o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Димитриевская родительская: история

Это репост, у них там Иван Грозный "св. блгв."
Не разделяю этого мнения ... а так ничего, любопытный очерк ...
Оригинал взят у expertmus в Димитриевская родительская суббота



В субботу перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского (26 окт. ст. ст.) в Церкви совершается поминовение усопших, хотя в богослужебном Уставе этот день не отмечается как заупокойный. Одно из первых упоминаний Димитриевской родительской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в. (Мелетий, архим. Историческое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1881. С. 7. № 10), но сама традиция поминовения в этот день восходит ко времени прп. Сергия Радонежского.

Согласно Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, св. блгв.великий князь Дмитрий Донской обратился к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982. С. 71).

Св. блгв. Царь Иван IV Васильевич повелел в Димитриевскую родительскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить» (Коринфский А. А. Народная Русь. М., 1901. С. 450). В Чиновнике московского Успенского собора под 23 окт. содержится следующая запись 2-й пол. XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает паннихида по всех православних христианех» (ДРВ. Т. 10. С. 68). В старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов, посвященная Димитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго» (БАН. Дружин. № 457, 50-70-е гг. XVIII в.; Сочинения писателей-старообрядцев 1-й пол. XVIII в. СПб., 2001. С. 286).

В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения всей усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троице-Сергиевой Лавры 1-й пол. XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу  в Дмитриевскую» (Леонид (Кавелин), архим. Приложения // Горский А. В., прот. Историческое описание Св.-Троицкия Сергиевы лавры. М., 1890. Гл. 5), в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии» (РГБ. Вол. № 681. Л. 16 об.): http://rublev-museum.livejournal.com/223457.html

Димитриевская родительская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г. (ДАИ. Т. 1. С. 222. № 135), в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. (РГБ. Троиц. № 249) и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей нач. XVII в. (ГИМ. Син. № 534; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 380). Правда, в Синодике РГБ. Троиц. № 818, XVII в., на Л. 196-197 выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской родительской субботой.

Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в. (см.: Бессонов П. А. Калики перехожие. М., 1861. Вып. 1. № 156), названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской...»). В стихе описывается видéние св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани русских и татарских воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу».

Свт. Филарет Московский в письме к А.Н. Муравьёву от 26 нояб. 1845 г. высказал такое мнение: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832-1867). К., 1869. С. 167-169). 22 августа 1903 г. был издан Императорский указ, предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим» (ЦВед. 1904. № 6).

Напомним, что определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 29 ноября-4 декабря 1994 г. было установлено совершать особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в День Победы – 9 мая (26 апреля). В прошлом году впервые циркуляром нового Патриарха Кирилла от 7 мая 2010 г. было установлено новое литургическое поминовение с особыми прошениями «о вождех и воинах, за Веру и Отечество жизнь свою положивших». А куда же делось упоминание о нашем народе? Почему постоянный спутник Патриарха Кирилла вл. Иларион (Алфеев) не откажется от постыдной медали за поддержку фашиствующих сил Литвы, где недавно свастика была признана в судебном порядке «историческим достоянием литовского народа»?! Вопросам несть числа: http://expertmus.livejournal.com/55210.html

Нужно также отметить, что, согласно современной богослужебной практике, заупокойная Божественная Литургия с литией совершается именно в субботу. Исключение составляют праздники, в которые бывает бдение или полиелей. На Литургии по входе с Евангелием, помимо прочих тропарей и кондаков, поется «Помяни, Господи, яко благ…» и «Со святыми упокой…» на 2-й глас. Последним, если нет предпразднства или попразднства, поется кондак «Яко начатки естества…». Апостол и Евангелие – заупокойные (или дня и заупокойные). Если по причине праздника Типикон отменяет заупокойные молитвословия, то заупокойные Апостол и Евангелие также не читаются. Причастен, если нет попразднства, «Блажени, яже избрал…» или «Радуйтесь, праведнии, О Господе…».
После заамвонной молитвы и возгласа «Яко Твое есть царство…» священник, исходя из алтаря, начинает петь «Со духи праведных скончавшихся…».
Священник по синодику поминает имена ктиторов, усопших братий и отцев и благотворителей: http://expertmus.livejournal.com/48573.html?thread=255677#t255677

"Вечная память"

Мужской хор "Православные певчие" (Басы Святой Руси. Шедевры духовной классики). Регент - Георгий Смирнов. Солист: Протодиакон Андрей Папков (США).


Tags: Богослужение, История Церкви, Месяцеслов, Наука, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments