o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

"Савины главы",ч. 2: воскресная всенощная, начало нефимона



Обратите внимание на постоянное цитирование источников с различными указаниями. Устав составлен как их своеобразный свод.
Каждения на "возвахах" малой вечерни в старопечатном Большом Уставе не указано, поэтому в большинстве старообрядческих приходов его не бывает (а вот "липоване" в Румынии и прилегающих землях кадят:)).
Также показательно повеление кадить "от Креста" - это беспоповская редакция, связанная с отсутствием у них св. алтаря. В дониконовских оригиналах вместо Креста, конечно, свв. престол и алтарь.



Без сомнения, в цитате из Соловецкого устава под "празднуемым святым" подразумевается лишь бденный.
Указание о совершении Полунощницы и Павечерницы "в келиях" относится к практике монастырей и некоторых беспоповских общин. У "поповцев" эти службы неизменно бывают в церкви.



В старопечатных уставах нет отдельной главы о Средней вечерне, указания о ней "рассыпаны" по "Оку церковному" и некотрым другим книгам. Здесь же они сведены воедино.
Характерны и указания на осбенности исполнения песнопений, - "поют знаменной",т.е. крюковым распевом, а не просто на обычную мелодию гласа.Это признак праздничности службы.





На правой странице нижнего листа - взятое неизвестно откуда указание не петь 1-й раз конец у тропаря на "Бог Господь",реально,насколько знаю,не соблюдающееся.
Редко где бывают теперь и чтения перед екса - псалмами и между кафизмами. Соответственно,и концы седальнов теперь в основном не поют.



Уникально указание о 3-х поклонах на "Поклонимся Отцу", обычно кладётся лишь один.
Также и выноса Евангелия для чтения на середину храма древними Уставами не предумотрено. Скорее всего, это домысел беспоповцев, связанный с отсутствием у них св. алтаря, где оно читается согласно старопечатным Служебникам и иным книгам. Несколько отличается от изложенного там же и текст 3-й молитвы при целовании Евангелия.



Здесь любопытно повеление при чтении двух Евангелий на Утрени прикладываться лишь после второго. Не встречал такого ни в других источниках, ни на практике.



Показательно отсутствие упоминания о пении "Утверди Боже" перед "Честнейшую" и отпустом Утрени: там содержалась молитва за царя, которую не все из беспоповцев творили :)

Продолжение последует ...
Tags: Богослужение, Традиции старообрядчества
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments