o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

"Довесок" к предыдущему

...также из ЖЖ Алексея Владимировича Муравьёва, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института истории Российской Академии наук и по совместительству завуча Духовного училища на Рогожском... только у него идёт сперва этот пост, а потом тот, что у меня предыдущий :)
Оригинал взят у amypp в На чем построена "истинная апостольская"пасхалия-1

Обиженный мною недавно А.Ю. Рябцев, решил "нелицеприятно высказаться" в мой адрес. Оставляю за ним право ругаться, тем более, что Рябцев - человек честный, только горячий очень :)
Недавно неопасхализм А.Ю. Рябцева (который он пытается представить как "истинные апостольские правила") получили церковную оценку. Рябцев и его последователи таперича под анафемой. По существу дела вполне исчерпывающе высказались o_apankratov, А. В. Знатнов, mrodine, дьякон В. Тимофеев и другие.
Но хочется сказать еще о трех вещичках:

А. О смысле "не праздновать со иудеи"
Не считая себя специалистом по календаристике, я обратился к специалистам и "сверил часы".
В моей заметке я предложил обоснование "револоюции Рябцева", состоящее в том, что за ним скрывается изощренная христианская иудофобия. В ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМ смыле - страх иудеев и иудаизма. То, что Пасха христиан может случайно попасть где-то вблизи песаха иудеев, страшно пугает неопасхалистов. Эта иудофобия - не банальный антисемитизм, но некое отношение к нему она все же имеет. Кто боится, то начинает ненавидеть.
Я могу вполне ответственно утверждать, что отцы Церкви никакой иудофобии не испытывали.
Более того, как мине объяснил hgr, термин "иудейский календарь" и "иудейская пасха" в применении к недошедшему до нас решению I ВС означат, скорее всего вариант ХРИСТИАНСКОЙ ПАСХИ, точнее, четыренадесятническую.
Поэтому вся аргументация НП может оказаться ненужной. Речь вообще идет не о седмице, а о дне 14 нисана. Я же продолжаю считать "иудофобию" (боязь оскверниться от иудеев) одним из оснований неопасхализма. Ошибюочным, увы, и ложным основанием, ибо хотя христианство и иудаизм разные религии случайное совпадение их календарей никого осквернить не может в принципе. Смысл запрета "праздновать со иудеи", видимо, был в искоренении четыренадесятничества.
Наконец, прокомментирую главный пункт: "совпадение" хаг-а-мацот и Песаха. В современном еврейском богослужении и быту их часто объединяют. Но это - не более, чем эортологическое ухищрение, я в этом совершенно уверен. О причинах и особенностях этого ухищрения я бы с удовольствием чего-нить почитал.
Книга Левит говорит четко (Лев 23:5) о Пасхе: ἐν τῷ πρώτῳ μηνὶ ἐν τῇ τεσσαρεσκαιδεκάτῃ ἡμέρᾳ τοῦ μηνὸς ἀνὰ μέσον τῶν ἑσπερινῶν πάσχα τῷ κυρίῳ (בַּחֹ֣דֶשׁ הָרִאשׁ֗וֹן בְּאַרְבָּעָ֥ה עָשָׂ֛ר לַחֹ֖דֶשׁ בֵּ֣ין הָעַרְבָּ֑יִם פֶּ֖סַח לַיהוָֽה) и о Хаг-а-мацот: καὶ ἐν τῇ πεντεκαιδεκάτῃ ἡμέρᾳ τοῦ μηνὸς τούτου ἑορτὴ τῶν ἀζύμων τῷ κυρίῳ ἑπτὰ ἡμέρας ἄζυμα ἔδεσθε (WTT וּבַחֲמִשָּׁ֙ה עָשָׂ֥ר יוֹם֙ לַחֹ֣דֶשׁ הַזֶּ֔ה חַ֥ג הַמַּצּ֖וֹת לַיהוָ֑ה שִׁבְעַ֥ת יָמִ֖ים מַצּ֥וֹת תֹּאכֵֽלוּ׃). Это два разных праздника! Рябцев же утверждает, что в христианское (и, видимо, эллинист.) время эти праздники СОВПАЛИ (т.е. праздник опреснок исчез, растворился).
При этом никаких обоснований кроме поздних христианских текстов, толкуемых прихотливо, не приведено. Мои претензии к этим текстам остаются. Так, текст из Хризостомики непонятно откуда взят.
Некоторые предварительные сомнения об источниках, на которые опираются неопасхалисты, я уже высказывал. Цитаты мне прислал по почте o_apankratov, посему я реагировал именно на них, а не на тексты неопасхалистов. Пока ни Рябцев, ни иные никаких текстологических обоснований не предложили.
В следующием посте напишу про сами тексты.

Tags: Ереси, Наука, Неопасхализм, Староверы и внешние
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments