o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Знамение Пречистой: пять (!) величаний



Сегодня, можно сказать, главное новгородское церковное торжество, воспоминание чудесного, заступлением Пресвятыя Богородицы, избавления града от захвата и разорения в междоусобной войне с суздальцами (по сути, с соединёнными силами Центральной Руси) в 1170 г.
История этого события и праздника: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EA%EE%ED%E0_%C1%EE%E6%E8%E5%E9_%CC%E0%F2%E5%F0%E8_%AB%C7%ED%E0%EC%E5%ED%E8%E5%BB
Наверху - образ Знамения, роспись кон. XVII в. в одном из боковых куполов Софийского собора в Вологде (городе, основанном, напомню, новгородцами,и долгое время им принадлежавшем).
Конечно, мы молились сию службу полностью (были даже гости из СПб :)) ...
В связи с чем хотелось бы заострить внимание на одном её моменте.
Наряду в Минее (а существующая у нас служба Знамению, напомню, составлена ок. 1438 г. известным гимнографом Пахомием Сербом) не указано никакого величания этому празднику.

Там же,в главе "аще прилучится Знамение в неделю", сказано петь одно из двух общих величаний Богородице, "Достойно есть" или "Песнь всяку духовную".
Однако в певчем калашниковском "Обиходе" находится другое, особое величание ... в котором, правда, ничего не говорится о конкретном событии, спасении города от врагов.
И неудивительно. Ведь единственная старопечатная церковная книга с этим текстом - Трефолой 1637 г., служба Знамению Богородицы ПСКОВСКОЙ, что празднуется 24 сентября ст.ст. (см. слева):



Но, простите, это совсем ДРУГОЕ событие, притом более позднее!
Та икона явилась в 1198 г., а Знамение от нея было в 1567-м(!; подробнее: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6803.php ).
Поэтому "механически пристыковывать" это величание к Знамению нынешнему, НОВГОРОДСКОМУ, как, вероятно, сделали составители нашего певческого "Обихода",скорее всего, не вполне корректно. Однако, насколько знаю, в "поповских" крюковых книгах только так ...

Между тем у новообрядцев сегодняшнее величание значительно более конкретно:

"Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси".

Привязка ко вполне определённому событию налицо.
Как, кстати,и в кондаке нынешнего праздника: "Честнаго образа Твоего Знамение ... имже дивную победу на сопротивных граду Твоему дарова", да и в других частях сея службы.
Но стиль языка величания, увы, вполне никониянский,т.е. какой-то словесно перегруженный, утяжелённый, с "еси" на конце и пр., в общем, "неудобоваримый" :(

На счастье, существует бесспорно восходящий к древненовгородским традициям Поморский Обиход, где оное величание предстает пред нами в своём, вероятно, дораскольном виде (хотя и не вошедшем почему-то в старопечатные книги):



Вот она, сила! :)
Именно этот вариант текста, считаю, и лучше бы петь за службой настоящаго дня.
А что "у Калашникова" - на Знамение Псковское, если кто-то молится тот праздник.
Впрочем, конечно, не дерзаю осуждать использующих иные указанные выше варианты.
За исключением, разумеется, новообрядного :)

С праздником всех, он ведь давно не только новгородский :)
К тому же и актуальный теперь (повсеместные митинги протестов именно сегодня - не знаковое ли совпадение?), когда, увы, многие говорят о возможности в стране серьёзной междоусобицы :( От нея же избави Бог и Пречистая Владычица ...
Tags: Богослужение, Месяцеслов, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments