o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Cумма против "неопасхалистов": диакон Валерий Тимофеев (ч.3)

Однако наши новопасхалисты, не принимая в расчет никаких возражений и аргументов, настаивают на необходимости внесения правки в пасхальные таблицы нынешнего Великого индиктиона. А. Рябцев в своей статье предлагает даже «механизм такого исправления» из 7-ми пунктов: 1) с помощью астрономических наблюдений составить расписание мартовских полнолуний на первые 19 лет; 2) установить «основание» и «епакту» для первого года; 3) рассчитать остальные «основания» и «епакты»; 4) проверка соответствия полученных епакт и оснований реальным полнолуниям; 5) проверка табличных полнолуний по иудейским вычислениям, а также все «основания» и «епакты». Отклонения от иудейских полнолуний должны быть исправлены на основании иудейских; 6) вычислить все даты весеннего равноденствия и самого раннего иудейского песаха, и на основании этих дат установить новые пасхальные пределы; 7) расписать даты пасхи на весь Великий индиктион.
Предлагаемая А. Рябцевым «исправа» пасхальных таблиц в богослужебных книгах неприятно напоминает знаменитую фразу: «Правь, Арсен, как-нибудь, лишь бы не по-старому»… Нетрудно заметить, что затеваемая новпасхалистами календарная реформа, по сути дела, сводится к унификации православной Пасхалии с иудейским календарем. При этом высшим авторитетом будет обладать именно иудейский календарь: по нему предлагается сверить правильность вычисления полнолуний, по нему же надо будет «исправлять» отклоняющиеся «основания» и «епакты», в соответствии с самым ранним песахом будут установлены даты самой ранней и самой поздней христианской Пасхи.
Спрашивается, для чего так мучиться, наблюдать полнолуния и проводить многочисленные вычисления? Намного проще рассчитать христианскую Пасху при помощи иудейского календаря. Да, и новопасхалистам высчитывать-то, собственно, ничего не придется. Узнать у иудеев дату песаха и окончания опресночных дней - вот, оказывается, важнейшее условие исчисления Пасхи для православных! Абсурд, конечно. А как можно назвать «механизм», предлагаемый А. Рябцевым, как не абсурдом – исправлять христианскую пасхалию при помощи иудейского календаря!
Но именно таковы, видимо, представления новопасхалистов о том, что решили о Пасхе Отцы I Никейского Собора, на которых ссылается 7 Апостольское правило, тем более, что самого текста решений о Пасхе в актах Вселенского Собора не сохранилось.
Однако в дошедших свидетельствах лиц, непосредственно участвовавших в заседаниях I Никейского Собора есть указания на то, какие решения были приняты по вопросу о дне праздновании Пасхи. Важнейшим из этих свидетельств является письмо, направленное из Никеи императором Константином епископам, не присутствовавшим на Соборе. Полный текс этого послания неоднократно был воспроизведен в сочинениях еп. Геласия Кизикского, церковных историях Сократа Схоластика и Феодорита, епископа Кирского, а также у Евсевия Памфила, епископа Кесарии Палестинской . Нам думется, что будет очень полезным воспроизвести некоторые части этого послания, которые прямо обличают наших современных так называемых «новопасхалистов».
Св. имп. Константин, извещая епископов о вопросах, которые Собор рассматривал в Никее, среди прочих пунктов пишет также и следующее: «Здесь также было исследовано и касательно святейшего дня Пасхи, и общим мнением признано на благо – всем христианам, в какой бы стране они ни жили, совершать спасительный праздник святейшей Пасхи в один и тот же день. Ибо, что может быть прекраснее и торжественнее, когда праздник, вселяющий в нас надежду безсмертия, совершается всеми неизменно, по одному чину и установленным порядком? Прежде всего показалось неприличным совершать сей святейший праздник вместе с иудеями, которые, осквернив свои руки беззаконным делом, справедливо поражены, как нечистые, душевною слепотою. Отвергнув их обычаи, гораздо лучше будет – и на будущие веки продолжать тот истинный порядок, который соблюдали мы от самого времени страданий Господних и до ныне. Итак, да не будет у нас ничего общего с ненавистнейшею иудейскою толпою. Нам указан Спасителем иной путь; нашему священнейшему богопочтению приличествует свой порядок времени и свой закон. Согласно держась его, возлюбленные братия, мы сами устраним от себя постыдное о нас мнение иудеев, которые странно хвастают, будто независимо от их постановлений мы уже не можем сделать этого. Да и о чем в состоянии правильно мыслить те, которые совершив убийство Господа, помешались в уме? Не по разумному какому либо направлению идут они, но влекутся неудержимым стремлением, куда бы ни направляло их враждебное малоумие. Потому-то и в настоящем случае они не видят истины; всегда заблуждая, как нельзя более, они, вместо надлежащего исправления, в одном и том же году совершают пасху два раза. Зачем же стали бы мы последовать им, когда они очевидно находятся в величайшем заблуждении? Мы, конечно, не допустим у себя, чтобы Пасха в одном и том же году совершалась дважды. А если бы все это и не было вам предложено, то ваше благоразумие само должно всячески заботиться, чтобы чистыя ваши души ни в чем не сообщались и не сходились с обычаями людей самых негодных. Кроме того, следует также сообразить, что разногласие в таком деле и касательно такого важного праздника веры крайне несогласно с благочестием. Спаситель наш даровал нам один день для празднования нашего освобождения, т.е. день святейших страданий, и благоволил иметь одну вселенскую Свою Церковь, с тем, чтобы члены Ея, как бы они ни были рассеяны по различным местам, все согревались единым духом, т.е. единою Божественною волею. Размыслите сами по вашей святости, как нехорошо и несообразно то, что в известное время одни соблюдают посты, а другие совершают пиры, и потом, после дней Пасхи, одни проводят время в праздновании и покое, а другие держат установленные посты. Поэтому Божественный промысел благоволил, чтобы это было надлежащим образом исправлено и подведено под одно правило, на что, я думаю, все согласятся. Когда же все это надлежало исправить так, чтобы у нас не оставалось ничего общего с теми отцеубийцами и Господоубийцами, то присуждено всеми принять тот порядок, как лучший и благоприличный, который соблюдают все церкви, находящиеся в западных, южных и северных областях империи, и котораго не держатся только некоторыыя восточныя церкви. … Да, кажется, и здравый смысл требует того же, чтобы мы не имели никакого общения с клятвопреступными иудеями. Коротко сказать: по общему суду всех постановлено – святейший праздник Пасхи совершать всем в один и тот же день. Не пристойно быть разногласию в отношении к столь священному предмету, и лучше следовать такому постановлению, в котором нет никакой примеси чуждаго заблуждения и греха. … Итак, объявив постановления Собора всем возлюбленным братиям нашим, вы должны принять и привести в действие как то, о чем было говорено прежде, так и соблюдение святейшаго дня Пасхи».
Сравним теперь слова послания св. имп. Константина с тем, что предлагают нам «новопасхалисты». Если имп. Константин сообщал епископам, что отцы Cобора посчитали неприличным зависеть от иудейских пасхальных расчетов и решили, что «нашему священнейшему богопочтению приличествует свой порядок времени и свой закон», то новопасхалисты говорят, что мы должны наблюдать иудейский песах и даже всю иудейскую опресночную седмицу. Если отцы 1 Собора считали необходимым устранить в расчетах Пасхи «постыдное о нас мнение иудеев, которые странно хвастают, будто независимо от их постановлений мы уже не можем сделать этого», то неопасхалисты откровенно предлагают справляться о дате иудейского песаха прямо у самих иудеев, или в интернете, и, исходя из их празднования, устанавливать дату христианской Пасхи.
Они считают, что тем самым они отделятся от иудеев и соблюдут соборные постановления. Однако, на самом деле, они предлагают самыми крепкими узами связать христианскую Пасху и иудейский песах! Это приведет к тому, что вся тысячелетняя традиция исчисления христианской Пасхи будет отвергнута, а вместо этого будет постановлено правило прямой зависимости от иудейского песаха. Новопасхалисты, фактически, предлагают вычислять Пасху самым примитивным способом: если первый день иудейского песаха будет после мартовского полнолуния (позже 22 марта ст. ст.), то просто отсчитать от него иудейскую опресночную седмицу – и первое воскресенье после нее и будет христианской Пасхой. Таким образом, вся христианская традиция исчисления Пасхи объявляется ошибочной и ненужной, а иудейский песах становится в центре всех пасхальных вычислений! Собственно, никакие вычисления и не будут нужны, достаточно будет знать только дату иудейского песаха. В этом контексте совершенно непонятно – для чего этим новопасхалистам нужно изменять пасхальную таблицу Великого индиктиона, если для них песах, исчисленный современными талмудическими иудеями, это условие без которого нельзя никак обойтись!
Поэтому по всему тексту статьи А. Рябцева можно найти фразы: «мы очень часто попадаем с празднованием Светлого Христова Воскресения на иудейскую пасхальную неделю, грубо нарушая Апостольское правило». Выше уже было показано, что такое понимание Апостольского правила есть всего лишь самостоятельное изобретение А. Рябцева.
Празднование с иудеями, безусловно, запрещено многими канонами: под празднованием понимается участие в иудейских праздниках, получение от иудеев опресноков и праздничных даров.
Конкретно же о Пасхе 7 правило Святых апостол устанавливает запрет «прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать» Пасху, та же самая мысль мысль отражена и в толкованиях церковных канонистов (Зонара, Вальсамон, Властарь; см. выше).
Создавая драматическую атмосферу, А. Рябцев в своей статье чуть ли не через каждые две страницы (а иногда и на одной странице), считает случаи, сколько раз происходили «попадания» христианской Пасхи на «иудейскую пасхальную неделю» (каждый раз в тексте появляется восклицательный знак): «за последние сто лет это происходило двадцать восемь раз!», «за двенадцать лет выпало аж семь раз совпадение недели песаха с днями страстной седмицы!», «за сто лет мы праздновали Пасху вместе с иудеями 28 раз» и т.д.
На все эти настойчивые восклицания можно привести слова свт. Епифания Кипрского, который писал в своем труде, называемом «Панарион» (70, гл. 11): «В вопросе о праздновании Пасхи стоят в связи три обстоятельства: движение солнца, которым определяется день воскресный, и месяц, и обращение луны, которое принимается во внимание по установлению Закона, чтобы пасхальный агнец закалался в четырнадцатый день луны, как сказал Закон. Итак, Пасха не может совершаться, если не прошло равноденствие, что иудеями не соблюдается; да они и не хотят соблюдать точности в этом деле, ибо у них все разстроилось и пришло в безпорядок. … Мы совершаем Пасху после равноденствия, хотя бы и они совершали, так как и они вместе с нами часто совершают ее. А когда они совершают Пасху прежде наступления равноденствия, то совершают одни. И если бы мы совершали Пасху вместе с ними, то нам случилось бы в одном году совершать две Пасхи — после равноденствия и прежде равноденствия; а в следующем затем году мы совсем и не стали бы праздновать Пасхи. Таким образом, все наше установление оказалось бы делом заблуждения, а не истиною, потому что прежде равноденствия еще не наступает конец года и не исполняется годовое кругообращение времени, назначенное Богом для людей, если не пройдет равноденствие» . Мысль отца Церкви ясна: у иудеев нет порядка в вычислении своей пасхи, и не мы празднуем с иудеями, а иудеи празднуют иногда в одно время с нами.
В подтверждение этих слов свт. Епифания можно привести т.н. «Сардикскую пасхальную таблицу» 343 г., в которой предстает истинная картина празднования песаха и христианской пасхи (по Юлианскому календарю) в промежутках: с 328 по 343 гг. (иудейская пасха) и с 328 по 367 г. (христианская Пасха). Таблица является частью т.н. «Веронского кодекса» (MS Verona, Biblioteca Capitolare LX(58), опубликованного Э. Шварцем (Christliche und jüdische Ostertafeln (Berlin, 1905)).
Документ дошел до нас на латыни в копии концаVII в. Он состоит из двух частей: 1) символа веры и анафем, за которыми следует 2) список дат юлианского календаря, которыми датируется 14-й день лунного пасхального месяца (пасхальное полнолуние), а также следующее после него воскресенье, т.е. христианская Пасха. Считается, что список юлианских дат 14 дня лунного месяца имеет своим источником практику иудеев одного из городов Восточного Средиземноморья (предположительно – Антиохии). Список иудейских дат озаглавлен: «Quibus supputationibus faciant Iudei pascha». Христианские даты озаглавлены: «Quo numero faciamus nos Christiani» (см. таблицу ниже).
В первой графе в квадратных скобках проставлены годы по эре от Р.Х., проставленные в публикации Э. Шварца. Во второй и третьей графе - это текст, содержащийся в самом документе. В этих графах квадратные и угловые скобки показывают исправления, предложенные Шварцем: в цифрах квадратные скобки означают, что символ или символы должны быть, по мнению Шварца, удалены, а в угловых скобках – добавлены. Если в квадратных скобках рядом с символами стоят буквы MS – это означает, что все предыдущее слов – это исправление, внесенное Шварцем, а текст оригинала как раз в скобках. Все исправления, предлагавшиеся Шварцем во второй и третьей графах, были недавно пересмотрены и подвергнуты критике С. Стерном из University College London и признаны малоубедительными , но мы их сохраним, чтобы показать, что часто сами «исправления» бывают ошибочными.

Сардикская пасхальная таблица

Quibus supputationibus faciant Iudei pascha
Quo numero facimus nos Christiani
[328] I an. XI Mar. [328, 358] I an. X Apr.
[329] II an. XXX Mar. [329, 359] II an. XXX Mar. [Apr. MS]
[330] III an. XVIIII Mar. [330, 360] III an. XVI Ap. [Mar. MS]
[331] IIII an. [X]VIII Mar. [331, 361] IIII an. VI Ap.
[332] V an. XXVII [XXIII MS] Mar. [332, 362] V an. XVI Mar.
[333] VI an. XVI Mar. [333, 363] VI an. XV Ap.
[334] VII an. V Mar. [334, 364] VII an. IIII Ap.
[335] VIII an. XXIIII Mar. [335, 365] VIII an. XXIIII Mar.
[336] VIIII an. [XIII [XVI MS] Mar. [336, 366] VIIII an. XI Ap.
[337] X an. II Mar. [337, 367] X an. Ap.
[338] XI an. XXI Mar. [338] XI an. XXI Mar. [Ap. MS]
[339] XII an. X Mar. [339] XII an. VIII Ap. [Mar. MS]
[340] XIII an. XXV Mar. [340] XIII an. XXVIIII Mar. [Ap. MS]
[341] XIIII an. XVIII[I] Mar. [341] XIIII an. XVI Ap. [Mar. MS]
[342] XV an. V Mar. [342] XV an. VI Ap.
[343] XVI an. [X]XXVI Mar. [343] XVI an. XVI Mar. [Ap. MS]
[344] XVII an. XIIII Ap. [Mar. MS]
[345] XVIII an. [X]III Ap.
[346] XVIIII an. XXIII Mar. [Ap. MS]
[347] XX an. XI Ap. [Mar. MS]
[348] XXI an. XXX Mar. [Ap. MS]
[349] XXII an. XVIIII Ap. [Mar. MS]
[350] XXIII an. VIII Ap.
[351] XIIII an. XXVIII Mar. [Ap. MS]
[352] XV an. XVI[I] Ap. [Mar. MS]
[353] XXVI an. V Ap.
[354] XXVII an. XXV Mar. [Ap. MS]
[355] XXVIII an. XIII Ap. [Mar. MS]
[356] XXVIIII an. II Apr.
[357] XXX an. XXII Mar. [Ap. MS]

Как видим «Сардикская пасхальная таблица» показывает, что для дат, представленных в списке «иудейских», характерна важная особенность – они все попадают на числа Юлианского марта. С наибольшей долей вероятности сами иудейские ученые (Э. Шварц, С. Стерн) предполагают, что этим календарем пользовалась иудейская община Антиохии. Эта «антиохийская» (условно) иудейская система расчета песаха явно противоречит СОВРЕМЕННОМУ иудейскому календарю, но хорошо соответствует данным, согласно которым иудейский календарь длительное время не был унифицирован, различные общины иудеев использовали разные системы расчета пасхи. Это прямо подтверждает слова свт. Епифания Кипрского, что «Пасха не может совершаться, если не прошло равноденствие, что иудеями не соблюдается; да они и не хотят соблюдать точности в этом деле, ибо у них все разстроилось и пришло в безпорядок» (Панарион, 70). Окончательный, можно сказать, нынешний вид, иудейский календарь приобрел только при Маймониде, что отражено в его труде «Мишнэ Тора» (1178 г.).
Сардикская пасхальная таблица прямо подтверждает сведения многих христианских авторов III и IV в. о том, что некоторые евреи праздновали пасху до весеннего равноденствия. А из этого следует и разъяснение реальной обстановки, в которой принималось 7 правило Св. Апостол, которое говорит, что «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина».
Сардикская таблица прямо доказывает, что некоторые иудейские общины реально могли иногда праздновать и праздновали песах прежде равноденствия. Поэтому недоверчивая реплика А. Рябцева, который критикует мнение, что «дескать…иудеи… в то время праздновали раньше весеннего равноденствия» в свете представленных данных выглядят совершенно неубедительно.

По совокупности представленных данных, можно сказать, что новопасхалисткая теория построена на песке личных мнений, толкований теорий и догадок. Она не учитывает, а точнее, отбрасывает прочь от себя все те многочисленные факты, которые ей противоречат. Было бы еще полбеды, если бы эта теория так и осталась теорией, плодом интеллектуальных упражнений одинокого ума, а рассуждения А. Рябцева о необходимости праздновать «правильную» неопасхалистскую пасху в 2011 году 18-го апреля (1-я мая по «новому стилю») так бы и остались на бумаге как памятник «учения странного».
Однако произошло иное.
В 2011 году от Р.Х. новопасхалисты праздновали Пасху не со всей Церковью, а отдельно, согласно их собственным вычислениям. Они направились в Крым, на заброшенное древнее христианское кладбище на горе Тепе-Кермен, и там, в гробах, встречали свою, так называемую пасху 1 мая по н.ст., которая была на неделю позже, чем истинная христианская Пасха, заповеданная нам от прежде бывших отцов.
Информацию об этом новопасхалисты разместили в сети Интернет на сайте «Самарское староверие», снабдив ее фотографиями своего, так называемого, пасхального торжества. Среди участников этого действа (8 человек) открыто заявили о себе лишь Алексий Рябцев (г. Москва), Сергий Аветян (г. Королев), Роман Ермаков (г. Рязань), а также несколько других старообрядцев, связанных с Московской Покровской общиной, в том числе и 2 казака Московской Покровской станицы. А. Рябцев в мае 2011 г. дал об этом событии интервью журналисту Порталу-Credo.Ru В. Ойвину, в котором он заявил, что его поддерживает «человек десять».
Совершенно очевидно, что празднуя свою пасху на горе Тепе-Кермен, эти новопасхалисты постились и на Святую Пасху, и на Светлой Седмице, так как для них она была Страстной, вплоть до Антипасхи. По этому поводу 64 апостольское правило говорит: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы), да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен».
Кроме того, ими нарушено Антиохийского Собора правило 1: «Иже узаконенное о Пасце предание преложити покусится, аще есть мирскии человек, да изринется. Аще ли причетник, да извержется». Толкование на это правило говорит: «Аще кто мирскии человек, преступает взаконеное Пасхи предание, и со июдеи или о себе един во ино время восхощет сотворити Пасху, да есть не причастен, и изриновен от церкве. Аще же есть причетник таковое творя, да извержется, и да будет лишен отнюдь святительския чести и имене. И причетницы елико же их приобщаются ему по извержении, и тии да извержени будут».
Вопрос о новпасхалистах рассматривался на трёх заседаниях Совета митрополии РПСЦ.
Первый раз Совет Митрополии (2-3 марта 2011 г.) рассматривал вопрос «О предлагаемой А. Ю. Рябцевым системе исчисления Пасхалии» и решил следующее:
«8.1. Признать предложения А. Ю. Рябцева по изменению исчисления Пасхалии неприемлемыми для Церкви;
8.2. Призвать А. Ю. Рябцева за время Великого Поста покаяться в искажении церковного предания и опубликовать опровержение своих взглядов относительно Пасхалии».
После вторичного суждения по данному вопросу (10-11 мая 2011 г.) было принято решение:
«7.1. Совет Митрополии не находит оснований для изменения существующего исчисления Пасхалии;
7.2. Признать совершенные А. Ю. Рябцевым действия по изменению даты празднования Пасхи нарушающими Священное Предание Церкви;
7.3. Призвать к покаянию и публикации пересмотра своих взглядов христиан, празднующих Пасху по новому исчислению и подпадающих под отлучение от Церкви, согласно 1 правилу Антиохийского Собора и 5, 6 правилам Гангрского Собора».
Третий раз в повестке дня Совета Митрополии 4-5 августа 2011 г. стоял пункт «Об исполнении решения Совета Митрополии от 10 мая 2011 г. о христианах, празднующих Пасху по новому исчислению». Постановление по нему гласит:
«7.1. За изменение даты празднования Пасхи, нарушающее Священное Предание Церкви, и раздорнические действия, выразившиеся в праздновании Пасхи в иное от Церкви время, признать А. Ю. Рябцева достойным отлучения от Церкви, согласно 1 правилу Антиохийского Собора и 5, 6 правилам Гангрского Собора;
7.2. Вопрос о вынесении прещения А. Ю. Рябцеву рассмотреть на Освященном Соборе».

Помолимся Господу Богу и Спасу нашему Исусу Христу о вразумлении и исправлении заблуждающихся христиан!
Tags: Ереси, Наука, Неопасхализм
Subscribe

  • Ледоход под Лествичника

    Моё вчерашнее фото апрельского Волхова у кремля ... сделанное на фоне осознания того, что вместе с этим льдом уплывает 50-й год жизни ... и…

  • Отдание с Илиею

    С Отданием Благовещения и памятью св. Архистратига Гавриила! Предлагаю посмотреть интересный видеорассказ о новгородской улице Славная, где…

  • Благовещение средопостное

    ... потому что в этом году оказалось в аккурат посередине Великого поста:) Поздравляю всех! Кстати рыбки поели?:) См.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments