o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

"Савины главы", ч. 3: окончание нефимона и указы воскресные

Продолжение начатого ранее (см. http://o-apankratov.livejournal.com/151445.html ; http://o-apankratov.livejournal.com/151786.html ).

Окончание нефимона и всенощная под Рожество Христово и Богоявление:



Любопытно указание петь "на глас" концы тропарей по "Ныне отпущаеши". Дело в том, что это обычная практика "поповцев", но письменного указания о сем нигде, кроме публикуемого источника, не встречал.





Обращаем внимание на указание "аще в неделю полиелеос с Попразднеством", о чтении по полиелеосе на "и ныне" седальна празднику. В других Уставах не видел такого, обычно пишут читать Богородичен последнего седальна.



Здесь (справа внизу) интересны указания о чередовании кондаков по Отче наш на часах, "аще в неделю Попразднество и празднуемыи святыи". Они отличаются для святых "рядовых" (коим чтем канон на утрени на 4 или на 6) и полиелеосных или бденных.
В первом случае меняются кондаки празднику и воскресныи, а святому не чтется.
Во втором - празднику, святому и воскресныи.
Эта мысль выражена и в старопечатных Уставах, но как-то не столь же ясно.



Интересен правый лист, где начинается устав службы бденному святому в неделю.
Во-первых, здесь сказано об отсутствии какого-либо стиха (кроме объявления гласа) перед первой стиховенной стихерой святому с его великой вечерни, поющейся на малой. В дониконовских книгах это лишь подразумевается,а здесь - прямое указание.
Во-вторых, рассматривается ситуация славников одного и того же гласа на литии и на стиховне великой вечерни, в дораскольных изданиях обойденная молчанием. Указано в этом случае петь на "и ныне" на стиховне Богородичен пО гласу с малой вечерни (вероятно, возвашный, как это установлено "наряду" в декабрьской службе свт. Николе). Откуда следует, что на литии тогда бывает Богородичен от воскресных стиховенных.
В то же время, указание о тропарях по "Ныне отпущаеши" более расплывчатое, чем в старопечатных источниках. Там чётко сказано, что святому дважды, а "Богородице Дево" единожды поется только в будние дни, а в воскресные - наоборот, и никаких "иных уставов".



Здесь (на левом листе) также путаница с "иными уставами". На самом деле кондак и икос святому читается в неделю по 6-й песни только "аще храм святаго",а так здесь всегда воскресные. То же и с кондаками на часах, воскресные не оставляются.
А на правом листе явно говорится о святом не только полиелеосном, но и о бденном (упоминаются стихеры с его малой вечерни и пр.), т.е. заглавие несколько не соответствует содержанию.



Любопытно указание на левой странице внизу,о заменяемости кондака "Заступнице християном" успенским, "В молитвах". Более нигде такого не встречал. Здесь же это не раз ещё встретится.
А в правой части говорится оставлять на литии стихеры Аммореевы, аще там есть святому. Это из уже упоминавшегося выше разряда подразумеваемого, но не сказанного прямо в дониконовских книгах. Возможно, это место "Савиных глав" осталось вне поля зрения составителей устава в ежегодном календаре поморцев, где нередко приходилось встречать повеления петь на литии и Аммореевы, и святому :) Там, впрочем, иной раз и не такое прочтёшь :(



На этом развороте примечательно (в том числе в кавычках:)) следующее.
Устав о кондаках на часах путаный, явно взят из какой-то главы о Предпразднествах и Попразднествах. Это там не читают на "славах" кондака шестиричному святому. А вне указанных периодов не читают только четверикам. Кто не знает этого, может легко "споткнуться" :(
Крайне любопытна глава на правом листе. Такой нет в дониконовских печатных Уставах, хотя случаи, когда в неделю два святых, одному на 4, другому на 6, не так уж и редки. Указания о таковых разбросаны по различным дораскольным книгам, здесь же собраны воедино и систематизированы. Поспорить здеь можно лишь с изложением, опять-таки, порядка кондаков на часах. Представляется (на основании других уставных данных), что если один из святых шестиричный, то кондак ему всё же должен чередоваться с воскресным.



Примечательно указание о порядке чтения Апостола и Евангелия на литургии (или часах), аще в неделю два святых, на 4 и 6, а также (ниже) на 6 и Пл.
Следующая глава тоже уникальна, не имеет прямых дониконовских аналогов, хотя службы подобного типа в дораскольных книгах, конечно, встречаются. Опять-таки, считаю, можно было бы читать кондак шестерику на часах ...

Продолжение последует ...
Tags: Богослужение, Традиции старообрядчества
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments