o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Орёл: Лутовское старообрядческое кладбище

Оригинал взят у daria_iz_orla в История Лутовского старообрядческого кладбища. Орел.
О Лутовском старообрядческом кладбище я узнала еще в 1997 году из одного из исторических справочников. С тех пор это место завораживало мое воображение. Мне представлялись заросшие травой, покосившиеся деревянные кресты, заброшенная церковь… Хотя я прекрасно понимала, что ничего этого уже давно нет. Возможно именно несоответствие сложившегося романтического образа и того что я могла там увидеть в действительности не давало мне приехать туда раньше. Сейчас я жалею об этом. Но, расскажу обо всем по порядку.
У каждого свое представление, свой сложившийся в воображении образ такого кладбища, у меня он был примерно таким.


1. Снимок взят от сюда http://usa-history.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st006.shtml

Коротко напомню, что к началу 19 века в самом городе жили представители двух основных старообрядческих течений – поповцев и беспоповцев, которые в свою очередь делились еще на несколько ответвлений (согласий). По словам большинства краеведческих источников, к концу 19 века в городе были два храма, старообрядческий Никольский и единоверческий Успенский. Никольская церковь была кладбищенской и располагалась на левом берегу реки Оки, возле нынешнего парка «Ботаника». История кладбища началась еще на рубеже 18 и 19 веков.


Вся скудная информация о кладбище была взята из статей местных специалистов. Хотя противоречий в этих источниках столько, что голова идет кругом. Поэтому здесь я изложу свою версию, основанную на сведениях, которые мне кажутся наиболее правдоподобными.
В 18 веке это место носило название «Лутов хутор» по фамилии его владельца Лутова. В начале 19 века орловские староверы-беглопоповцы купили у него эту землю под кладбище. В честь прежнего владельца участка, кладбище, часовни и храмы на его территории стали называться «Лутовскими». В первые годы там хоронили староверов всех толков и согласий, бытовавших в Орле.
Первая деревянная часовня появилась на кладбище в начале 19 века. Ее построили на средства беспоповца филипповского согласия, купца Григория Акимовича Радина. В следующие годы меду двумя старообрядческими толками произошел конфликт, который по всей вероятности, заставил беспоповцев основать на противоположном правом берегу Оки своё, отдельное, так называемое «перекрещенское» кладбище. Что случилось с первой часовней не известно, но в 1834 году на кладбище уже строили новую, поповскую, на средства мещанина Хлебникова.
Новый конфликт вокруг кладбища разгорелся в начале 40-х годов 19 века, когда часть старообрядческой общины захотела перейти в единоверие, переделав кладбищенскую часовню на храм. Другая часть орловских староверов с этим не согласилась. В противостояние вмешались светские власти города. Часовню на время опечатали. Однако к 1842 году конфликт как-то удалось разрешить. В этот год купцы Б.А. Васильев, Н.С. Масленников и С.И. Соломатин расширили часовню пристройкой алтаря. Обновленную постройку, освятили как храм святителя Николая Чудотворца 23 марта 1842 года. Вот тут то и начинаются противоречия в местных источниках. Одни пишут, что кладбище еще с 1842 года сделалось единоверческим и все храмы и часовни на нем − тоже. Другие уверенно пишут, что кладбище и храм всегда были старообрядческие, беглопоповские. В самых последних источниках эта тема аккуратно обходится. О других мене значительных деталях его истории и говорить не приходится − «тайна сия велика есть». Основных версий причин развития событий в 1842 году существует две:
1. Власти были согласны «терпеть» беглопоповский храм на окраине города, разрушив Христорождественскую часовню в Орле и предав часть ее имущества в кладбищенский храм.
2. Несмотря на протесты части староверов, новый храм сделали единоверческим. Как не прискорбно, эта версия наиболее вероятна.
Как бы то ни было, на какое-то время конфликты вокруг кладбища утихли. В 1884 году стараниями орловских купцов-старообрядцев и церковного старосты купца А.И. Чубыкина на месте перестроенной под храм часовни, выстроили полноценную деревянную церковь. Принадлежал ли храм беглопоповцам или единоверцам опять неизвестно. С одной стороны не будь он единоверческим его бы просто не дали построить. Но любопытно, что он был освящен на следующий год после подписания Александром III закона «об общем положении старообрядчества в государстве и его религиозных правах» (3 мая 1883 года). По нему, разрешалось: «совершать общественные моления и богослужения, в том числе в специально устроенных молитвенных домах, открывать новые молитвенные здания, но с разрешения обер-прокурора Синода и министра внутренних дел, ремонтировать старые, с разрешения губернатора, но запрещалось возводить колокольни». Но была ли лазейка предоставленная законом достаточной для строительства нового и большого беглопоповского храма? Или все таки единоверческого?


2.

Доподлинно известно, что новую церковь тоже освятили во имя Николая Чудотворца. К началу 20 века она была одной из двух деревянных церквей в Орле. Все годы своего существования кладбище росло и расширялось. За время его существования там было похоронено несколько поколений самых уважаемых орловских купеческих и мещанских семей. Первые годы после революции ни его, ни храм не трогали. Началом конца для кладбища стал 1929 год, когда церковь реквизировали и отдали под клуб военных лагерей. Но здание ее так не разу и не использовалось по новому назначению. Никольский храм стоял заколоченным несколько лет и медленно разрушался без ухода. Постепенно исчезали и надгробия с кладбища. После войны, в 1947 году, территорию отдали плодово-ягодной станции имени И.В. Мичурина. Потом на этом месте посадили деревья подсобного хозяйства НИИ плодово-ягодных культур. Из-за обособленности и замкнутости жизни орловских старообрядческих общин не сохранилось не описаний, не изображений не одной из часовен и церквей, стоявших на Лутовском кладбище. Даже его точное местонахождение до последнего времени было не известно.
На этом можно было бы поставить точку в рассказе. Храм ушел в небытие, на месте захоронений выросли сады. Не самая худшая участь для кладбища, особенно орловского. Участь других забытых кладбищ города была куда печальней. Нам месте Сергиевского кладбища сегодня стоит завод «Текмаш». А над остатками заброшенного еврейского кладбища на Гипсовом комбинате до сих пор продолжают глумиться местные вандалы, ломая и круша последние из оставшихся там могильных плит. Так что сады это не так уж плохо. Если бы не одно «но».
В 2008 году в тех местах начали строить новый городской микрорайон. Вскоре выяснилось, что на месте одного из котлованов находятся сохранившиеся могилы старообрядческого кладбища. Рабочие находили в земле старинные пузырьки с миррой, благовониями и святой водой, которые, по словам краеведов, у староверов было принято класть в гроб, а так же деревянные кресты, обитые железом и целые захоронения. Однако строительство решили не останавливать.
История получила огласку. Об этом писала и орловская пресса и старообрядческие интернет-сайты России. Все они перепечатывали фотографию неизвестной молодой девушки в строительной каске, держащую в руках человеческий череп. Пришедшие вслед за журналистами самодеятельные исследователи, спускались в котлован и писали, что на его стенах, словно гигантские гнезда ласточек, зияют дыры с останками гробов и торчащими в разные стороны человеческими костями. Судьба этих останков и найденных в могилах предметов мне не известна.
В конце концов, строительство прекратили и котлован засыпали. Но к этому времени часть кладбища была уничтожена. Этот пустырь с комьями земли я и увидела, приехав на место оскверненных могил.


3. Вероятно эта ямка и есть тот самый котлован.

В земле вокруг нее возможно остались другие, не тронутые могилы.


4.


5.

Какой контраст с образами, рисовавшимися в воображении. Жаль, что я не приехала туда раньше во времена садов и грядок. На душе было бы куда спокойней.
Еще, я увидела, что на соседних участках стройка идет полным ходом.


6.

В двух шагах уже жилые дома с магазинами и автобусной остановкой.


7.

Если предположить, что рытье скандального котлована затронуло только окраину старообрядческого кладбища, то на остальной его части и месте где стояла церковь пока пустырь и деревья. Но судя по темпам строительства микрорайон, конечно, будет расширяться, будут строиться новые дома. А стало быть, над сохранившимися могилами продолжает висеть угроза осквернения.

Как ни странно, но продолжение следует.


Источники информации:

http://www.orel-story.ru/forum/

http://www.staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=286

Комова М.А. Абакумов С.Н.. // Православная и отечественная культура. 2006, том 3.

Комова М.А. Лютых А. Культура старообрядцев Орловской губернии на основе исторических и иконографических источников. // Ученые записки. Том 3, выпуск 3. Орел: ОГУ, 2005.

Ливцов В.А. Орловский некрополь / В.А. Ливцов - Орел: Издатель: ИП Науменко Д.В., 2011. - 46 с

http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/136-1-0-1254

P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.
Tags: История старообрядчества, Остроактуальное, Староверы и внешние, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments