o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

"Раскол", серии 19 и 20 + итоговое обсуждение

Примечательно, что окончание киноэпопеи пришлось на день памяти одного из священномучеников за древлее благочестие - Даниила, протопопа костромскаго ...
Теперь "придирки" и реплики:
- не помню, чтобы со смертью царя Алексея облегчалась участь старообрядцев;
- слуги Никона читают надпись с датой на кресте, вместо "лета" говорят "года";
- на самом деле Никон не раз и не два письменно прощал царя, надеясь на возвращение былой милости. Одно из таких писем уже цитировалось в предыдущем пОсте, посвящённом сериалу;
- нет данных, что Никон не поминал в молитвах патр. Иоакима;
- царь Фёдор представлен чуть ли не либералом-реформатором. На самом деле он лишь укрупнил Приказы (министерства того времени),объединив близкие по функциям, а местничество отменил (о чём в кино, правда, ни слова)лишь для упрощения командного механизма,в первую очередь в армии. Нечего,мол,считаться с заслугами предков тех или иных бояр и дворян, пусть исполняют приказы без оглядки на родовитость и пр. Либерализация это или,напротив,ужесточение - ещё большой и отдельный вопрос. Совершенно не отражено, что первой женой (он за 20 лет жизни умудрился быть 2жды женатым)царя была полячка Грушецкая, оттого при дворе господствовала польская мода и вообще западные обычаи, включая одежду. Да,и что это в сериале государи и Алексей,и Фёдор - блондины, этакие "русачки"? Первый, судя по прижизненным "парсунам" (портретам; один из них размещал тут) - брюнет, второй - как минимум шатен ... Слабо проработанный и немало идеализированный образ, в общем :(
- сказано что в Кирилове м-ре у Никона было лишь 3 слуг. На самом деле с ним жили два келейника, трое служек, повар и "приспешник" (Бриллиантов И. Ферапонтов Белоезерский монастырь, место заточения патриарха Никона.СПб,1899.С.226). Любопытная цитата оттуда же: "Стол для него велено было готовить ЛУЧШИЙ, ЧЕМ ДЛЯ БРАТИИ, НЕ ТОЛЬКО В РАЗРЕШЕННЫЕ,НО И В ПОСТНЫЕ ДНИ, также велено было давать ему "ПИВО И МЕД ДОБРЫЕ ПО ЕГО ПОТРЕБЕ". "Тяготы заточения", так сказать. Но,как уже говорил намедни,в кино эта тема как-то обойдена;
- и Пётр-то малый, будущий "Великий", у них блондинчик, это уж "ни в какие ворота":(
- эпизод с "подмётными грамотами" и дёгтем на гробнице - чистый вымысел. Грамоты с Ивана Великого разбрасывали во время 1-го стрелецкого бунта,"Хованщины",уже после сожжения Аввакума и иже с ним, а поводом к этой казни послужило последнее, очень дерзкое письмо протопопа, окончательно понявшего, что возврата к древлему благочестию уже не предвидится, к царю Фёдору. Кстати, в кино могли бы его и процитировать. Неужто побоялись?:)
- вряд ли иноки из окружения Никона носили дораскольную одежду и клобуки;
- в конце пребывания в Кирилове Никон ПРИНЯЛ СХИМУ. Что из фильма отнюдь не явствует;
- сцена благословения братии перед отъездом источниками не подтверждается;
- Никон умер в Ярославле, немного не доехав до Москвы. А в кино вообще непонятно, где это было;
- на службе при царе Фёдоре звучит ... дораскольное унисонное пение. А в дониконовских богослужебных эпизодах его почему-то нет :(
- изображается служба на Богоявление, но поют "Достойно есть", а не праздничный задостойник;
- надписи на "подмётной" бересте - с явными орфографическими ошибками. Писавшие их Аввакум со товарищи были отнюдь не столь невежественны;
- из источников ничего не известно о заступничестве за пустозерских сидельцев царицы;
- она к тому же неверно цитирует Евангелие, говоря, что надо прощать "седмижды седмицею" (7х7 раз),а там "седьмдесят крат седмерицею" (70х7);
- фантастичен эпизод с посылкой царём гонцов с приказом об отмене сожжения Аввакума и прочих. По легенде (а не по источникам, замечу) такое было с осадой Соловецкого монастыря: приказали снять,а обитель-то уже взяли,и два гонца с противоположными вестями встретились в Вологде. Но этого в нашем кино нет, однако сей сюжет зачем-то перенесли на другой исторический момент;
- Аввакум,по преданию,предсказывал,что Пустозерск "засыплет песком",а не что он зарастёт непролазной травой, как в фильме. Вообще-то за Полярным кругом высокая трава в принципе не растёт:)
- едва ли при сожжении узников ещё и привязывали к столбу, по-западноевропейски. Из сруба и так не выйдешь;
- вряд ли стрельцы ослушались бы приказа запалить сруб. Так ведь и самим можно там оказаться;
- очень неуместное "строчное" женское пение при сцене казни страдальцев:(
- по преданию, Аввакум и из пламени поднимал руку с двуперстием и призывал православных держаться его. Чего в фильме, однако, нет;
- на одном из явно декоративных "храмов" в киношной "Москве" сделали "Деисус" с иконой Богородицы в центре, как будто Она - Божество:(
- финальная сцена с юным Петром, конечно, сильна. Но вряд ли был допущен барабанный бой в центре столицы в день кончины государя.

Да, и линия вовлечения России в антитурецкую коалицию оказалась НИКАК НЕ ОТРАЖЕНА :(
Тогда как именно при Фёдоре Алексеевиче это было наиболее явственно, велась прямая война с Османской империей за часть Украины. Гетман Дорошенко там в основном на стороне турок выступал, кстати. Наверное, следовало бы хотя бы сказать об этом, в развитие темы переменчивости Хмельницкого, отражённой в предыдущих сериях.
В общем и целом, конечно, сериал вполне мог быть лучше,и намного.
Но и тот, что реально получился, считаю, всё же имеет больше достоинств, чем недостатков.
А какая дискуссия вокруг него развернулась! Сразу видно: задели за живое:)
Надеюсь,и мои скромные замечания принесут тут некую пользу...
Кстати, завтра планирую разместить свод ссылок на комментарии ко всем сериям, для удобства их нахождения.

А обсуждение ... прошедшее без единого живого старообрядца ... не относить же к таковым сотрудника МП о. Иоанна Миролюбова (хотя и старовера по происхождению) ... что сказать ...
На мой взгляд, лучше всех выступал г-н Пихойя, всё же крупный архивист и,чувствуется, настоящий знаток истории,к тому же достаточно свободно мыслящий...
И сам Досталь, конечно, впечатлил.
Наверное, размещу здесь видеозапись этого разговора,и о нём ещё будет возможность потолковать...

Пока же простите ради Христа, устал, откровенно говоря :)
И с наступающим праздником иконы Пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины: она как староверие, горит и не сгорает:)
Tags: История старообрядчества, Остроактуальное, Староверы и внешние, Телефильм "Раскол", Традиции старообрядчества
Subscribe

  • Похвальное на Похвалу

    Новгородские школьники на уборке территории у древнего храма св. Феодора Стратилата на Ручью. Слева в чёрной шапочке - Глафира Александровна…

  • 15-го 15 лет назад

    "Отстоявшийся" юбилей (а не отстойный:)). В смысле, вчера отмолились МАринно стояние со множеством земных поклонов (об этой службе:…

  • Открытие дня: "Белорусская" в Саратове:)

    Ещё не освящённый новообрядческий храм Тихона Задонского (кстати, тот был уроженцем Новгородской губернии) в г. Саратове, который даже не смутно и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Похвальное на Похвалу

    Новгородские школьники на уборке территории у древнего храма св. Феодора Стратилата на Ручью. Слева в чёрной шапочке - Глафира Александровна…

  • 15-го 15 лет назад

    "Отстоявшийся" юбилей (а не отстойный:)). В смысле, вчера отмолились МАринно стояние со множеством земных поклонов (об этой службе:…

  • Открытие дня: "Белорусская" в Саратове:)

    Ещё не освящённый новообрядческий храм Тихона Задонского (кстати, тот был уроженцем Новгородской губернии) в г. Саратове, который даже не смутно и…