o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Продолжение уральского цикла: народный музей

Оригинал взят у mrodine в Народный музей "Старый Уральскъ"
После совершения чина Обретения мощей святителя Арсения и после того, как ему был отслужен молебен (всё закончилось около трёх часов), был обед. После обеда уральские казаки повели желающих в народный музей "Старый Уральскъ". Этот музей называется народным, потому что его организовали частные лица -- группа уральцев, желающих сохранить память об истории Уральска. Этот музей не получает никакой государственной поддержки, располагается он на территории частного дома, в котором находится книжный магазин, содержится на добровольные пожертвования, сотрудники музея не получают никакой зарплаты... Примечательно, что, как нам сказали, в городе есть ещё и официальный краеведческий музей. Но в нём, как вы сейчас увидите, представлена несколько иная версия истории города: там выставлена юрта, принадлежности быта кочевников и всё такое прочее. Казачеству выделен небольшой уголок. И это в краеведческом музее, который был основан казаками, который почти полностью населяли казаки, который был столицей Уральского Казачьего Войска...

Итак, нас повели от храма по главной улице старого города. Ближайшее к храму здание -- дом войскового атамана.



Теперь в этом здании расположен Пушкинский Музей.
Чуть дальше стоит здание, которое, как и атаманский дом, сейчас выглядит не совсем так, как до революции. Точнее, совсем не так. У этого здания надстроен второй этаж и переделана крыша. Так, выражаясь словами одного из сопровождавших нас казаков, изуродовали... бывшую уральскую типографию, в которой, кстати сказать, святитель Арсений печатал многие из своих книг и богослужебных изданий (они так и называются книгами "уральской печати").



Далее по курсу дом купца Карева -- самый большой дом в старом Уральске. Любопытно, что купец Карев, хотевший всех перещеголять своим новым домом, погиб нелепой смертью на стройке этого дома. Он проверял ход строительных работ наверху дома и упал с лесов.



А вот и сам народный музей:



Чуть ближе. В центре один из самых активных уральских казаков Никола Гостев. Сам он из "уходцев" (о них я рассказывал в прошлом рассказе про уральские торжества), сейчас проживает в Москве.





В музее нас ждал почтенный Анатолий Григорьевич Трегубов. Он единоверец, но с большим уважением относится к нашим християнам и даже неоднократно помогал в работах по восстановлению нашего храма.



Здесь он рассказывает о старых храмах по выставленным фотографиям. Тут Анатолий Григорьевич указывает на церковь Успения Пресвятыя Богородицы, которая была построена при содействии атамана Д. Д. Донскова около 1785 г. как старообрядческая часовня. Храм был разрушен в конце 30-х гг. ХХ в.



А вот древнейшее здание города Михайло-архангельский Собор. Он расположен в старейшей части города -- Куренях. В советское время он неоднократно закрывался. Этот собор посещали Крылов, Суворов, Пушкин, Хуковский, Короленко и (в бытность наследниками престола) императоры Александр II и Николай II.



А вот единоверческая церковь Николы Чудотворца строилась с 1859 по 1862 годы. В 1938 г. была взорвана.



В Гурьеве сохранился храм-близнец этой церкви.



А вот Петропавловская церковь (год постройки неизвестен, но в 1736 г. упоминается как действующая), в которой  в 1774 г. венчался Емельян Пугачёв с казачкой Устиньей Кузнецовой. Сейчас на её месте стоит памятник Пушкину.



Обратите на фото внизу. Это старая татарская мечеть. Она сохранилась до нашего времени. Любопытно, что в ней молятся только татары, остальные же магометане посещают другую, новую мечеть.



А это Царские (или, как их называли в народе, Красные) Ворота, воздвигнутые в память казаков, триста лет самоотверженно служивших Отечеству. Разрушены в 1927 г.



А тут дворец Ампиратора. В этом доме Пугачев неоднократно останавливался зимой 1774 г. Из окна этого дома он, по преданию, впервые увидел Устинью Кузнецову, на которой потом и женился. Дом был разобран в 1906 г.



А здесь современная картина, иллюстрирующая легенду об основании Яицка (Уральска). Согласно этой легенде, казаки плыли по Яику (Уралу) и увидели в лодке старца. Он назвался Алексием митрополитом Московским и велел им на том месте основать город. Он предрёк, что на крови будет основан этот город и на крови закончит своё существование. Действительно, обосновавшиеся казаки вначале вели ожесточённую борьбу с местными киргиз-кайсаками. Любопытно, что российский консул во время посещения музея "Старый Уральскъ" стал громко возмущаться тем, что там была выставлена эта картина. По его мнению, она разжигает межнациональную рознь. Больше эта картина никого и никогда не так возмущала. Вот и судите, чьи интересы отстаивают наши консулы в Казахстане...



Трудно фотографировать экспонаты, находящиеся за стеклом. Поэтому здесь вы видете не только традиционный казачий молитвенный халат, но и фотографа.



Кованная зыбка.



А вот молитвенные уральские сарафаны и рубахи с галунами. Наши "уходки" молятся в таких же.







А это накладной рукав для молитвенной или парадной женской рубахи. У наших "уходских" рубах рукава не накладные, но похожий подход: стан рубахи шьётся из дешёвого ситца, а рукава от горла (как бы регланом) пришиваются из богатой ткани, с галунами и вышивкой.



А вот именной пояс.





Здесь плохо видно, но на центральной иконе надпись "Святыи Георгия". Любопытно, но в нашем храме на иконостасе слева от дьяконской двери висит икона Николы в традиционной старообрядческой иконографии, на которой надписано "Святитель НиколАя". Видимо, эти надписи отражают особенности уральского говора.

Здесь маленькие кацейки и старая бисерная лестовка. Я-то думал, что бисерные лестовки -- это поздняя мода ХХ-го века. Ошибался, оказывается.




И ещё одно моё личное открытие. Оказывается, круглые металлические пуговицы на облачениях тоже употреблялись в старину.



Уникальный клад с крестами. Вот диво! Обычно прячут деньги и драгоценности... Такой клад о многом говорит.



Здесь же собраны документы, связанные с жизнью и деятельностью героя и почитаемого многими казаками за святого старообярядческого священника Мокия Кабаева. Он во время Гражданской Войны организовал дружину крестоносцев (благочестивых стариков), которые шли в бой с красными не с оружием в руках, а с крестом и иконами. Много раз красные разбегались в страхе. Есть много разных свидетельств от имигрантов, что по молитвам о. Мокия целые сотни выходили из под смертельного обстрела невредимыми, вражеские снаряды падали и не разрывались. Деморализованные казаки, видя впереди себя стариков, идущих с иконами на врага и распевающих псалмы, вставали и тоже шли в бой.
Не буду здесь подробно рассказывать об этом человеке. Надеюсь, вскоре получится сделать публикацию о нём в "Вифлееме".



Продолжение следует: http://mrodine.livejournal.com/98404.html#cutid1.
Tags: История старообрядчества, Староверы и внешние, Церковно - общественное
Subscribe

  • Певицы на Златоуста

    С праздником святителя Христова Иоанна Златоустаго, патриарха Царя - града! См. https://ruvera.ru/ioann_zlatoust В качестве подарка - видео…

  • Соприкосновение с наукой

    Сегодня территорию храмов свв. Илии Пророка и Петра и Павла на Славне (первый из названных как известно наш) при моём скромном участии посетили…

  • На МихАила у Варлаама

    Можно сказать, продолжение предыдущей записи. Сегодня, после службы воскресной и Собору безплотных (см.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments