o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Два ранних произведения В.А.Покровского и их архитектурный контекст. Ч. 1

Замечательная статья о неорусской церковной архитектуре нач. ХХ в.,в т.ч. о старообрядческих храмах, будут 2 части подряд,а потом ещё 3-я.
Оригинал взят у av_otus в Два ранних произведения В.А.Покровского и их архитектурный контекст. Ч. 1
Представляю свою свежевышедшую статью, продолжающую тему влияний творчества крупнейшего представителя неорусского стиля В.А.Покровского на церковную архитектуру начала ХХ века. (Напомню, что начало темы - в статье о храме в Пархомовке: часть 1, часть 2, часть 3). Теперь - о далеко идущих ниточках от самой главной потери неорусского стиля - церкви Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах, взорванной как ориентир в 1942 г., и двух вариантах нереализованного проекта церкви в Кашине, выполненного в соавторстве с О.Р.Мунцем (Об этом в последующих частях, коих будет много - статья большая).

А.В.Слёзкин

Два ранних произведения В.А.Покровского (церковь на Шлиссельбургских пороховых заводах и проект церкви в Кашине) и их архитектурный контекст

Опубликовано: Архитектурное наследство. Вып. 55. М., 2011. С. 282-305.





Ключевые для архитектуры неорусского стиля фигуры известны давно и широко. Это В.М. Васнецов и Ф.О. Шехтель, стоявшие у его истоков, А.В. Щусев и В.А. Покровский – лидеры данного направления. В процессе исследования творчества В.А. Покровского становится все более очевидной именно его определяющая роль для неорусского храмостроения[i]. Ранние работы мастера продемонстрировали, по сути, почти все возможности стиля, и даже больше – в значительной мере предопределили дальнейшее развитие форм церковной архитектуры этого стиля, содержа в себе в концентрированном виде массу приемов, которыми стали пользоваться коллеги зодчего. Их важность для развития русского храмостроения начала ХХ века определяется не только широким диапазоном типологических и декоративных решений, но в первую очередь новаторским характером.

Время появления этих проектов Покровского – 1902-1904 гг. совпадает с началом широкого распространения неорусского стиля. На тот момент новая модификация национального стиля еще не завоевала прочных позиций и лишь теснила эклектичный его вариант. В церковной архитектуре, консервативной по своей природе, процесс усвоения новых форм происходил медленнее. Зеркалом, отражающим происходившие изменения, является архитектурная периодика того времени. Напомним, что Покровский публиковал свои работы регулярно начиная с 1901 года, когда на страницах журнала «Зодчий» появился проект церкви со склепом В.И. Березина в имении Соук-Су под Гурзуфом, выполненный в формах владимиро-суздальского зодчества[ii]. Проекты церквей в Пархомовке и на Шлиссельбургских пороховых заводах были опубликованы два года спустя, а в 1904 г. в «Зодчем» появился проект церкви в Кашине. Фотографии построенных храмов, а также рисунки элементов их декоративного убранства публиковались в Ежегоднике Императорского общества архитекторов-художников уже в 1907-1908 гг.

Теперь перечислим произведения других авторов, отражающие зарождение и развитие неорусского стиля, публиковавшиеся ранее проектов Покровского или одновременно с ними. 1894 годом датируется публикация проектов учителя Покровского Л.Н. Бенуа, впервые отражающих смену стилистических предпочтений: собора Александра Невского в Варшаве[iii] и Софийской церкви при заводах Нечаева-Мальцева в Новоселках Тверской губернии[iv]. Варшавский собор иллюстрирует актуализацию темы владимиро-суздальской и московской «итальянизированной» архитектуры, а также стремление к укрупнению форм и избавлению от дробности декора. Церковь в Новоселках – первый и незаслуженно забытый пример программного  воскрешения стилистики новгородских храмов XIVXV столетий[v]. В 1902 г. опубликован проект церкви А.Л. Гуна, несвободный от влияния эклектики в большей мере, чем упомянутые произведения Бенуа[vi]. В том же году в «Зодчем» появились фотографии выставочных павильонов в Глазго, а в 1905 г. – Ярославского вокзала в Москве Ф.О. Шехтеля. Первый же выпуск Ежегодника Императорского общества архитекторов-художников (1906 г.) содержал чертежи и фотографии сразу нескольких произведений неорусского стиля: церкви в Абрамцеве и Третьяковской галереи В.М. Васнецова, деревянной Казанской церкви на Преображенском кладбище в Петербурге В.А. Демяновского, эскиз церкви Б.Я Боткина. В последующих выпусках ежегодника проекты и постройки неорусского стиля присутствуют постоянно и в еще большем количестве. С 1908 г. неорусский стиль стал широко представлен и в «Зодчем». Из приведенных примеров видно, что до 1905 г. мы наблюдаем лишь эпизодическое присутствие неорусского стиля в основной архитектурной периодике. Многие уже построенные, а также строившиеся в то время храмы (например, работы С.У. Соловьева) не публиковались или были опубликованы позже, что не могло не ограничить степень их известности.

Помещенные в четкий хронологический контекст, три ранних работы В.А. Покровского (церкви в Пархомовке и на Шлиссельбургских пороховых заводах, а также проект церкви в Кашине) могут быть охарактеризованы как первые опыты по созданию крупных храмов в неорусском стиле, ставшие достоянием архитектурной общественности. Подробная и многократная публикация этих работ на протяжении нескольких лет[vii] утвердила их ключевое место в развитии иконографии неорусского храмостроения. Однако этому обстоятельству, заставляющему смотреть на творчество В.А. Покровского несколько иначе, чем на творчество другого лидера стиля – А.В. Щусева, до последнего времени не придавалось особого значения.

Первая по времени начала реализации проекта самостоятельная работа зодчего – церковь в Пархомовке под Киевом, спроектированная в 1903 г. Ее облик и архитектурные детали отсылают одновременно и к Новгороду, и к Пскову, и к Москве, и к крепостной теме, а романские аллюзии и эпичная монументальность – к национальному романтизму североевропейских стран. Церковь в пархомовке благодаря неординарности и выразительности своего облика породила обширную группу произведений, в которых в разной степени отразилось ее влияние – от явных подражаний до использования отдельных приемов и деталей. Этому вопросу посвящена отдельная публикация автора данной статьи[viii].

Практически одновременно с проектированием и строительством церкви в Пархомовке Покровский создает еще два знаковых проекта – Петропавловской церкви на пороховых заводах близ Шлиссельбурга[ix] и церкви Иоанна Крестителя в Кашине (совместно с О.Р. Мунцем). Строго говоря, работа над шлиссельбургской церковью началась даже раньше, в 1902 г. Сначала был составлен проект деревянного храма с с восьмигранным планом и шатровым завершением[x]. Затем появился первый вариант проекта каменного храма[xi], довольно эклектичный и не свободный от влияния учителя Покровского Л.Н. Бенуа. Однако уже в нем здание имеет восходящую к крещатым деревянным церквям Русского севера крестообразную структуру, шатровое завершение, главки на рукавах креста, двухъярусную апсиду с ложным деамбулаторием и звонницу на углу. Этот вариант и был утвержден к постройке в апреле 1904 г.[xii] Вскоре после этого было изменено место строительства[xiii], а затем и переработан проект.



В серии эскизов, опубликованных в 1906 г.[xiv], покровский «примеряет» на один и тот же крестообразный объем различные завершения, получая совершенно разные образы.




На двух из них храмы отличаются только завершением: на одном это одна глава на высокой «поздней» четырехскатной кровле, на другом – заимствованное из деревянного зодчества кубоватое покрытие с декоративным пятиглавием, что доказывает важное место «северной» темы в творчестве мастера. Фасады «рукавов креста» обработаны стилизованными композициями из новгородских лопастей и ползучей аркатуры – детали, однозначно соотносимой с церковью Николы на Липне в том виде, который она имела в начале ХХ века – со срезанным верхом лопастей[xv]. На третьем эскизе храм завершен шатром, ползучие аркатуры отсутствуют, а лопасти приобрели «московское» килевидное завершение и вписаны в прямые, а не покатые и плавные щипцы, на каждый из которых поставлено по три главки. Усложненностью силуэта, бочечной формой покрытия звонницы этот вариант напоминает многие архитектурные фантазии В.В. Суслова[xvi]. Он и был положен в основу постройки, возведенной в 1906 – 1907 гг.[xvii], однако декоративное решение фасадов было приближено к двум другим вариантам (правда, с заменой ползучих аркатур на всех фасадах, кроме восточного, лопастями). Над каждым рукавом креста осталось по одной главке. Таким образом, в итоге зодчий сохранил изначальную идею крестообразного шатрового сооружения с двухъярусной апсидой и звонницей на юго-восточном углу, кардинально изменив стилистику, образ, декор.

Продолжение следует.


[i] См., например: Гаврилов С.А. Жизненный путь зодчего В.А. Покровского // Архив наследия – 2003. М., 2005. С. 224-275; он же. Зодчий В.А. Покровский в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. // Невский архив. Историко-краеведческий сборник. Вып. VI. СПб., 2003. С. 471-497. Также творчество мастера рассмотрено в следующих публикациях: Кириков Б.М. Академик архитектуры В.А. Покровский (к 100-летию со дня рождения) // Вестник Ленинградского университета. 1972. № 2; Кириченко Е.И. Поиски национального стиля в творчестве архитектора В.А. Покровского // Архитектурное наследство. Вып. 21. М., 1973. С. 69-82; она же. Русский стиль. М., 1997; Кириков Б.М. Первые образцы «неорусского стиля» в Петербурге // В кн.: Архитектура Петербурга конца XIX – начала ХХ века: Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. СПб., 2006. С. 309 – 316; Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000. С. 288-304; Локтев В.И. Владимир Александрович Покровский и его вклад в развитие неорусского стиля // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. М., 2008. С. 48 – 61.

[ii] Зодчий. 1901. Табл. 58.

[iii] Зодчий. 1894. Табл. 1-3.

[iv] Зодчий. 1894. Табл. 2-4.

[v] Церковь была освящена в 1898 г. Ныне села не существует, заброшенная церковь находится среди леса и болот.

[vi] Зодчий. 1902. Табл. 36.; Слёзкин А.В. Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорусского стиля. // Архитектурное наследство. Вып. 47. М., 2007. С. 287 – 299.

[vii] См. об этом в публикациях С.А. Гаврилова.

8 Слезкин А.В. Церковь Покрова в пархомовке и ее влияние на храмостроение неорусского стиля // Архитектурное наследство. Вып. 49. М., 2007. С. 274 – 290.

[ix] Пос. Шереметьевка, ныне им. Морозова.

[x] ЕОАХ. 1906. С. 92.

[xi] Зодчий. 1903. Табл. 33 – 34.

[xii] ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 27. Д. 201. Закладка состоялась еще на старом месте 21.06.1904.

[xiii] Там же.

[xiv] ЕОАХ. 1906. С. 94 – 95.

[xv] В последующем стилизованные ползучие аркатуры церкви Николы на Липне возникают в творчестве Покровского в нереализованном варианте церкви на Тонком мысу в Геленджике (1910), и снова архитектор комбинирует новгородские формы четверика, использованные теперь уже по-ретроспективистки прямолинейно, и деревянное завершение. Еще раз Покровский использовал их в старообрядческой кладбищенской церкви в Нижнем Новгороде (1914-1916).

[xvi] Суслов В.В. Русское зодчество по преданиям народной старины. СПб., 1911.

[xvii] ЕОАХ. 1906. С. 97 – 98; 1907. С. 93 – 103, 122 -123; 1910. С. 108. Точная дата создания реализованного проекта неизвестна, а чертежи не обнаружены. Вероятнее всего, это 1904-1905 гг. Строилась при участии арх. И.Ф. Безпалова.


Tags: Зодчество, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments