o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

"Раскол", серии 13 и 14

- непонятный эпизод с пострижением в иноки воеводы Пашкова: что-то не припоминаю его, да и не имел права Аввакум, как "белый" священник, совершить пострига. О том,что это может делать только священноинок (в крайнем случае, простой инок) прямо сказано в правилах (напр.,в Номоканоне при Большом Потребнике патр. Филарета);
- на молитве Аввакум стоИт не по-старообрядчески, расставя ноги, молится не по книге, а своими словами ... хотя слова и неплохие, в мирском смысле;
- в сцене суда Евангелие на аналое (для целования) лежит лицевой крышкой переплёта вниз, тыльной вверх;
- когда Аввакум вернулся из Даурии в Москву, ему говорят, что, мол, за службу и по старым книгам "не ругают". Что-то не припомню такого;
- что-то часто Аввакум небрежно крестится :(
- благословляя, он говорит "отроке Иване", вместо церковного "Иоанне";
- не совсем верно представлены отношения Аввакума и царя Алексея после возвращения первого из Сибири. В фильме царь якобы разрешает молиться по-старому, приглашает в справщики Печатного двора. А мне помнится, было попроще и "покруче": звал государь протопопа не много ни мало ... в свои духовникИ (!). Но с одним условием: принять реформу, отказаться от старины. Аввакум на это не пошёл,ну и ... понятно что;
- очень странное намерение протопопа назвать очередного сына в честь ... умершего воеводы Пашкова, якобы им постриженного. В честь святых принято всё же нарекать чад, а не в память о ... знакомых, так сказать;
- название праздника "Рождество" Аввакум произносит по-никониански. В старом же варианте в этом слове нет буквы "д";
- сомнительно, чтобы Аввакум трапезовал с новообрядческим епископом, хотя бы и благословя по-старинному "ястие и питие";
- просфора предлагается для потребления, конечно, до еды, а не во время её, как показано;
- перед собором восточных патриархов Никон говорит, что-де рукоположен Константинопольским, потому те не имеют права его судить. Но это абсолютно не так: в митрополиты (собственно,в архиереи) 11.03.1649 его ставил гостивший в Москве патр. Паисий Иерусалимский, а на патриаршей хиротонии 25.07.1652 так и вовсе не было греческих епископов, её возглвлял Казанский митрополит Корнилий;
- сомнителен привод на суд восточных иерархов колодника в цепях и лохмотьях. Обычно старались не портить общую благостную картину церковных соборов такими зрелищами, зачитывая от подобных узников лишь письменные показания;
- при встрече в темнице Аввакум как-то странно "благословляет" боярыню Морозову, трижды по воздуху. В старообрядчестве такое не принято, скорее всего,и протопоп тако не творил;
- приговаривая Никона к лишению сана, все говорят: "Низвергнуть". А надо "Извергнуть",в этом слове нет буквы "н".

Ну, хватит пока :)
С наступающим всех, завтра ведь Новое лето!:)
Tags: История старообрядчества, Староверы и внешние, Телефильм "Раскол", Традиции старообрядчества, Церковно - общественное
Subscribe

  • Похвальное на Похвалу

    Новгородские школьники на уборке территории у древнего храма св. Феодора Стратилата на Ручью. Слева в чёрной шапочке - Глафира Александровна…

  • 15-го 15 лет назад

    "Отстоявшийся" юбилей (а не отстойный:)). В смысле, вчера отмолились МАринно стояние со множеством земных поклонов (об этой службе:…

  • Открытие дня: "Белорусская" в Саратове:)

    Ещё не освящённый новообрядческий храм Тихона Задонского (кстати, тот был уроженцем Новгородской губернии) в г. Саратове, который даже не смутно и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments