o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Нечаянная радость :)

Думал, отследил все материалы новгородских СМИ на тему 10-летия возрождения нашего храма (как раз завтра - день первого молебна, бывшего в аккурат 30.10.2001 :)), визита Н.Н.Досталя и фотовыставки в центре "Диалог" ...
Ан нет, сегодня показали как-то упущенную мною статью Марии Курбановой в газете "Звёздный порт" от 12 октября (распространяется бесплатно, кладут в почтовые ящики почти по всему городу) :)
Она есть и в Сети: http://starryport.ru/showstat.php?id=2177
Прочитал и решил разместить здесь:

ОБРАЗ СВЯТОЙ РУСИ

9 октября в Большом зале Городского выставочного центра открылась фотовыставка «Староверы: образ Святой Руси», приуроченная к юбилею восстановления церкви Иоанна Богослова на Витке, которая с 2001 года передана старообрядческой общине. На выставке новгородцы смогут познакомиться с жизнью Алтайских старообрядческих общин. Перед началом выставки состоялась пресс-конференция известного режиссера Николая Досталя, автора фильмов «Раскол» и «Облако-рай», сериала «Завещание Ленина» и других.

Новгородская земля традиционно считается одной из зон распространения старообрядчества. В наши дни в самом Великом Новгороде существует две староверских общины: одна из них – община Поморского согласия, которая с 1989 года нашла себе пристанище в бывшем женском Михалицком монастыре на Молотковской улице.

Вторая община относится к Русской Православной Старообрядческой Церкви, возникла она в 2001 году, когда Новгород посетил митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Помимо решения об учреждении новгородского прихода, общине был передан храм Св. Иоанна Богослова. На открытии выставки настоятель новгородской общины Русской православной старообрядческой церкви Александр Панкратов рассказал о том, как церковь Иоанна Богослова на Витке возвращалась к жизни. После тщательной реставрации, часть средств на которую собрали старообрядцы, и обустройства церковь была освящена в ноябре 2004 года и вновь стала местом богослужения.

Новгородский храм

Церковь Иоанна Богослова расположена на правом берегу Волхова, где когда-то в него впадала небольшая речка Витка. Стройный, изящный силуэт этой церкви заметен издалека на фоне водного пространства, отражаясь в зеркале речной глади. По сообщениям новгородских летописей, каменный храм был сооружен здесь в 1383-1384 годах, при архиепископе Алексее. Немногим ранее новгородским архиепископом Моисеем здесь был основан женский монастырь, и церковь стала центром комплекса монастырских построек.

Храм Иоанна Богослова на Витке входит в число «классических» новгородских памятников, то есть построенных в период расцвета новгородского зодчества (вторая половина XIV – XV вв.). Он упоминается почти во всех путеводителях, учебниках и обобщающих трудах по архитектуре наряду с другими шедеврами новгородского зодчества данного периода – церквями Федора Стратилата на Ручью, Спаса Преображения на Ильине улице, Петра и Павла в Кожевниках – которые как бы затмевают его, и которым он уступает в габаритах и богатстве фасадного и интерьерного декора.

Крупных перестроек в истории этого памятника было немного. Вероятно, в XVI в. было изменено завершение фасадов. А в конце XVII в. древний притвор был разобран и построен новый, больший по размерам, со звонницей. Богословский монастырь был упразднен в 1764 году, и с этого времени церковь Иоанна Богослова стала приходской. В конце XVIII в. к западной стене притвора пристроена колокольня, которая была разобрала в 1929 году.

В годы Великой Отечественно войны памятник получил очень серьезные разрушения: отошел юго-восточный угол здания, были утрачены или повреждены деревянные конструкции. В 1952 году начались исследовательские и реставрационные работы, которые возглавила прославленный новгородский архитектор Л.М. Шуляк. После реставрации памятник не использовался и постепенно ветшал. А в 2001 году церковь Иоанна Богослова передана Русской Православной Старообрядческой Церкви для использования по назначению.

Старообрядчество на Алтае

История алтайского старообрядчества теснейшим образом связана с освоением Сибири русскими переселенцами, она достаточно широко освещена в научных исследованиях. Среди сибирского населения старообрядцы составляли совершенно обособленную группу. В районах первичного освоения Сибири русскими переселенцами староверы появились уже вскоре после церковного раскола. В последней четверти XVII в. в Сибири начинается массовое распространение старообрядчества, которое совпадало с общей направленностью продвижения русского населения, а именно – с северо-запада на юго-восток. Что касается Алтая, то здесь староверы появились не раньше XVIII в., и это подтверждают документальные источники и исторические исследования.

Первые старообрядцы пришли на Алтай с ранее освоенных северных сибирских территорий. Некоторые из них оказались в числе других переселенцев, подпавших под правительственные указы о заселении новых земель в связи с основанием крепостей и заводов. Другие были беглецами, которые в труднодоступных ущельях Алтайских гор скрывались от правительственных повинностей, крепостной неволи, рекрутчины, а также религиозных гонений. Главной причиной участившихся побегов стало введение в 20-е годы XVIII в. двойного оклада со староверов, а также распоряжение 1737 г. о привлечении раскольников к горным работам при казенных заводах.

В конце XIX – начале XX в. на Алтае увеличивается число старообрядческих монастырей, это был наиболее благоприятный период в истории алтайского старообрядчества. Это время интенсивной духовной жизни, включавшей в себя полноценную обрядово-литургическую практику, осмысление догматических вопросов староверия. В этот период происходило формирование библиотек духовной литературы и иконостасов, начали функционировать старообрядческие школы, в которых обучали церковно-славянскому языку и крюковому пению, началось изготовление рукописных книг монастырскими переписчиками и пустынножителями на реке Убе.

С приходом советской власти в крае начались религиозные притеснения: закрываются моленные, верующие подвергаются преследованиям – 20-е годы не пощадили религиозные обычаи и традиции. Было конфисковано множество духовной литературы, разгромлены иконостасы. Старообрядчество снова ушло в «подполье»...

Сейчас в крае начинается период религиозного возрождения. Более чем 250-летняя история алтайского старообрядчества продолжает развиваться, обогащаясь новыми событиями. Алтайский регион уникален во всех смыслах, и во многом, эта уникальность обусловлена многослойностью и самобытностью старообрядческой культуры. Эту самобытность и пытались донести до нас авторы фотографических работ, представленных на выставке. Одухотворенные и строгие лица, удивительные пейзажи, интересные характеры – это и есть тот самый образ Руси – сложной, глубокой и многогранной в своих проявлениях.
Tags: Великий Новгород, Зодчество, Община, Староверы и внешние, Церковно - общественное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments