o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Палестина, ч. 4, прогулка по Иеросалиму: Сион

Как уже говорил во вчерашнем пОсте на тему недавней поездки, во 2-й пол. воскресного дня 16 октября, осмотрев остатки античной улицы Кардо, наша группа направилась на знаменитую гору Сион, прилегающую к Старому городу с южной стороны.
Перед тем как выйти из, соответственно, Сионских ворот, двигались вдоль крепостной стены, имея возможность рассмотреть её с внутренней стороны:



Поднявшись нА гору, подивились красоте тамошней растительности (впервые увидел наяву такое большое цветочное дерево :)) :



Но, конечно, не только этому ... :)

Первым делом посетили Сионскую горницу - место совершения Тайной Вечери, одного из явлений Воскресшаго Господа апостолам, а также Сошествия Св. Духа в день Пятьдесятныи ...
Как ни странно, столь насыщенное с точки зрения христианской духовности здание не принадлежит ни одной из конфессий, являясь по сути светским музеем ...
Его архитектурная история достаточно сложна и запутанна (полагаю, здесь большой простор для исследователей :)).
Что осталось (и осталось ли вообще) от постройки новозаветной эпохи - точно не известно.
В IV в. по Р.Х. св. царицей Еленой здесь был возведён небольшой храм, разрушенный восточными завоевателями в VII и последующих столетиях. Он, однако, был восстановлен крестоносцами, возобновлялся и позднее (напр., в XIV в., - королём Сицилии Робертом Анжуйским). До XVI стол. им владел католический Орден францисканцев, затем турки устроили тут мечеть (от чего там сохранился т.н. "михрАб", что-то вроде кафедры для проповедей мулл; не стал его фотографировать) .
В общем, "всякой твари по паре" ...

В итоге снаружи сие выглядит так:



Платочек на первом плане принадлежит женщине из нашей группы :)

Входим и поднимаемся на второй этаж:



Колонны и своды, конечно, абсолютно готические ...

...но в нижних частях стен заметны явно раскрытые исследованиями остатки более ранних сооружений:



Бутылку с водой поставили не мы! :)

А на первом ярусе этого же строения находится "гробница царя Давыда", расположенная, разумеется, в действующей синагоге.
Евреи очень почитают это место, здесь проходят отдельные гос. церемонии ...
Но в некоторых путеводителях сказано, что монарх - псалмопевец был погребён вовсе не тут, а в совсем другой части города, так и называемой "Город Давыда" (3 Цар. 2:10). Мнение же о наличии могилы на этом месте связывается с известием еврейского паломника XII в. Вениамина Тудельского, а также с устройством здесь после 1559 г. мечети Неби - Дауд ("Пророка Давыда"). Мусульмане же вроде бы и положили тот массивный камень, что считается теперь Давыдовым надгробием ...
Ислам был изгнан отсюда в результате "Шестидневной войны" 1967 г., когда Восточный Иерусалим полностью перешёл под контроль Израиля...

Вход с улицы (абсолютно отдельный от двери в Сионскую горницу, та совсем с другой стороны) выглядит так:



Насколько понимаю, декорация - в стиле османского зодчества XVI в., очень похоже на украшения стен и башен Старого города, воздвигнутых теми же и тогда же ...

Внутри - отдельные входы, справа, - для мужчин (внизу "влезла" макушка некоей жены в вязаном берете :)) :



... слева, - для женщин (внизу справа "втёрся" чей-то воротник; там вообще было довольно многолюдно) :



Живо напомнило некоторые беспоповские моленные с такими же раздельными входами (напр., Никольскую в Москве на правой стороне "Преображенки") :)
А керамическая облицовка, скорее всего, тоже наследие бывшей тут мечети ...

Входить, однако, не стал (и нашим людям не посоветовал) ...

Далее отправились к высоченному и очень известному католическому храму Успения Богоматери, построенному немцами при содействии самого кайзера Вильгельма II в 1900 - 1910 гг.
Здесь вО время оно стоял дом св. ап. Иоанна Богослова, где жила Пресв. Богородица после Распятия Христа, здесь же было и Ея Успение ...
При свв. имп. Константине и Елене тут воздвигли уже упоминавшуюся грандиозную (ок. 300 м в длину!) базилику "Святой Сион", разрушенную потом персами и пр. "гостями" с Востока :(
Сегодня Успенский храм - подобие места отдыха и, так сказать, широкого культурного досуга :)

При входе, - монументальный (мраморный? :)) указатель имеющихся удобств:



Для не знающих английского: вверху, - "кафетерий", "туалеты", внизу, - "церковь", "магазин" :)
"Всё включено", так сказать :)

В основном храме (используемом теперь, по словам гида, и как концертный зал для исполнения духовной музыки всех конфессий и направлений, вплоть до индийской :)) понравились мозаики, сделанные ощутимо "под Византию".

В частности, в главном алтаре:



... да и в расположенных по периметру основного молельного зала приделах неплохие (хотя и не во всех столь качественны):



В храме имеется также подземная часть, где и расположен, что называется, "мемориал Успения", - скульптура (из вишнёвого дерева и слоновой кости :)) почившей Богоматери на каменном мозаичном ложе:



Но более привлекли остатки колонн той грандиозной ранневизантийской базилики, что стояла здесь некогда.
Очень любопытно в них сочетание мрамора (гранита?) и мозаики:





Теперь, увы, можно лишь догадываться, сколь прекрасным и величественным было это сооружение ... :(

Повздыхав немного по этому поводу, вновь отправляемся в сердце Старого города, к ближайшим окрестностям храма Гроба Господня. Где планируем осмотреть Александровское подворье с Порогом Судных врат (пред коим висит небезызвестная лампада от РПСЦ, установленная в 2009 г.) и Крестный путь Спасителя, или Via Dolorosa.

По пути встречаем немало магазинов традиционной одежды.
Вот типичный еврейский (вы видели когда-нибудь такие же русские?) :



Продолжение фоторассказа последует :)
Tags: Зодчество, Святая земля, Староверы и внешние, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments