o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

"Раскол", серии 17 и 18

- на венчании царя и Натальи Нарышкиной облачения священства совершенно дониконовские,а пение опять не соответствует представленному на экране моменту Чина;
- очень неудачное пение при показе ферапонтовских фресок Дионисия. Вообще досадно,что ни одного(!) песнопения в фильме не звучит в исполнении нормального, мощного мужского хора, как следовало бы :(
- Никон, конечно, знал Житие преп. Ферапонта белоезерскаго;
- старый инок,с коим б.патр. беседует в монастырском соборе, вряд ли бы назвал своё имя по - реформированному, СоломОн. Дораскольный вариант - СолОмон;
- странно, что боярыня Морозова перед арестом - не в иноческом одеянии, с цветным платком на голове,да ещё заколотым богатой брошью;
- едя по улице, она кричит народу о "знамЕнии". А должна бы о "знАмении" (уже второй раз замечаю этот "ляп");
- какой-то хлипкий крестик ставит Никон близ Ферапонтова м-ря. Авторы фильма, кстати, как-то забыли упомянуть, что остров, на коем поставили крест, был насыпан посреди озера по приказу Никона монастырскими крестьянами. Такой вот был "безвластный узник";
- вряд ли вино держали в глиняных горшках, чай, не коровье молоко :) Вообще кол-во вина у опального патриарха измерялось вёдрами. Так, только на 1674 г. ему от царя, т.е. из казны, выделили "10 ведер вина церковного, 10 ведер романеи, 10 ведер ренского"(Бриллиантов И. Ферапонтов Белоезерский монастырь, место заточения патриарха Никона. СПб, 1899.С.187). Не скучал чтобы он там, наверное;
- смягчена сцена разговора арестованной боярыни Морозовой с патриархом Питиримом. Насколько помню по её Житию, она не только отказалась от помазания от его руки, но и плюнула ему в лицо;
- показано, как поднимают на дыбу Евдокию Урусову. Но с Морозовой проделывали то же самое, причём вроде бы ещё и не один раз;
- среди заступающихся за боярыню показана ... царевна Софья Алексеевна, в реальности никогда симпатий к староверам не питавшая. Более того, впоследствии явившаяся одной из лютейших гонительниц, издавшей в своё правление печально знаменитые драконовские "12 новоуказных статей о раскольницех";
- когда боярынь увозят в Боровск, те почему-то говорят, что в Пафнутьев монастырь. Там вообще-то одно время сидел прот. Аввакум (что вовсе не отражено в фильме),но ко оным страдалицам обитель отношения не имела - монастырь-то всё же мужской. Потому и держали несчастных женщин не там, а в городской крепости,близ воеводского двора;
- показана казнь под окнами царского терема, чего никогда не бывало: Кремль считался священным местом, его не поганили такими действами. Для этого были другие места: край рва у Спасской башни (где теперь мавзолей Ленина и пр. сов. некрополь:)), "Болото" (ныне Болотная пл. на Балчуге),иногда приговорённых вывозили зА город и т.д. Но не в Кремле же!;
- Иоаким, будущий патриарх, был в Киеве не простым монахом, как говорит в фильме Никон, а настоятелем Межигорского монастыря;
- приходится вновь и вновь повторять: да не называл Никон царскую милостыню "иудиными дарами", брал вовсю, да ещё мало казалось, постоянно писал государю и просил ещё! Ну вот пожалуйста, только одно такое письмо: "В нынешнем 176 (1667) году ... приходил ко мне богомольцу вашему Стефан Наумов (посланник от царя - о.А.П.) и говорил мне ... чтобы я ... тебе великому государю подал благословение и прощение, а ты государь богомольца своего милостию своею ... пожалуешь; и я смиренный тебя ... благословляю и прощаю" (Бриллиантов И. Указ.соч.,с. 149-150). Причём милостыню царь давал не только деньгами и съестными припасами, но и крепостными "людишками". А Никон ещё смотрел, "добрЫ ли" в услужении,и далеко не всех принимал, многих отсылал обратно, нередко подвергая за нерадение телесным наказаниям (Там же,с.188-190,приводятся весьма красноречивые конкретные примеры). Да, пожалуй, жизнь Никона в ссылке - наименее достоверный из изображённых в сериале исторических сюжетов :(
- насколько помню, боярыню Морозову и ДВУХ её соузниц (в фильме почему-то нет третьей, Марии Даниловой) сразу поместили в земляную тюрьму в Боровске,а не только когда выяснилось, что они получали письма от Аввакума;
- боярыня неверно молится за почившую сестру Евдокию, говрит "Помяни", как будто та инокиня, а надо "Покой",т.к. она быля мирянкой. И вместо "причастницу" говорит "приучастницу";уж могла бы актриса в любой староверский молитвенник поглядеть;
- никакой архиерей не посещал Морозову в заточении и не обещал чести от царя за отказ от старой веры, это авторский вымысел. По Житию, присылали к ней однажды только какого-то никонианского старца (вероятно, иеромонаха), но тот не стал её разубеждать,а только поклонился в землю да и ушёл. Видать,и сам сочувствовал страдалице;
- царь и патр. Иоаким говорят о дозволении людям дома молиться по-старому. Между тем именно этот патриарх соборным решением 1682 г. запретил молиться по-дораскольному в частных домах.Так что вряд ли такая беседа могла быть в реальности.

Итак, завтра - последние 2 серии и итоговое обсуждение.
Наверное, подведём некую черту и здесь ...
Tags: История старообрядчества, Остроактуальное, Телефильм "Раскол", Традиции старообрядчества
Subscribe

  • Ледоход под Лествичника

    Моё вчерашнее фото апрельского Волхова у кремля ... сделанное на фоне осознания того, что вместе с этим льдом уплывает 50-й год жизни ... и…

  • Отдание с Илиею

    С Отданием Благовещения и памятью св. Архистратига Гавриила! Предлагаю посмотреть интересный видеорассказ о новгородской улице Славная, где…

  • Благовещение средопостное

    ... потому что в этом году оказалось в аккурат посередине Великого поста:) Поздравляю всех! Кстати рыбки поели?:) См.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments