o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

"Раскол", серии 11 и 12

Вчера вечером был занят срочной работой, поэтому размещаю свои замечания лишь теперь.
Прошу прощения у ожидавших ...
Итак:
- в самом начале, оканчивая службу, Никон молится 3 поклона и сразу говорит людям в храме "Богу помолясь". А перед тем надо ещё сказать молитву Исусову и услышать ответ народа "Аминь";
- при сем патриарх в каком-то странноватом облачении, саккосе без свешивающегося сзади конца омофора. И вообще, замечу, архиереи, как правило, к концу службы снимают саккос и пр.,оставаясь лишь в соборной мантии, епитрахили, поручах и клобуке;
- говоря с Никоном, старец Григорий (Неронов) называет богослужебную литературу уменьшительно - "книжки". В реальности он вряд ли допустил бы такое уничижение КНИГ.Страдал же по сути за них;
- насколько помню, фраза про старые и новые Служебники "обое добры" была произнесена Никоном уже после его лишения патриаршества,т.е. где-то позднее 1667 г.,а не в беседе с Нероновым, когда "крайний святитель" был вполне "в силе". Замечу здесь, что сам Никон после своей реформы по-старому так и не служил, вопреки мнению некоторых наших современников;
- сидя за столом, Никон обмакивает нечто в солонку. Он, может, так и делал. Но у многих старообрядцев это считается неприличным и даже подражанием Июде,про коего Господь сказал: "Омочивыи ... в солило, той предаст Мя". Впрочем, вдруг автор кино это знал и специально "провёл параллель"?:)
- в келье Никона в красному углу икона Спасителя явно 2-й пол. XIX в.;
- в ещё одном эпизоде УЖЕ ПОРЕФОРМЕННОЙ церковной службы протодиакон не произносит возгласа "Благослови владыко" перед "Благословен Бог", а Никон говорит по-старому "вО веки веком" вместо нового "во вЕки веков";
- после реформы почти все иноки - в дониконовских одеяниях,без новых "рогатых" клобуков. Тогда как они были введены практически сразу,в начале преобразований, по случаю чего Аввакум написал особое "Слово";
- в алтаре иноки ходят в клобуках (каптырях),тогда как по Уставу при входе туда их положено снимать, оставаясь в камилавках(скуфьях),что под ними;
- согласно источникам, отрекшись от кафедры, Никон ушёл из Успенского собора в одежде простого инока, без соборной мантии с источниками и белого клобука. В фильме почему-то не так;
- эпизод с критикой Ртищевым новых книг перед царём: боярин не знает славянских ударений, говорит "дАровать" вместо "даровАть". И вообще момент странноватый: царь вроде бы соглашается с неудачностью "справы", тогда как в источниках ничего читать о подобном не приходилось. Да и вся дальнейшая политика Алексея Михайловича отнюдь не давала и малейшего повода усомниться, что государь однозначно за реформы, да ещё как;
- хороня в пути сына Корнилия, Аввакум произносит священнический отпУст литии, будучи без облачения, что является серьёзным нарушением Устава. Который реальный протопоп, как известно, старался ревностно исполнять.
А вот последний эпизод 12-й серии порадовал :)
Очень актуально, насчёт Украины ...
Ради присоединения коей (и др. "православных" земель)и затеяли весь этот грустный "сыр-бор" с "улучшением" Русской Церкви :(
Tags: Богослужение, История старообрядчества, Остроактуальное, Телефильм "Раскол", Традиции старообрядчества
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments