o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Старовер на Афоне

Автор - бывший сотрудник журнала "Фома", для справки ...
Оригинал взят у achebator в 20 ЕВРО ЗА ИМЯ ИЛИ КАК ПРАВОСЛАВНЫЙ СТАРОВЕР ХОДИЛ НА АФОН

...Мое паломничество к православным святыням Афона состоялось уже после ухода из официального "православия", поэтому осложнялось невозможностью посещения тамошних церковных служб. Перед отплытием на Айон Орос на причале в Уранополи (греческий город, откуда уходят суда в монашескую республику, сообщения по суше у полуострова с мiром нет) я встретил русского (что совсем не трудно, русских там полно). Тот меня проинструктировал: "В Пантелеимоне монахи суровые, но честные, можете им доверять и ни копейки с вас не возьмут. Греки - наоборот: любезные и снисходительные, но продажные и к тому же постоянно прямо-таки вымогают деньги". Однако действительность превзошла мои ожидания....





...Чтобы более успешно отпихиваться от приглашений на службу, перед входом в каждый монастырь я надевал на себя... "бесовскую одёжу", которую прикупил в нашей греческой деревне на рынке. Это была рубашка, которая хоть и соответствовала внешне афонским правилам (закрытая и с длинным рукавом), но при этом пестрела англоязычными надписями, самой безобидной из которых было крупное FUCK OFF... Видимо из-за этой надписи в Пантелеимоновом монастыре мне тут же показали "главного по реликвиям" о. Олимпия. После трапезы я подошел к пожилому монаху и попросил отвести меня к святыням сразу же, сказав, что не могу до вечера оставаться в монастыре, поскольку меня уже ждут в Кариесе (это центр монашеской республики). Не знаю, поверил мне или нет знаменитый афонский экскурсовод и бывший ученый-"оборонщик", но согласился. "Только вы должны мне обещать, что закажете поминальные молитвы, - заявил Олимпий. - Иначе к святыням не пущу". Делать было нечего - умылся, переоделся, достал из кошелька пачку банкнот...






Вместе с о. Олимпием и еще каким-то паломником-никонианином (он на самом деле куда-то спешил и согласился на то же условие, что и я) мы пошли к святыням Пантелеимонова монастыря. Как известно, здесь, в руках еретических монахов, находится множество бесценных реликвий, среди которых мощи Святого Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предотечи, апостолов Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомученика Стефана, Исаакия Далмацкого, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирила Иерусалимского, Трифона. Мы смогли приложиться не ко всем из них, но к честной главе Св. Луки, стопе Св. Андрея, другим апостольским мощам, а также к Св. Пантелеимону о. Олимпий нас привел... Слава Богу, что никонианин свое "общение" с мощами не затягивал, а о. Олимпий меня не торопил и не мешал молиться по-старому..

.



Когда подошел час расплаты, я назвал три вымышленных имени и спросил "Сколько с меня?" "20 евро за имя, - ответил Олимпий. - Давайте уж пять имен - для ровного счета". Я придумал еще два имени и достал деньги. "А как же вы? - спросил Олимпий (он уже знал, что меня зовут Алексей). - За себя молитвы заказывать не будете?" "Я не принадлежу к вашей конфессии, я прихожанин храма Русской Православной старообрядческой Церкви". "А какая разница? - сказал Олимпий. - Мы за всех молимся - даже за некрещеных, и за самоубийц..." "Я не понимаю, как можно молиться за тех, кто против вашей церкви, а тем более - за тех, кто против самого Бога..." "Так будете за себя заказывать?" "Нет, простите, это против моей совести. Лучше я вам просто денег дам". "Давайте". Я дал еще 20 евро. "Может быть, вы разрешите мне за эти деньги пофотографировать?" "Нет, не смейте". Сделав все же украдкой пару-тройку фоток, я покинул монастырь.





Мое пребывание в Пантелеймоне сослужило мне дурную службу: я стал считать большинство афонских иноков корыстолюбцами. И потому если в Ксиропотаме отец Параклитос на мое предложение денег ответил только: "вы в монастыре, а не в супермаркете", то в Ватопеде оно привело в ярость неизвестного мне греческого монаха. Он бешено вращал глазами, тряс посохом и орал на ломаном английском: "Вы оскорблять святыня!" Из-за его истерики меня потом на службу не пустили, хоть я, как и в Ксиропотаме, после отказа "принять бабло" решился таки пойти на вечерню и утреню... Кров и еду дали, но попросили убраться побыстрее.





В Ксиромотаме, по вине... нет, все-таки благодаря о.Параклитосу))) я побывал на вечерней службе (но при этом не молился). А утром - точнее, ночью, часа в три по греческому времени - добрый монах постучал в келью и сказал мне как бы по-английски: "Если ты хотеть спать, то нет Святой Крест". Он имел в виду Животворящий Крест — дар императора Романа, главную святыню монастыря. К нему, а также к Кресту Св. Пульхерии (с частицами мощей 40 мучеников), резной иконе св. Димитрия Солунского из зеленого мрамора, а также ларцам с мощами св. Игнатия Богоносца, Григория Богослова, св. Василия Великого, св. Григория — просветителя Армении, св. Андрея Критского и св. апостола Варфоломея я был допущен и с благоговением приложился... Впрочем, думаю, что мое пребывание в Ксиропотаме заслуживает отдельного рассказа... К тому же ни о каком из афонских мест пока нет у меня столь же добрых и интересных воспоминаний.

Tags: Господствующее исповедание, Зодчество, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments