Рассказ молодого человека, пришедшего в старообрядчество

Оригинал взят у forsite в Почему я продолжаю оставаться в Церкви Христовой
Некоторое время назад я опубликовал историю о том, как я пришёл в Церковь Христову. Но мало прийти в Церковь - важно ведь в ней остаться.

Но сначала о знамениях, которые предшествовали Святому Крещению (о которых я упоминал в предыдущем посте) и которые помогли встать на правильный путь:

1. Борода. В мае 2009 года я ушёл в отпуск, там отрастил бороду и уже не сбривал её. Вышел из отпуска с бородой. Отрастил просто так, тогда ещё никаких религиозных соображений не было. Только потом с удивлением узнал, что поступил правильно.

2. Смена фамилии. Смена фамилии (которая произошла в ноябре 2009 года) привела фактически и к моим первым знаниям о вере. Я забил в поиске "Павел Коломенский", чтобы узнать о людях с моим новым именем, и попал на статью в википедии сначала о самом св. священномученике, а затем и о старообрядчестве в целом. Так все и началось.

3. Переезд фирмы. В Москве, практически вплотную к храму Николы Чудотворца на Белорусской, выстроили наш бизнес-центр (это который на фотографиях нависает над храмом и который многие недолюбливают :-). И наша контора в него и переехала летом 2009 года. Ну, и соответственно, так получилось, что один из трёх старообрядческих храмов Москвы оказался у меня на расстоянии вытянутой руки.

4. Отдельные моменты. Были всякие мелочи на работе. Например, первая реакция на бороду:

- О! Бороду отрастил! Ну, ты прямо как старообрядец!
или

- Зачем ты бороду отрастил?
- К истокам надо возвращаться, а то с европеизацией совсем свои традиции забыли!
- Ага, и всем стать старообрядцами...

5. Братья Ананьевы. Один мой близкий родственник как-то хотел работу менять и рассматривал должность в Промсвязьбанке. Его когда начальник на предыдущей работе уговаривал не уходить, главным аргументом назвал: "Ты, что? Ты с ума сошёл? Я тебя умоляю - только не к Ананьевым! Они же старообрядцы!" (хотя, к моему глубокому разочарованию впоследствии, никакие они старообрядцами не оказались :-) - это вот такие стереотипы.

Ну, и главным было, конечно же, рождение сына. Это уже не знамение, это главный стимул. Очень болезненный вопрос - как вырастить сына морально и нравственно здоровым человеком в наше непростое время. Воспитание в семье - понятно, это основа. Но его может оказаться недостаточно. Надо опереть сына ещё на что-то. И вот этим "чем-то" я и выбрал православие.

А что помогло остаться? Ну, главное, что я делал все осознанно - то есть заранее знал, куда иду и зачем. Всё изучил внимательно, прочитал, осмыслил... Поэтому сюрпризов в целом не было.

Духовный отец и его семья тоже очень помогли. Не только и даже не столько в богословских знаниях, сколько в своём отношении к мне, к моей семье, да и вообще ко всем окружающим. Как люди они замечательные - добрые, открытые, доброжелательные, искренние. Я таких в нашей Москве уже давно не встречал. К ним просто тянет, потому что это какой-то голод что ли по таким вот людям, это так грустно, когда вокруг злоба, недоверие, корысть, обман.

Вообще, говорят, есть попы - как кремень. Ревнители древнего благочестия до последней буквы. А батюшка - он добротой берёт, любовью христианской. К нему люди тянутся, потому что верят ему...

Я знаю, что это неправильно - тянуться к священнику. Надо к Богу тянуться. Но, тем не менее, семья Михеевых, безусловно, сыграла свою роль.

Кроме того, мне очень интересно. Я же ничего не знал о православии (такое воспитание было), а оно неотъемлемая часть нашей культуры, нашей истории. Поэтому я все читаю с жадностью, изучаю, впитываю. Мне уже почти 33 - и институтские годы давно прошли. Я уже давно не учился, не постигал новых знаний. Это интересный и увлекательный процесс - человеку нужно мозги тренировать. Я много чего узнал, на старославянском бегло читать стал, на клирос встал. Бог даст - и в МсДУ со временем поступлю на заочное отделение.

Ещё мне очень люди нравятся в наших храмах - люблю наблюдать за старичками с бородами, за бабушками в платочках, за русскими красавицами в сарафанах...

Можно много перечислять, с кем я в храмах познакомился, в Интернете, на форумах, в Москве и других городах. Люди разные, конечно, есть, но в большинстве своем - люди хорошие и приятные. И главное - образованные. Совсем не похожие на тот стереотип, какой есть в обществе - о первобытных живущих в лесу людях.

Вот такие люди и держат меня в Церкви.

И ещё один момент немаловажный: пребывание в Церкви является для меня и важным социальным регулятором, сдерживающим фактором от совершения греха. Человек ведь слаб, и я тем более слаб.

Раньше ведь и покуривал, и матерился бывало, а теперь все изменилось. И от греха я сам себя и удерживаю. Не зря говорят, что охота пуще неволи. Из-под палки-то когда делаешь, то так и хочется из противоречия воспротивиться. А тут коли сам пришел, так чего уж теперь... Захочу вот согрешить - и тут же мысль: а что я пред Богом на исповеди скажу? Если скрою грех, то какой тогда смысл во всем? А если постоянно грешить и каяться, то и того хуже...

Получается, что само пребывание в церкви Христовой удерживает меня от греха, и я потому и остаюсь здесь (по своей воле), что это мне помогает удержаться от соблазна. Без нее пропаду (собственно, потому и сына привел - чтобы и он в Вере рос).


Сейчас по каналу "Культура" показывают сериал "Раскол" Досталя. С точки зрения деталей обрядовых - там, конечно, ошибок много очень. Но об этом о. Александр (o_apankratov) в своем ЖЖ изрядно и во всех деталях указывает. Но авторы на всю обрядовую точность и не претендуют: позиционируют как художественный, а не документальный или исторический фильм.

Главным же достоинством этого фильма является то, что события XVII показаны объективно, а не истерически антираскольничьи, как это обычно подавалось в прежних работах. Нет, сериал не симпатизирует старообрядцам - есть и хорошее, и плохое; но из-за того, что события показаны объективно (так непривычно!), уже становится отрадно.

Поэтому хочется, конечно, чтобы сериал посмотрело как можно больше людей - узнали о тех трагических событиях XVII века, а заодно узнали и о существовании и по сей день Церкви Христовой.

Я всем своим знакомым (не старообрядцам) о сериале постарался рассказать - и те из них, кто смотрят, делают это с большим интересом и много нового для себя узнают. Приходят, расспрашивают, обсуждают. Дай Бог!
Спаси Христос, отче! Но правильнее будет сказать не "перешедшего", а "пришедшего".