 14-я, на 1-м ч. 15-я, на часех 19-я,20-я, на 9-м ч. несть, на веч.
18-я;
- в суб. на утр. 16-я,17-я.

Интересно, есть ли ещё варианты?:) И, главное, существует ли какой-либо древний Устав
(скорее всего, рукописный), регламентирующий данный момент? Пока не встречал таковых...

Есть в прошедшей службе и некоторые иные "закавыки". Так, по 3-й песни Великого канона надо читать не седальны, что там наряду (они - "апостольские" по содержанию,т.е. относятся к четвергу),а те, что во вторник 5-й седм. по 2-й и 3-й каф. (1-й,сл.,2-й,и ныне, Богородичен его). А сед.,что по 3-й п. Вел. канона "пойдёт" на утреню Благовещения,"станет" по 1-й кафизме.
В общем, занимательная это наука - по Уставу служить:)

Итак,со святыми трудами всех ныне подвизавшихся!
Завтра (уже сегодня:)) законно, "труда ради бывшаго", будете вкушать с растительным маслом:)
>>Их общее число (только на каноне, а они есть и в других местах:)) равняется 798 (СЕМЬСОТ ДЕВЯНОСТО ВОСЬМИ:))

Сильны вы, отче!:)
Мы-то как раз немощны, сильны свв. отцы. Это же ИХ Устав:)
Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя (с) :)
Однажды преп. Ефрем Сирин попросил Бог показать ему, каков святитель Василий Великий (дело было при жизни последнего). И Господь явил ему огненный столп от земли до неба.
Информация к размышлению(с):)