o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Палестина, ч. 2: Вифания

Воскресный день 16 октября начался для нас в 6 утра, с моления полунощницы и часов в гостиничном номере (т.е. спали часа 2 - 3, поскольку вернулись из ночной прогулки ко Св. Гробу где-то в 3-м ч. :)). В 8 пришлось потрапезовать ("системный" обед не предполагался из-за насыщенности экскурсионной программы),а в 9 выехали на туристическом автобусе на восточный склон Елеонской горы в окрестностях Иеросалима, в селение Вифания (по-арабски Аль - АйзарИя, т.е. "Место Лазаря").
То самое, где, согласно Евангелию, жили ученики Христовы сестры Марфа и МАрия и брат их прав. Лазарь, воскрешенный Господом их мертвых. Там же находился дом Симона прокаженнаго, где Христос трапезовал со всеми вышеназванными, а МАрия помазывала нозе Его миром ...
Понятно, что во времена византийцев и крестоносцев в честь указанных лиц и событий здесь было построено несколько храмов и монастырей. К сожалению, полностью не сохранилось ни одного из древних зданий. Впрочем, что там всё же есть, сейчас увидим ...
Начну, однако, с того, что территория сия в современном Израиле относится к т.н. "зоне С". Это нечто среднее между основной частью страны, где преимущественно еврейскими являются и гражданские,и военные власти, и глаголемой "Палестинской автономией", фактически - давно независимым гос - вом, где нет не только никаких еврейских властей, но даже закрыт доступ гражданам Израиля вообще (о чём извещают плакаты перед соотв. КПП). Так вот, в Вифании и подобных ей по статусу местах нет ни арабских, ни еврейских гражданских правящих структур, всё контролирует "Цахал" (израильская армия) через военные комендатуры. При арабском в подавляющем большинстве населении ... В общем, классическая оккупация ...
Однако местные, похоже, не очень-то "зажаты", по всем внешним признакам и здесь уже давно независимая арабская Палестина.
При въезде встречает такая растяжка над шоссе:



"Пришло время Палестины", гласит надпись ...

У сувенирных магазинов, куда подвозят всех туристов, - умильный монументик Ясиру Арафату:



В самОй лавочке (кстати, хозяин - араб средних лет, называет себя православным и немного говорит по-русски :)) обращаю внимание на разноцветные каменные нательные кресты, очень похожие на янтарные из наших новгородских раскопок:



Затем поднимаемся в гору, к гробнице св. Лазаря, откуда он и был воскрешен Христом.
В путеводителях её почему-то называют "православным храмом". На самом же деле это просто выложенные камнями лестница вниз и достаточно глубокая пещера, с минимальным архитектурным обрамлением. Никаких церковнослужителей мы здесь не видели, везде лишь арабы неизвестного вероисповедания, весьма настойчиво берущие деньги за стеариновые свечи и пр.

План гробницы:



И вход в неё (на плане это цифра 1):



Считается, что архитектура (если это можно так называть :)) относится ко временам монастыря бенедектинок, построенного тут крестоносцами в 1144 г. (хотя известно о существовании здесь же византийской часовни IV в.).

Лестница вниз:



... приводит на некую площадку (там и стоИт араб, "впаривающий" свечки :)), в левой части которой - арка (остатки подземного храмика?), а под ней - маленький проходик в Лазареву пещерку, куда можно забраться лишь "сложившись в три погибели":



Протискиваюсь туда и, помолясь надлежащим образом, запечатлеваю торец и свод этой каморки:



...а также боковую стенку слева, с прямоугольной нишей ( для богосл. книг и пр. ?) :



Выбираюсь и бросаю взгляд на идущую вверх лестницу:



Поднимаемся и начинаем движение по склону горы, где расположена гробница...
Справа от нас остаётся католический храм 1954 г., в прилегающей к Лазаревой пещере дворовой стене коего ясно различимы остатки стены гораздо более раннего сооружения (того же монастыря крестоносцев, скорее всего; хотя, конечно, не уверен):



Здесь же, рядом, - мечеть (откуда через динамик непрестанно звучит вокал муэдзинов) и греческий женский монастырь свв. Марфы и МАрии, по Преданию, стоящий на месте их встречи с Господом (Лк. 10, 38).

Ворота обители избиты камнями (вероятно, радикально - исламской молодёжью):



Древних строений здесь, увы, нет.
Зато сохранился камень, на котором сидел Спаситель, когда Его встретила Марфа (находится в храме):



Оная встреча и запечатлена на изображении за камнем ...

Кстати, обратил внимание на своеобразную развеску греками лампад, не только перед конкретными иконами, но и, так сказать, "в храме вообще" (или как бы перед настенными росписями?) :



Паникадило опять-таки не электрическое :)

Понравился и новый образ наиболее чтимых здесь святых, Лазаря (в епископских ризах, он же стал потом архиереем), Марфы и МАрии:



Над нижним полем, похоже, - частица мощей св. Лазаря ...

Едем обратно в Иерусалим, по пути бросаю прощальные взгляды на удаляющуюся Вифанию:





Проезжаем израильский КПП (он стоИт лишь на выезде из "зоны С", въезжают же туда свободно) ... и вот перед нами вновь "Святыи град":



Фотоаппарат слегка отразился в стекле автобуса :)

Что мы видели в дневном Иерусалиме 16-го октября, представится Вам чуть позже :)
Tags: Зодчество, Святая земля, Староверы и внешние, Церковное искусство
Subscribe

  • 15-го 15 лет назад

    "Отстоявшийся" юбилей (а не отстойный:)). В смысле, вчера отмолились МАринно стояние со множеством земных поклонов (об этой службе:…

  • Открытие дня: "Белорусская" в Саратове:)

    Ещё не освящённый новообрядческий храм Тихона Задонского (кстати, тот был уроженцем Новгородской губернии) в г. Саратове, который даже не смутно и…

  • Древности Великого Новгорода в год полёта Гагарина

    ... в т.ч. наш храм св. Иоанна Богослова на Витке (на снимке вверху), к 60-летию помянутого в заглавии исторического события. Проходим по ссылке:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments