o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Cумма против "неопасхалистов": А.В. Муравьёв

Алексей Владимирович Муравьёв, кандидат исторических наук, сотрудник Института истории Российской Академии наук, зав. Учебной частью Московского старообрядческого Духовного училища

О НЕКОТОРЫХ ЦИТАТАХ, ПРИВОДИМЫХ «НЕОПАСХАЛИСТАМИ» В СВОЁ ОПРАВДАНИЕ

Сторонники «новой» пасхалии приводят в свое оправдание несколько святоотеческих цитат. Попытаемся разобраться, что это за цитаты и откуда.

1.«Апостольские постановления»

Ὑμεῖς δὲ φυλάσσεσθε ἀκριβῶς τὴν ἰσημέριον τροπὴν τῆς ἐαρινῆς ὥρας, ἥτις γίνεται δευτέρᾳ καὶ εἰκάδι τοῦ δωδεκάτου μηνός, ὅς ἐστι Δύστρος• ἐπιτηροῦντες ἕως πρώτης καὶ εἰκάδος σελήνης, ὅπως μὴ ἐν ἑτέρᾳ ἑβδομάδι ἐμπέσοι ἡ τεσσαρεσκαιδεκάτη τῆς σελήνης, καὶ πλάνης γενομένης ἀγνοίᾳ δὶς τοῦ ἐνιαυτοῦ ἐπιτελέσωμεν τὸ πάσχα, ἢ ἐν ἄλλῃ ἡμέρᾳ ἑορτάσωμεν τὴν τοῦ Κυρίου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ ἀναστάσιμον ἡμέραν, ἀλλ' ἐν κυριακῇ μόνῃ.

Вы же соблюдайте точно равноденственный поворот весенней поры, который происходит 22 числа 12-ого м-ца, который есть Дистр. Соблюдая до 21-ого луны так, чтобы не выпало на другую седмицу 14-е луны и не вышла бы ошибка (букв. заблуждение) по причине неведения, и мы бы не стали дважды в год совершать Пасху и не стали бы в иной день праздновать день воскресения Господа Нашего Исуса Христа, кроме как в воскресенье (букв. День Господень).

Во дни пасхальные поститесь, начиная со второго, до Пятницы и Суботы, шесть дней, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье — воду; от вина же и мяса воздерживайтесь в эти дни, ибо это дни сетования, а не празднества. В Пятницу же и в Суботу совершенно поститесь, кто только может, ничего не вкушая до ночного пения петухов, а если кто не может пропоститься два дня сряду, тот пусть соблюдает по крайней мере Суботу

Памятник «Διαταγαὶ ἀποστολικαί» ничего не говорит о согласовании христианской Пасхи с иудейской, В приведенном отрывке говорится о седмице, предваряющей Пасху («Великой» или «Страстной»), а не о седмице самой Пасхи. Никаких указаний на иудейскую Пасху в этом тексте нет.

2.«Каноны Ипполита» (Римского):

"«Седмица, в которую иудеи совершают Пасху, должна быть наблюдаема всем народом с большим усердием; особенно пусть берегутся, чтобы в эти дни поста оставить всякую страсть, так чтобы при всякой беседе говорить не с веселостью, а с печалью, поелику известно, что Господь всего бесстрастный пострадал за нас в то время, чтобы мы терпеливо переносили скорби, которыми мы можем освободиться от заслуженных нами за грехи наши мучений, — а также чтобы мы, ставши участниками скорбей, которые Он принял за нас, сделались участниками и Царства Его."
Арабский (основной) текст не содержит этой фразы, в эфиопском же тексте, изданном знаменитым немецким эфиопистом Людольфом, выделенная фраза очень неясна: «весь народ» должен соблюдать пост в седмицу, «когда иудеи совершают пасху» (т.е. седмицу, содержащую день Перехода (Песаха)), вероятнее всего это означает седмицу перед христианской Пасхой, которая именуется у христиан Великой или Страстной, но совсем не «седмица иудейской Пасхи», как явствует из невнятного перевода. В случае опоры на восточные переводы с исходного греческого, необходимо приводить весь контекст и указывать, по какому изданию приведен текст. В любом случае, в основе – тот же банальный фрагмент, что и в сирийской «Дидаскалии».

3.Сирийская Дидаскалия:

«Итак, верному нельзя клясться ни солнцем, ни каким-либо из других небесных знамений или элементов и не упоминать устами своими имени идолов и не произносить устами своими злословия, но благословения и псалмы Господни и Божественные Писания, которые суть основания нашей веры, и особенно в дни Пасхи, которыми все верные постятся по всему миру.
Как сказал Господь наш и Учитель, когда спрашивали его: «Почему ученики Иоанна постятся, Твои же не постятся?» И ответил им, говоря: «Не могут печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених; но придут дни, когда отнимется от них жених; и тогда будут поститься». Теперь же Он с нами делами Своими, а видом Своим далеко, потому что восшел на высоту небесную и сидит одесную Отца Своего.
От второго дня недели (понедельника) поститесь 6 дней до ночи после Суботы, и это будет считаться у вас седмицей...
Нужно вам, братие, дни Пасхи тщательно определять и пост ваш совершать со всем усердием. Начинайте же, когда братия ваша, которые из народа, совершают Пасху, поелику Господь и Учитель наш, съевши Пасху с ними, был предан Июдою после этого часа, и мы тотчас начали скорбеть, так как Он у нас был отнят."
Прежде, чем обращаться к сирийской «Дидаскалии» III в. (сирийский текст, изданный Конноли, весьма невнятен), следует посмотреть прототип, ибо она практически воспроизводит Constitutiones app., V, 18, где явно говорится о Страстной седмице. «Дни Пасхи» здесь просто значат «дни, [предваряющие] Пасху» (= постные дни Великой Седмицы).

4.Комментарий Иоанна Зонары на 7-е правило Св. Апостол о праздновании Пасхи:

«Весеннее равноденствие некоторые считают [выпадающим] на 25 марта. А другие - на 25 апреля. Я думаю, что канон не говорит ни о том, ни об этом, т.к. по б.ч. Пасху принято праздновать до 25 апреля. Иногда бывает, что и до 25 марта, так что выходит (если так понимать весеннее равноденствие) против сего канона Пасха празднуется.
Но похоже, что разумные апостолы именовали весенним равноденствием нечто иное. И все наказание этого канона таково: чтобы не праздновать с иудеями (т.е. В ТОТ ЖЕ САМЫЙ ДЕНЬ) християном Пасху. Следует сперва полагать их непразднственный праздник, и именно так совершать Пасху у нас.
А о том, что "кто не творит сего, да извержется", то это наказал в первом каноне Антиохийский собор, говоря, что сие было в на Первом соборе в Никее о празднике Пасхи. Однако в канонах Никейского собора такой канон не обретается».

Иначе говоря, Иоанн Зонара прямо УТВЕРЖДАЕТ, что в калькуляциях Пасху следует учитывать не как седьмицу, а как конкретный день.

5.Св. Феофилакт Болгарский:

"Не мнеша сквернящееся, что же есть да ядятъ пасху, не Господь ли тоже сотвори въ первый опреснокъ. Пасху убо разумеи мы всю семь днии праздника".

В данном случае св. Феофилакт говорит следующее: «мы (условно) называем Пасхой все семь дней праздника», т.е. эти дни к Пасхе не относятся, но для простоты можно так считать». Это согласуется с одной из современных еврейских традиций, которая причисляет неделю опреснок к Пасхе. Никакого отдельного смысла для исчисления Пасхи христианской это эортологическое ухищрение не имеет. Кроме прочего, надо напомнить, что Феофилакт не был самостоятельным толкователем, его труд был компиляцией в основном из Златоуста. Использовать его текст в качестве источника можно с очень большой осторожностью, а вернее будет найти его источник – Златоуста, Севериана Гавальского или другого писателя и посмотреть, что тот имеет в виду.
Tags: Ереси, Наука, Неопасхализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments