o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Рассказ молодого человека, пришедшего в старообрядчество

Оригинал взят у forsite в Почему я продолжаю оставаться в Церкви Христовой
Некоторое время назад я опубликовал историю о том, как я пришёл в Церковь Христову. Но мало прийти в Церковь - важно ведь в ней остаться.

Но сначала о знамениях, которые предшествовали Святому Крещению (о которых я упоминал в предыдущем посте) и которые помогли встать на правильный путь:

1. Борода. В мае 2009 года я ушёл в отпуск, там отрастил бороду и уже не сбривал её. Вышел из отпуска с бородой. Отрастил просто так, тогда ещё никаких религиозных соображений не было. Только потом с удивлением узнал, что поступил правильно.

2. Смена фамилии. Смена фамилии (которая произошла в ноябре 2009 года) привела фактически и к моим первым знаниям о вере. Я забил в поиске "Павел Коломенский", чтобы узнать о людях с моим новым именем, и попал на статью в википедии сначала о самом св. священномученике, а затем и о старообрядчестве в целом. Так все и началось.

3. Переезд фирмы. В Москве, практически вплотную к храму Николы Чудотворца на Белорусской, выстроили наш бизнес-центр (это который на фотографиях нависает над храмом и который многие недолюбливают :-). И наша контора в него и переехала летом 2009 года. Ну, и соответственно, так получилось, что один из трёх старообрядческих храмов Москвы оказался у меня на расстоянии вытянутой руки.

4. Отдельные моменты. Были всякие мелочи на работе. Например, первая реакция на бороду:

- О! Бороду отрастил! Ну, ты прямо как старообрядец!
или

- Зачем ты бороду отрастил?
- К истокам надо возвращаться, а то с европеизацией совсем свои традиции забыли!
- Ага, и всем стать старообрядцами...

5. Братья Ананьевы. Один мой близкий родственник как-то хотел работу менять и рассматривал должность в Промсвязьбанке. Его когда начальник на предыдущей работе уговаривал не уходить, главным аргументом назвал: "Ты, что? Ты с ума сошёл? Я тебя умоляю - только не к Ананьевым! Они же старообрядцы!" (хотя, к моему глубокому разочарованию впоследствии, никакие они старообрядцами не оказались :-) - это вот такие стереотипы.

Ну, и главным было, конечно же, рождение сына. Это уже не знамение, это главный стимул. Очень болезненный вопрос - как вырастить сына морально и нравственно здоровым человеком в наше непростое время. Воспитание в семье - понятно, это основа. Но его может оказаться недостаточно. Надо опереть сына ещё на что-то. И вот этим "чем-то" я и выбрал православие.

А что помогло остаться? Ну, главное, что я делал все осознанно - то есть заранее знал, куда иду и зачем. Всё изучил внимательно, прочитал, осмыслил... Поэтому сюрпризов в целом не было.

Духовный отец и его семья тоже очень помогли. Не только и даже не столько в богословских знаниях, сколько в своём отношении к мне, к моей семье, да и вообще ко всем окружающим. Как люди они замечательные - добрые, открытые, доброжелательные, искренние. Я таких в нашей Москве уже давно не встречал. К ним просто тянет, потому что это какой-то голод что ли по таким вот людям, это так грустно, когда вокруг злоба, недоверие, корысть, обман.

Вообще, говорят, есть попы - как кремень. Ревнители древнего благочестия до последней буквы. А батюшка - он добротой берёт, любовью христианской. К нему люди тянутся, потому что верят ему...

Я знаю, что это неправильно - тянуться к священнику. Надо к Богу тянуться. Но, тем не менее, семья Михеевых, безусловно, сыграла свою роль.

Кроме того, мне очень интересно. Я же ничего не знал о православии (такое воспитание было), а оно неотъемлемая часть нашей культуры, нашей истории. Поэтому я все читаю с жадностью, изучаю, впитываю. Мне уже почти 33 - и институтские годы давно прошли. Я уже давно не учился, не постигал новых знаний. Это интересный и увлекательный процесс - человеку нужно мозги тренировать. Я много чего узнал, на старославянском бегло читать стал, на клирос встал. Бог даст - и в МсДУ со временем поступлю на заочное отделение.

Ещё мне очень люди нравятся в наших храмах - люблю наблюдать за старичками с бородами, за бабушками в платочках, за русскими красавицами в сарафанах...

Можно много перечислять, с кем я в храмах познакомился, в Интернете, на форумах, в Москве и других городах. Люди разные, конечно, есть, но в большинстве своем - люди хорошие и приятные. И главное - образованные. Совсем не похожие на тот стереотип, какой есть в обществе - о первобытных живущих в лесу людях.

Вот такие люди и держат меня в Церкви.

И ещё один момент немаловажный: пребывание в Церкви является для меня и важным социальным регулятором, сдерживающим фактором от совершения греха. Человек ведь слаб, и я тем более слаб.

Раньше ведь и покуривал, и матерился бывало, а теперь все изменилось. И от греха я сам себя и удерживаю. Не зря говорят, что охота пуще неволи. Из-под палки-то когда делаешь, то так и хочется из противоречия воспротивиться. А тут коли сам пришел, так чего уж теперь... Захочу вот согрешить - и тут же мысль: а что я пред Богом на исповеди скажу? Если скрою грех, то какой тогда смысл во всем? А если постоянно грешить и каяться, то и того хуже...

Получается, что само пребывание в церкви Христовой удерживает меня от греха, и я потому и остаюсь здесь (по своей воле), что это мне помогает удержаться от соблазна. Без нее пропаду (собственно, потому и сына привел - чтобы и он в Вере рос).


Сейчас по каналу "Культура" показывают сериал "Раскол" Досталя. С точки зрения деталей обрядовых - там, конечно, ошибок много очень. Но об этом о. Александр (o_apankratov) в своем ЖЖ изрядно и во всех деталях указывает. Но авторы на всю обрядовую точность и не претендуют: позиционируют как художественный, а не документальный или исторический фильм.

Главным же достоинством этого фильма является то, что события XVII показаны объективно, а не истерически антираскольничьи, как это обычно подавалось в прежних работах. Нет, сериал не симпатизирует старообрядцам - есть и хорошее, и плохое; но из-за того, что события показаны объективно (так непривычно!), уже становится отрадно.

Поэтому хочется, конечно, чтобы сериал посмотрело как можно больше людей - узнали о тех трагических событиях XVII века, а заодно узнали и о существовании и по сей день Церкви Христовой.

Я всем своим знакомым (не старообрядцам) о сериале постарался рассказать - и те из них, кто смотрят, делают это с большим интересом и много нового для себя узнают. Приходят, расспрашивают, обсуждают. Дай Бог!
Tags: ЖЖ, История старообрядчества, Остроактуальное, Староверы и внешние, Телефильм "Раскол", Традиции старообрядчества
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments