o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Cумма против "неопасхалистов": диакон Валерий Тимофеев (ч. 1)

В оригинале статьи имеются подстрочные примечания.
Мне почему-то не удалось их скопировать.
Но, полагаю, всё вполне ясно и без них.

Диакон Валерий Тимофеев (г. Чебоксары), член Канонической комиссии РПСЦ

О ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «НОВОЙ ПАСХАЛИИ»


Нас называют новопасхалистами. И правильно называют. Мы новопасхалисты и новозаветники.
Алексей Рябцев

Иже узаконенное о Пасце предание преложити покусится: аще есть мирскии человек, да изринется. Аще ли причетник, да извержется.
Антиохийского Собора правило 1

Аще кто мирскии человек, преступает взаконеное Пасхи предание, и со июдеи или о себе един во ино время восхощет сотворити Пасху, да есть не причастен, и изриновен от Церкве. Аще же есть причетник таковое творя, да извержется, и да будет лишен отнюдь святительския чести и имене. И причетницы елико же их приобщаются ему по извержении, и тии да извержени будут.
Толкование на 1 правило Антиохийского Собора

+ + +

В последнее время появился ряд работ А. Рябцева, в которых он высказывает свою точку зрения на необходимость изменения существующей церковной Пасхалии. Из доступных нам работ наиболее полно его взгляды изложены в статье «О праздновании священного дня Пасхи - Светлого Христова Воскресения», а также в дискуссии, которая велась с ним и другими новопасхалистами в Интернете на сайтах Древлеправославие (http://drevlepravoslavie.forum24.ru/) и Самарское староверие (http://samstar.ucoz.ru/) в первой половине 2011 г. от Р.Х. Настоящая работа посвящена исследованию высказанных новопасхалистами взглядов и учений.

1.

1-ю часть своей статьи «О праздновании священного дня Пасхи - Светлого Христова Воскресения» А. Рябцев начинает с заявления: «Христианскую Пасху надо праздновать: 1) после иудейской; 2) после первого полнолуния после весеннего равноденствия; 3) в воскреный день недели». Автор не упомянул того, кто установил этот порядок правил, которым он пользуется, скорее всего, он сам, так как Церковное предание каноны устанавливают иной порядок перечисления правил празднования Пасхи.
7 правило Святых Апостол гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина». Славянская Кормчая патриарха Иосифа передает это правило в следующем виде: «Со июдеи не праздновати. Аще который епископ, или презвитер, или диакон святый день Пасхи, прежде времени со июдеи празднует, да извержется. Се разумно есть».
В главе 7-й литеры «П» «О Святой Пасхе» из Алфавитной Синтагмы иеромонаха из г. Солунь Матфея Властаря (+ ок. 1360 г.) в подглавке «О том, что для Пасхи положены четыре ограничения» разъясняет: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия; второе – не праздновать ее вместе с иудеями в один день; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; и четвертое – после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы». Разница, между «новопасхалистским» утверждением и канонами, как видим, существенная.
В предисловии к статье А. Рябцев сходу заявляет, что «используемые нами пасхальные расчеты и составленные на их основе пасхальные таблицы содержат грубую ошибку, которая приводит в некоторые года к нарушению Апостольского и Соборных правил о запрещении празднования христианской Пасхи вместе с иудеями». В качестве примера того, что с «пасхальными таблицами можно легко напутать» А. Рябцев уже в 1 части своей статьи приводит ошибки индиктов в издании «Ока церковного» (Верещагино, 2009) и в церковных календарях за периоды 1997-2000 и 2005-2009 годов. Заслугу в исправлении ошибочных индиктов автор, конечно, приписывает себе. Далее в тексте статьи автор разъясняет читателям, что «индиктовый круг – это период в 15 лет», «первому лету от Адама» соответствует «индикт 1», второму – «индикт 2», что «раньше никто индиктов не рассчитывал» и «чтобы узнать какой сейчас «индикт», надо найти остаток от деления номера лета «от Адама» на 15».
Относительно индиктов следует сказать, что сам термин «индикт» (лат. Indictio – «назначение, наложение») происходит от латинского глагола indico – «назначаю, налагаю». В Древнем Риме со времен царя Сервия Тулия граждане обязаны были раз в пять лет собираться на Марсово поле для переписи (ценза). После переписи проводились очистительные жертвоприношения – lustrum. Соответственно, и все пятилетие называлось «люстром». Люстры имели значение только для римских граждан. В период Поздней Республики и Ранней империи для удобства сбора податей уже не с римлян, а с жителей провинций, пятилетние периоды между переписями стали объединять по три, таким образом, возник 15-летний цикл индикта. За начало индикта был принят сентябрь, т.к. к этому времени заканчивались полевые работы.
Индикт сам по себе не имеет никакого отношения к пасхальным вычислениям. Он мог быть принят Церковью либо после победы императора Константина над Максенцием в 312 г., когда императору явился Христос (312 г.), либо в 313 г. – после издания Миланского эдикта о свободе вероисповедания. Вполне возможно также, что счет индиктами мог быть принят церковью с 1 индикта, который был при Константине (327 г.). Традиционный способ нахождения индикта описан еще Матфеем Властарем: им будет остаток при делении года от сотворения мира на 15 (этот способ правильно упоминается А. Рябцевым). Существуют также способы нахождения индикта и по эре от Р.Х. Для этого можно от года по эре Р.Х. вычесть 312 и разность разделить на 15. Можно также разделить год от Р.Х. на 15 и к остатку прибавить 3. Результаты будут совпадать.
Алгоритм счета индиктов известен давно, поэтому создана специальная таблица, чтобы не терять времени на расчеты, когда требуется определить несколько индиктов. Помещаю ее здесь для практических целей.

Индикты

7300 7400 7500 От Адама Тысячи и сотни годов





От Р.Х. 1800 1900 2000
7000 7100 7200 1500 1600 1700
6700 6800 6900 1200 1300 1400
6400 6500 6600 900 1000 1100
6100 6200 6300 600 700 800
5800 5900 6000 300 400 500
5500 5600 5700 Десятки и единицы годов 0 100 200
10 5 15 0 15 30 45 60 75 90 3 12 8
11 6 1 1 16 31 46 61 76 91 4 14 9
12 7 2 2 17 32 47 62 77 92 5 15 10
13 8 3 3 18 33 48 63 78 93 6 1 11
14 9 4 4 19 34 49 64 79 94 7 2 12
15 10 5 5 20 35 50 65 80 95 8 3 13
1 11 6 6 21 36 51 66 81 96 9 4 14
2 12 7 7 22 37 52 67 82 97 10 5 15
3 13 8 8 23 38 53 68 83 98 11 6 1
4 14 9 9 24 39 54 69 84 99 12 7 2
5 15 10 10 25 40 55 70 85 13 8 3
6 1 11 11 26 41 56 71 86 14 9 4
7 2 12 12 27 42 57 72 87 15 10 5
8 3 13 13 28 43 58 73 88 1 11 6
9 4 14 14 29 44 59 74 89 2 12 7
Индикты Индикты

Для полноты картины, следует также отметить, что существуют католические, т.н. «Римские индикты» (Indictio Romana), которые начинаются, не с 1 сентября, как в Православной Церкви, а с 1 января, но для нас они практического значения не имеют.

Далее, А. Рябцев рассматривает «Круг солнцу» и «Круг луне» и приводит примеры их вычисления. «Кругом солнцу» называется 28-летний период, по завершении которого числа месяцев будут приходиться на те же дни недели, как это было 28 лет назад, или, как говорит А. Рябцев, «дни недели выпадут на те же самые числа месяцев Юлианского календаря». Под термином «круг луне» понимают: 1) 19-летний период времени, после которого новолуния и полнолуния бывают в те числа солнечных месяцев, в которые они были 19 лет назад; 2) в Пасхалии также называются и отдельные годы лунного круга.
Течение «кругов луне» Православная Церковь начинает с древнейших времен «от Адама», которое было в пятницу, 1-го марта. Повторяя в очередной раз общеизвестное, А. Рябцев пишет: «Получив «круг Луне», определяют находящиеся в пасхальной таблице «основания» и «епакты».
Так как в дальнейшем А. Рябцев отводит в своих построениях «основаниям» и «епактам» значительное место, то следует сказать, что в пасхальных расчетах «основание» означает число дней, на которое юлианский солнечный год превышает лунный, т.е. показывает число дней, которое надо добавить к лунному году, чтобы он равнялся юлианскому солнечному. Истинная разница между лунным и солнечным годом составляет 10 дней 21 час 11 минут 25 секунд, но для простоты расчетов округляют ее до 11 дней. Следовательно, если вести счет лет лунным годам относительно солнечных, то разница постоянно будет увеличиваться на 11. Пока эта разница не превышает 30, то она и является «основанием», но когда она достигнет более 30 дней (т.е. месяца), то из нее вычитают 30, и «основанием» будет остаток. Впрочем, все это давно хорошо известно, и соотношения «кругов луне» и «оснований» тоже высчитаны давным-давно и используются Церковью со времени составления первых пасхальных канонов. И хотя сам А. Рябцев говорит, что «соотношения годов лунного цикла и «оснований» имеются в богослужебных книгах в уже готовом виде», тем не менее он приводит таблицу, в которой «круги луне» начинает не с 1-го, а с 17-го, так как «после 16-го года происходит так называемый «скачок луны» (особая поправка на одни сутки).
Но какой смысл даже в этом случае переворачивать порядок течения «кругов луне»?
При этом А. Рябцев предлагает увеличить «основания» в пасхальных таблицах, так как за предыдущий Великий индиктион накопилась разница (которую А. Рябцев почему-то именует «ошибкой») между табличным и реальным полнолунием почти в 2 дня.
В том, что «основания» могут быть увеличены со временем нет ничего удивительного. По свидетельству Матфея Властяря, «основание» увеличивалось на 1 каждые 300 лет, пока в 1333 году дошло до первого нашего нынешнего «основания» – 14. Такое увеличение оснований могло происходить вследствие того, что астрономические новолуния (из-за несовершенства «цикла Метона») каждые 312 с половиной лет происходили на день раньше, чем это определялось по Пасхалии. Это, однако, никак не влияло на определение дня Пасхи, так как Пасха вычислялась и до сих пор вычисляется не по астрономическим полнолуниям. Кстати следует заметить, что католики до самой Григорианской реформы отмечали Пасху в те же самые дни, что и Православная Церковь, увеличивая свои эпакты, которые соответствовали нашим «основаниям» на 1 в 800, 1100 и 1400 годах.
Если бы действительно существовала необходимость увеличить «основания», то Церковь могла бы сделать это и в XVIII-XIX вв., когда «основание» следовало увеличить на 1, но этого сделано не было. Какой смысл в XXI веке увеличивать «основание» на 2, если оно не имеет решающего влияния на время празднования Пасхи? Только для того, чтобы автор этого предложения мог бы в следующей какой-нибудь «реформаторской» статье записать на свой счет не только «исправление ошибки» в индикте, но в «основании»?

Рассуждения А. Рябцева относительно «епакты» заслуживают самого пристального рассмотрения. Он уверяет читателей, что «епакта» - это то число марта, на которое выпадает 20-е число лунного месяца: «На 20-е число пасхального лунного месяца выпадает окончание семи пасхальных дней у иудеев. Поскольку полнолуние (и, соответственно, начало иудейской пасхальной недели) – это 14-е число лунного месяца, то окончание этой недели будет 20 числа (14+6=20)».
А. Рябцев уверяет читателей, что будто бы «пасхальные дни у иудеев» заканчиваются 20 числа «пасхального лунного месяца». Что это за месяц из текста остается неизвестным. Вероятнее всего, имеется в виду тот месяц, который в книгах Исход и Левит назван «первым» месяцем: «В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня» (Левит 23:5). А в книге Исход говорится о семи днях: «С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца» (Исход 12:18). Никаким образом вечер 21 дня 1-го месяца не может быть 20 числом «пасхального лунного месяца» (по Рябцеву) (см. ниже).
Согласно традиционному, не «новпасхалистскому» пониманию, епакта означает число, «дополняющее» соответствующе ему «основание» до 21-го, когда основание меньше этого числа, или число, дополняющее «основание» до 51-го, если основание больше 21-го. Именно таким образом высчитывались епакты в прежние времена, а не так, как это представлено в статье А. Рябцева – с использованием отрицательных чисел. Для примера его расчет для 16 «круга луне»: круг луне – 16, епакта – 22 (3-11= -8; -8+30=22). Результат, конечно, получается такой же, как и при традиционном способе расчета, но для чего нужно это модернизаторство автору, который якобы стремиться восстановить якобы истинную компутацию?
Епакты были введены в Пасхалию для того, чтобы обозначать окончание опресночной седмицы, которое дает возможность высчитать день ветхозаветной пасхи. Но епакты показывали только не истинную иудейскую пасху, а «расчетную» времен, близких в 1 Никейскому Собору (до того, как были увеличены «основания»).
Нынешние же епакты, прямо зависимые от «оснований» показывают приблизительную еврейскую пасху после XIV века, так как Матфей Властарь прямо упоминает об увеличении «основания» каждые 300 лет на 1, пока в его время первое в ряду «основание» не стало 14 (сохраняется и сейчас).
Таким образом, «основания» и «епакты» показывают приблизительную, «расчетную», а не истинную иудейскую пасху.
Зная это, можно высчитать и приблизительную иудейскую пасху времен Никейского Собора. Если «основание», принятое сейчас, вычесть из 30, то получим мартовское новолуние, приблизительно совпадающее с нынешним астрономическим новолунием. Оно, в свою очередь, тоже приблизительно будет соответствовать дню 1 Нисана (современное иудейское название первого библейского месяца). Если к полученному новолунию (1 Нисана) прибавим 21 (последний день опресночной седмицы), то получим 22 день Нисана . Таким образом, епакта показывает на «расчетный» 22 день Нисана, а по этой дате уже можно определить день 15 Нисана, или приблизительную еврейскую пасху настоящего времени. Если к полученной дате прибавить 3, то получим приблизительную еврейскую пасху времен, близких к Никейскому Собору.
Как в Александрийской, так и в современной Пасхалии пасхальные границы установлены в пределах 22 марта – 25 апреля. А. Рябцев говорит, что «дата Пасхи, обозначаемая «ключом границ» (т.е. цифрами от 1 до 35, соответствующих дням в пределах 22 марта-25 апреля. – д.В.Т.), получается путем прибавления к 21 марта этого числа». Однако он не объясняет, почему надо прибавлять эти числа именно к 21 марта.
Дело в том, что пасхальные границы (22 марта-25 апреля) были установлены вследствие того, истинное пасхальное полнолуние по Александрийской Пасхалии не может быть ранее 21 марта. Следовательно, если 21 марта случиться в субботу (тогда же будет и иудейская пасха), то христианская Пасха должна быть в следующее после иудейской пасхи воскресенье, т.е. 22 марта. Это и есть самый ранний предел Пасхи. Верхний предел Пасхи (25 апреля) установлен вследствие того, что самым поздним истинным пасхальным полнолунием будет 18 апреля, и случится оно в воскресенье (иудейская пасха). Следовательно, христианская Пасха будет через неделю в следующее воскресенье – 25 апреля.
Оставшийся текст 1 части своей статьи А. Рябцев посвящает рассказу об «исправных буквах», вычислению дней недели по «кругам солнцу», вруцелетам, упоминает о счете по «Дамаскиновой руке». Но все это и без А. Рябцева хорошо описано в руководствах по вычислению Пасхалии, поэтому, в данном случае, мы на всем этом останавливаться не будем.
Tags: Ереси, Наука, Неопасхализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments