Станет нашим?




Вчера получило очередное официально - документальное развитие наше достаточно давнее (возникшее как минимум в 2006 г.), но доселе безуспешное намерение получить в пользование от родного государства ещё один, более вместительный древний новгородский храм (о чём неплохо осведомлены мои постоянные читатели, несведущих же адресую к пункту 10 по данной ссылке: http://o-apankratov.livejournal.com/316459.html ).
После провала почти семилетних усилий обрести в указанном качестве церковь св. Димитрия Солунскаго на Большой Московской (подробности по вышеприведённому линку) в органах охраны культурного наследия мне порекомендовали не унывать, а просить зримый на снимках выше (думаю, понятно, какой из них дореволюционный, а который наших дней) храм св. пророка Илии "на СлАвне", впервые построенный в камне аж в 1198 г., затем возведённый вновь "на старой основе" в 1455-м, не столь значительно перестраивавшийся и позднее.
Весьма примечательно в историческом плане расположение церкви, район "СлАвно" (крайний юго-восток Торговой стороны). Как следует уже из названия, это место одного из древнейших славянских поселений на современной территории города. Есть даже мнение, что само понятие "славяне" первоначально обозначало как раз здешних жителей, позднее распространившись на прочих близких им по крови и языку. Вероятно, именно поэтому рядом с Ильинской церковью ещё в 1930-х начались первые в Новгороде систематические раскопки, под руководством А.В. Арциховского, фактически здесь родилась наша знаменитая ныне Археологическая экспедиция ...
В древнерусский период именно у этого храма паства встречала своих архиереев, возвращавшихся с хиротонисания в Москве. Что, как говорят теперь в Сети, как бы намекало на некий особый статус ...
А для старообрядцев церковь имеет и сугубо своё значение.
В петровские времена здешним настоятелем был священник Никифор Терентьев Лебёдка.
Духовный отец самого А.Д.Меншикова (!).
И тайный (или не очень) старовер.
Вероятно, благодаря влиянию коего "светлейший князь" сделал весьма немало для "ревнителей древлего благочестия". Например, селил в своих вотчинах и "прикрывал" там от гонений.
Но в 1722-м о. Никифор был схвачен Тайной канцелярией (безусловно, с ведома императора) и в итоге казнён :(
Эта история подробно описана в 1-м т. известного труда Г.В. Есипова "Раскольничьи дела XVIII столетия" (в очерке о деле Василия Левина; СПб, 1861 - 1863).
Давно решил для себя, что оный иерей, безусловно, священномученик.
Предпочетший роскошь жизни в окружении "полудержавного властелина" лютую смерть за Правду Божию (гонители ведь всегда, как известно, сперва предлагали "покаяться")...
Как знать, быть может, и его молитвами за нас грешных давеча пришла сия бумага:




На деле это, однако, означает, что, во - первых, пока нет окончательного и безоговорочного решения, а также что при прочих благоприятных условиях полноценно войти в храм мы вряд ли сможем ранее 2016-го, когда, по моим сведениям, должен истечь последний из существующих ныне договоров аренды (в основном там "сидят" художники; а ещё недавно было и обычное жильё(!; увы, после войны церковь перестроили в жилой дом; но теперь, говорят, жильцов там уже нет)).
Но общая положительная тенденция налицо :)
Дай Бог чтобы и впредь сохранялась ... о чём прошу и Ваших святых молитв ...

Напоследок - из разряда "мечт", т.е. аще Бог изволит:
- полностью восстановить храм (с реставрацией древней архитектуры, а также воссозданием колокольни XIX в., вполне, имхо, приличной) к 2022 г., к 300-летию мученичества иерея Никифора;
- совершать здесь особо торжественные (в т.ч. архиерейские) богослужения при стечении иногородних гостей (духовенства,чтецов, певцов и прочих), коим сегодня просто "не развернуться" в маленькой церкви Богослова на Витке (каковая, однако, останется основным приходским храмом нашей Общины, учитывая нынешнюю относительную "захолустность" СлАвны: удалённость района от обществ. транспорта и т.п. (о чём уже был фоторассказ: http://o-apankratov.livejournal.com/249910.html ));
- в обширном подклете (нижнем этаже) храма создать нечто вроде староверческого паломнического центра, где могли бы размещаться прибывающие в город для поклонения древним святыням группы старообрядцев, в т.ч. иных согласий;
- а в верхнем ярусе обходной галереи вместе с археологами организовать постоянную выставку по истории Археологической экспедиции,(понятно, с нек-рым сугубо церковным "акцентом"), места вполне хватит и для стендов/витрин, и для свв. образОв.
Конечно, сегодня многое из этого кажется неосуществивым.
Но, как твердо знают верующие, с Божией помощью возможно всё!
Разумеется, и просто добрых людей поддержка не помешала бы ...

P.S.: Обязуюсь и впредь информировать уважаемую общественность о развитии вышеописанной ситуации.
Пока же простите ради Христа!
Правильно, не радоваться надо, а молиться. А там уж как Господь устроит ...
Кстати, именно сей храм был несомненным образцом реализованного проекта в Мургабе, сравните с дорев. фото выше:



Да и у Феодоровского собора в Царском Селе пропорции близкие ...

Edited at 2013-06-26 07:45 pm (UTC)