o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Статья о староверии в газете г. Измаил (Украина)

В целом неплохо, только имя Спасителя зачем-то с двумя "и" пишут, даже цитируя доракольные тексты :(
Оригинал взят у nbobkov в Публикации в местной газете.
К истокам старообрядчества http://izmail.es/article/9593/
История

(Окончание. Начало в «КН» за 3 и 10 декабря 2011 года) Триперстие

Начал Никон свои реформы с отмены двоеперстного сложения для крестного знамения. Вся русская церковь творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой, мизинец и безымянный) складывали христиане во имя Святой троицы, а два (указательный и средний) имели простертыми во имя двух естеств Христовых – божеского и человеческого. Так складывать персты учила и древняя греческая церковь. Двоеперстие шло со времен апостола Петра. Это можно увидеть на древних иконах, фресках, мозаичных изображениях.
Никон в 1653 г. приказал креститься триперстием: складывать первые три пальца во имя Святой Троицы, а два последние иметь «праздными», т.е. ничего ими не изображать… По рассуждению Никона, исповедание Св. Троицы, выражаемое двоеперстием, таит в себе арианскую ересь, ибо Троица изображается тремя неравными перстами. Триперстие было новшеством. Незадолго до Никона оно появилось у греков, они привезли его и в Россию. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о триперстии. Поэтому русские люди и не хотели его принимать.
Воспользовавшись прибытием в Москву антиохийского патриарха Макария, сербского патриарха Гавриила, никейского митрополита Григория, молдавского митрополита Гедеона, Никон в московском Успенском соборе в присутствии множества прихожан назвал всех, кто крестится двумя перстами еретиками и подражателями армян и проклял их. Восточные иерархи это проклятие подписали.
Церковь не могла согласиться с таким крайне беззаконным осуждением древнего православного вероисповедания. Знаменитые пастыри-проповедники, бескорыстные и прямодушные, смело выступили против Никона и его действий.

Свет дневной есть слово книжное
В старину не было типографий, книги переписывались. Русский народ любил книгу и умел беречь её, как святыню. Малейшая опись в книге, недосмотр, ошибка считались большой погрешностью. Сохранившиеся рукописи старого времени отличаются чистотой, красотой, правильностью и точностью текста. За сто лет до Никона (в 1551 г.) в Москве состоялся собор русских святителей, на котором было изложено сто глав постановлений, из-за чего он был назван Стоглавым. Собор обратил внимание на состояние богослужебных книг и указал, что в некоторых встречаются неправильности только в знаках препинания и некоторых описках, и принял меры, чтобы таких недосмотров не было в книгах. Поэтому можно смело утверждать, что в старых рукописях гораздо меньше описок, чем в современных печатных книгах – опечаток.
Когда при патриархе Филарете (первая треть XVII в.) в Потребнике обнаружили лишнее слово, то оно было исключено не прежде, чем состоялось соборное о нём суждение и были наведены справки в многочисленных древних русских и греческих рукописях.

Чем же сие лучше?
При патриархе Никоне исправление книг повелось по-другому. Дело было поручено грекам. Главным «справщиком» стал вышеупомянутый Арсений, который уклонялся в магометанство, отрекался от Христа и христианской веры. Книжное исправление началось с обмана и подлогов. В 1654 г. Никон созвал в Москве собор, на котором было решено исправлять книги по древним русским и греческим рукописям. На самом же деле русские богослужебные книги исправлялись по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Где было напечатано в старых книгах «церковь», в новых исправлено на «храм», а где было «храм», справщики напечатали «церковь»; вместо «отроцы» напечатали «дети» и наоборот, вместо «креста» исправлено «древо» и т.п. Защитники старых книг, недоумевая, спрашивали: «Чем же сие лучше оного?».
Не ошибки, не описки «исправляли» никоновские справщики, а выбрасывали из них вековые чины, предания древней вселенской церкви, некоторые из них догматического содержания, некоторые осуждены и древней русской церковью, и самими греками, как латинские обычаи.
По староцерковным книгам установлено: во время крещения, венчания, освящения храма – делать обхождение по солнцу, в знак того, что мы идем за Солнцем – Христом. Никоновские справщики всюду ввели хождение против солнца – против Христа.
В старых книгах всегда писалось и выговаривалось имя Христа Спасителя – Исус. Справщики всюду переделали это имя по-новогречески – Иисус. Хотя, скажем, на монетах князя Владимира, крестившего Русь, было вычеканено имя Спасителя: «Исусъ Христосъ».
Никон, таким образом, отменил древнее церковное установление.
Это только три примера исправлений, из которых видно, что исправлялись не опечатки и погрешности, а вековые обычаи и установления древней Церкви. Но сами же «реформаторы» натворили в новых книгах немало погрешностей и ересей.

Все книги испроказили
Погрешностей этих много, насчитываются они сотнями (считает Ф.Мельников), укажем лишь некоторые. В чине крещения по старым книгам священник читает: «Запрещает ти Диаволе, Господь наш Иисус Христос, Пришедыи в мир и вселивыися в человецех». Здесь ясно выражено, что диявола запрещает Господь, который пришел в мир и вселился в людях, как Сам он говорит: «Се Аз с вами есмь до скончания века»(Матф., 28:20). Никоновские справщики переделали так: «запрещает тебе Господь, Диаволе, пришедыи в мир и вселивыися в человецех». Смысл текста искажен настолько, что получается, не Христос пришел и вселился в человецех, а диавол.
В старых книгах при совершении таинства крещения священник просит Бога: «Вообрази Христа Твоего в хотящем породитися святым крещением от моего недостоинства». Крещаемый рождается в новую жизнь именно крещением. В никоновских книгах исправлено так: «…породитися моим окаянством». Выходит иной смысл: крещаемый рождается не святым крещением, а окаянством священника. Подобных примеров много.
Не оставили без переделки даже Херувимскую песнь в божественной литургии. Погрешностей в новых книгах, бестолковых и нелепых, было так много, что это дало основание утверждать, что Никон приказал главному справщику Арсению Греку: «Правь Арсений, как попало, лишь бы не по-старому».
«Все книги испроказили», – жаловались тогдашние благочестивые люди.
В течение последующих столетий, вплоть до нашего времени, никоновские книги
неоднократно исправлялись и переделывались.

Алла Галкина
Tags: История старообрядчества, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments