Оригинал взят у
К истокам старообрядчества http://izmail.es/article/9593/
История
(Окончание. Начало в «КН» за 3 и 10 декабря 2011 года) Триперстие
Начал Никон свои реформы с отмены двоеперстного сложения для крестного знамения. Вся русская церковь творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой, мизинец и безымянный) складывали христиане во имя Святой троицы, а два (указательный и средний) имели простертыми во имя двух естеств Христовых – божеского и человеческого. Так складывать персты учила и древняя греческая церковь. Двоеперстие шло со времен апостола Петра. Это можно увидеть на древних иконах, фресках, мозаичных изображениях.
Никон в 1653 г. приказал креститься триперстием: складывать первые три пальца во имя Святой Троицы, а два последние иметь «праздными», т.е. ничего ими не изображать… По рассуждению Никона, исповедание Св. Троицы, выражаемое двоеперстием, таит в себе арианскую ересь, ибо Троица изображается тремя неравными перстами. Триперстие было новшеством. Незадолго до Никона оно появилось у греков, они привезли его и в Россию. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о триперстии. Поэтому русские люди и не хотели его принимать.
Воспользовавшись прибытием в Москву антиохийского патриарха Макария, сербского патриарха Гавриила, никейского митрополита Григория, молдавского митрополита Гедеона, Никон в московском Успенском соборе в присутствии множества прихожан назвал всех, кто крестится двумя перстами еретиками и подражателями армян и проклял их. Восточные иерархи это проклятие подписали.
Церковь не могла согласиться с таким крайне беззаконным осуждением древнего православного вероисповедания. Знаменитые пастыри-проповедники, бескорыстные и прямодушные, смело выступили против Никона и его действий.
Свет дневной есть слово книжное
В старину не было типографий, книги переписывались. Русский народ любил книгу и умел беречь её, как святыню. Малейшая опись в книге, недосмотр, ошибка считались большой погрешностью. Сохранившиеся рукописи старого времени отличаются чистотой, красотой, правильностью и точностью текста. За сто лет до Никона (в 1551 г.) в Москве состоялся собор русских святителей, на котором было изложено сто глав постановлений, из-за чего он был назван Стоглавым. Собор обратил внимание на состояние богослужебных книг и указал, что в некоторых встречаются неправильности только в знаках препинания и некоторых описках, и принял меры, чтобы таких недосмотров не было в книгах. Поэтому можно смело утверждать, что в старых рукописях гораздо меньше описок, чем в современных печатных книгах – опечаток.
Когда при патриархе Филарете (первая треть XVII в.) в Потребнике обнаружили лишнее слово, то оно было исключено не прежде, чем состоялось соборное о нём суждение и были наведены справки в многочисленных древних русских и греческих рукописях.
Чем же сие лучше?
При патриархе Никоне исправление книг повелось по-другому. Дело было поручено грекам. Главным «справщиком» стал вышеупомянутый Арсений, который уклонялся в магометанство, отрекался от Христа и христианской веры. Книжное исправление началось с обмана и подлогов. В 1654 г. Никон созвал в Москве собор, на котором было решено исправлять книги по древним русским и греческим рукописям. На самом же деле русские богослужебные книги исправлялись по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Где было напечатано в старых книгах «церковь», в новых исправлено на «храм», а где было «храм», справщики напечатали «церковь»; вместо «отроцы» напечатали «дети» и наоборот, вместо «креста» исправлено «древо» и т.п. Защитники старых книг, недоумевая, спрашивали: «Чем же сие лучше оного?».
Не ошибки, не описки «исправляли» никоновские справщики, а выбрасывали из них вековые чины, предания древней вселенской церкви, некоторые из них догматического содержания, некоторые осуждены и древней русской церковью, и самими греками, как латинские обычаи.
По староцерковным книгам установлено: во время крещения, венчания, освящения храма – делать обхождение по солнцу, в знак того, что мы идем за Солнцем – Христом. Никоновские справщики всюду ввели хождение против солнца – против Христа.
В старых книгах всегда писалось и выговаривалось имя Христа Спасителя – Исус. Справщики всюду переделали это имя по-новогречески – Иисус. Хотя, скажем, на монетах князя Владимира, крестившего Русь, было вычеканено имя Спасителя: «Исусъ Христосъ».
Никон, таким образом, отменил древнее церковное установление.
Это только три примера исправлений, из которых видно, что исправлялись не опечатки и погрешности, а вековые обычаи и установления древней Церкви. Но сами же «реформаторы» натворили в новых книгах немало погрешностей и ересей.
Все книги испроказили
Погрешностей этих много, насчитываются они сотнями (считает Ф.Мельников), укажем лишь некоторые. В чине крещения по старым книгам священник читает: «Запрещает ти Диаволе, Господь наш Иисус Христос, Пришедыи в мир и вселивыися в человецех». Здесь ясно выражено, что диявола запрещает Господь, который пришел в мир и вселился в людях, как Сам он говорит: «Се Аз с вами есмь до скончания века»(Матф., 28:20). Никоновские справщики переделали так: «запрещает тебе Господь, Диаволе, пришедыи в мир и вселивыися в человецех». Смысл текста искажен настолько, что получается, не Христос пришел и вселился в человецех, а диавол.
В старых книгах при совершении таинства крещения священник просит Бога: «Вообрази Христа Твоего в хотящем породитися святым крещением от моего недостоинства». Крещаемый рождается в новую жизнь именно крещением. В никоновских книгах исправлено так: «…породитися моим окаянством». Выходит иной смысл: крещаемый рождается не святым крещением, а окаянством священника. Подобных примеров много.
Не оставили без переделки даже Херувимскую песнь в божественной литургии. Погрешностей в новых книгах, бестолковых и нелепых, было так много, что это дало основание утверждать, что Никон приказал главному справщику Арсению Греку: «Правь Арсений, как попало, лишь бы не по-старому».
«Все книги испроказили», – жаловались тогдашние благочестивые люди.
В течение последующих столетий, вплоть до нашего времени, никоновские книги
неоднократно исправлялись и переделывались.
Алла Галкина
История
(Окончание. Начало в «КН» за 3 и 10 декабря 2011 года) Триперстие
Начал Никон свои реформы с отмены двоеперстного сложения для крестного знамения. Вся русская церковь творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой, мизинец и безымянный) складывали христиане во имя Святой троицы, а два (указательный и средний) имели простертыми во имя двух естеств Христовых – божеского и человеческого. Так складывать персты учила и древняя греческая церковь. Двоеперстие шло со времен апостола Петра. Это можно увидеть на древних иконах, фресках, мозаичных изображениях.
Никон в 1653 г. приказал креститься триперстием: складывать первые три пальца во имя Святой Троицы, а два последние иметь «праздными», т.е. ничего ими не изображать… По рассуждению Никона, исповедание Св. Троицы, выражаемое двоеперстием, таит в себе арианскую ересь, ибо Троица изображается тремя неравными перстами. Триперстие было новшеством. Незадолго до Никона оно появилось у греков, они привезли его и в Россию. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о триперстии. Поэтому русские люди и не хотели его принимать.
Воспользовавшись прибытием в Москву антиохийского патриарха Макария, сербского патриарха Гавриила, никейского митрополита Григория, молдавского митрополита Гедеона, Никон в московском Успенском соборе в присутствии множества прихожан назвал всех, кто крестится двумя перстами еретиками и подражателями армян и проклял их. Восточные иерархи это проклятие подписали.
Церковь не могла согласиться с таким крайне беззаконным осуждением древнего православного вероисповедания. Знаменитые пастыри-проповедники, бескорыстные и прямодушные, смело выступили против Никона и его действий.
Свет дневной есть слово книжное
В старину не было типографий, книги переписывались. Русский народ любил книгу и умел беречь её, как святыню. Малейшая опись в книге, недосмотр, ошибка считались большой погрешностью. Сохранившиеся рукописи старого времени отличаются чистотой, красотой, правильностью и точностью текста. За сто лет до Никона (в 1551 г.) в Москве состоялся собор русских святителей, на котором было изложено сто глав постановлений, из-за чего он был назван Стоглавым. Собор обратил внимание на состояние богослужебных книг и указал, что в некоторых встречаются неправильности только в знаках препинания и некоторых описках, и принял меры, чтобы таких недосмотров не было в книгах. Поэтому можно смело утверждать, что в старых рукописях гораздо меньше описок, чем в современных печатных книгах – опечаток.
Когда при патриархе Филарете (первая треть XVII в.) в Потребнике обнаружили лишнее слово, то оно было исключено не прежде, чем состоялось соборное о нём суждение и были наведены справки в многочисленных древних русских и греческих рукописях.
Чем же сие лучше?
При патриархе Никоне исправление книг повелось по-другому. Дело было поручено грекам. Главным «справщиком» стал вышеупомянутый Арсений, который уклонялся в магометанство, отрекался от Христа и христианской веры. Книжное исправление началось с обмана и подлогов. В 1654 г. Никон созвал в Москве собор, на котором было решено исправлять книги по древним русским и греческим рукописям. На самом же деле русские богослужебные книги исправлялись по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Где было напечатано в старых книгах «церковь», в новых исправлено на «храм», а где было «храм», справщики напечатали «церковь»; вместо «отроцы» напечатали «дети» и наоборот, вместо «креста» исправлено «древо» и т.п. Защитники старых книг, недоумевая, спрашивали: «Чем же сие лучше оного?».
Не ошибки, не описки «исправляли» никоновские справщики, а выбрасывали из них вековые чины, предания древней вселенской церкви, некоторые из них догматического содержания, некоторые осуждены и древней русской церковью, и самими греками, как латинские обычаи.
По староцерковным книгам установлено: во время крещения, венчания, освящения храма – делать обхождение по солнцу, в знак того, что мы идем за Солнцем – Христом. Никоновские справщики всюду ввели хождение против солнца – против Христа.
В старых книгах всегда писалось и выговаривалось имя Христа Спасителя – Исус. Справщики всюду переделали это имя по-новогречески – Иисус. Хотя, скажем, на монетах князя Владимира, крестившего Русь, было вычеканено имя Спасителя: «Исусъ Христосъ».
Никон, таким образом, отменил древнее церковное установление.
Это только три примера исправлений, из которых видно, что исправлялись не опечатки и погрешности, а вековые обычаи и установления древней Церкви. Но сами же «реформаторы» натворили в новых книгах немало погрешностей и ересей.
Все книги испроказили
Погрешностей этих много, насчитываются они сотнями (считает Ф.Мельников), укажем лишь некоторые. В чине крещения по старым книгам священник читает: «Запрещает ти Диаволе, Господь наш Иисус Христос, Пришедыи в мир и вселивыися в человецех». Здесь ясно выражено, что диявола запрещает Господь, который пришел в мир и вселился в людях, как Сам он говорит: «Се Аз с вами есмь до скончания века»(Матф., 28:20). Никоновские справщики переделали так: «запрещает тебе Господь, Диаволе, пришедыи в мир и вселивыися в человецех». Смысл текста искажен настолько, что получается, не Христос пришел и вселился в человецех, а диавол.
В старых книгах при совершении таинства крещения священник просит Бога: «Вообрази Христа Твоего в хотящем породитися святым крещением от моего недостоинства». Крещаемый рождается в новую жизнь именно крещением. В никоновских книгах исправлено так: «…породитися моим окаянством». Выходит иной смысл: крещаемый рождается не святым крещением, а окаянством священника. Подобных примеров много.
Не оставили без переделки даже Херувимскую песнь в божественной литургии. Погрешностей в новых книгах, бестолковых и нелепых, было так много, что это дало основание утверждать, что Никон приказал главному справщику Арсению Греку: «Правь Арсений, как попало, лишь бы не по-старому».
«Все книги испроказили», – жаловались тогдашние благочестивые люди.
В течение последующих столетий, вплоть до нашего времени, никоновские книги
неоднократно исправлялись и переделывались.
Алла Галкина