o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Три святителя: праздник и уставный вопрос




С праздником, честнии отцы, братие и сестры, святых Вселенских учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго!
О каждом из них можно говорить, без преувеличения, годами. Поэтому ограничусь скромным поздравлением. Надеюсь, оно отражает не словесную леность, а смиренное благоговение пред величайшими Отцами Церкви. Под заглавием - их неожиданно удачный образ работы современного иконописца Олега Осетрова.
Попутно поделюсь небольшим исследованием в области богослужебного Устава дня сего. Общеизвестно, что на утрени нынешнего праздника поются три величания, своё каждому из святителей. А избранными псалмами для них служат три "славы" 17-й кафизмы, на которых положено каждение. Между тем, на избранных псалмах других праздников каждения не бывает. Исключение - Великая Субота. Когда тоже поют три величания с теми же "непорочнами". Ещё же кадят на предваряющем величание полиелеосе, при чтении и пении псалмов "Хвалите имя Господне" и "Исповедайтеся Господеви". В Великую Суботу этих псалмов не бывает. А на Триех святителей получается "удвоенное" каждение - и на "Хвалите", и на "славах", что за избранные псалмы. В допечатную же эпоху такого явления, скорее всего, не было. Поскольку 17-я кафизма ЗАМЕНЯЛА СОБОЮ хвалитные псалмы. Некоторые подтверждения чему привожу ниже.
"Окозрительный устав" святителя Геннадия Новгородскаго,кон. XV - 1-я пол. XVI вв.:
"Аще коли случится в неделю 3-х святителей, "Хвалите имя Господне" НЕ ПОЮТ, "Блажени непорочнии" с величании их, КАДЯТ ЕДИНОЮ, ... поют "Величаем Трие святители..." ... ТАЖ ПСАЛОМ ИЗБРАННОЙ "Услышите сия вси языцы" (публ.: М.,2000.С.74).
"Церковный Обиходник" Кирило - Белозерскаго м-ря, XVI в.:
"На утрени "Хвалите имя Господне" НЕ ПОЕМ. Кафизму поют "Блажени непорочнии" всю с припелы, священник кадит на всех "славах" (Никольский Н.К. Кирилло - Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века.СПб.,2006.С.315).
Крайне любопытно, и, кажется, совершенно уникально, указание Устава свт. Геннадия об ОБЩЕМ величании Трием свт. и приложении к 17-й каф. избр. псалма им. В Кириловском Обиходнике его уже нет. Зато в обоих Уставах говорится, что на сей праздник не поется "Честнейшую", но припевы "Богородице и святым" на 9-й песни канона. В более поздних Уставах, в том числе печатных, этого уже нет. Не приходилось встречать в доступных мне певческих рукописях и самих тех припевов.
В печатном "Большом Уставе" 1641 г. (л. 444 об.; здесь и далее - ссылки на посл. изд.: Верещагино,2009) момент службы, о коем речь, описан так: "Полиелеос святым, поем Непорочны на три статии с припевы". Откуда вообще-то явствует ТО ЖЕ, что и из приведённых выше рукописей:) Но далее в указе "Аще прилучится Триех святителей в неделю" (л. 446) уточняется: "На утрени обычныя кафизмы и ... Непорочны с тропари своими ... И посем полиелеос святым, и поем Непорочны же"(это указано и в Минее праздничной). То же повторено и в уставе о Триех свт. в Недели о мытаре, блудном и мясопустную (л. 447). Где сказано, что по Непорочных и тропарях "Ангельскии собор" "поем два псалма по обычаю, еже есть, Хвалите имя Господне". Однако тут же (л. 446) есть и ИН УКАЗ: "По обыч. кафизму ДВУ поем Непорочны с припевы святительскими ... по конце ... поем тропари "Ангельскии собор" и прочия". Про хвалитные псалмы здесь НИЧЕГО НЕТ. Вероятно, подразумевается, что они ОСТАВЛЯЮТСЯ. Т.е. это остаток той традиции, что отражена процитированными выше рукописями. Но более поздние старообрядческие списатели Уставов были с этим уже не согласны. Так, в "Поморском уставе" (рубеж XVII - XVIII вв.; л. 100 по изд.:М.,2006)о том же случае совпадения сегодняшнего дня с воскресным говорится: "По двух каф. поем полиелеос, ХВАЛИТЕ ИМЯ ГОСПОДНЕ. И величание святым на три статии по крылосом, вместо (избранного - о.А.П.) псалма каф. 17-я ... Да и тропарь "Благословен еси Господи". В этом случае "Хвалите" поют ПЕРЕД тропарями "Ангельскии собор". Хотя обычно - ВСЕГДА после. Последнее абсолютно логично. Т.к. ТОЛЬКО после вести о Воскресении Христа, заключающейся в сих тропарях, наступает ПОБЕДНОЕ ТОРЖЕСТВО, выражаемое пением полиелеоса! Тем не менее, указание об этой "перемене слагаемых" благополучно существует уже не один век. Что тоже вполне объяснимо: никак невозможно петь сперва величания с 17-й каф., потом "Благословен еси",а затем "Хвалите" ... без величания:)
Однако для тех, кто не руководствуется только "Поморским уставом", коль скоро описанный выше "Ин указ" присутствует в "Оке", возникают следующие вопросы:
1)Допустимо ли устранение "удваивания" 17-й каф. на воскр. утрене в Недели блуднаго и мясопустной? Если "да", то получится, что "Ангельскии собор" будет после не только хвалитн. псалмов, но и "На реце Вавилонстей":)
2)Возможно ли распространить оный "ин указ" на случай сего года: Три свт. - в суботу, когда на утрени тоже чтется 17-я каф.? Если "да", получится одна (!) 16-я кафизма на утрени, а потом сразу Непорочны с величаниями, без хвалитных псалмов перед ними:) Кстати, сему есть и ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ - богослужение Вселенских родительских субот, Мясопустной и Троицкой. А также 2-й,3-й и 4-й субот Великаго поста. Когда изо всех усопших в первую очередь воспоминаются СВЯТЫЕ:) Только там стихи с припевами вместо величаний, заупокойные ектении и пр., но в общем ПРИНЦИП ТОТ ЖЕ:)
Предлагаю желающим поразмышлять:) Но СУГУБО ТЕОРЕТИЧЕСКИ. На практике лучше, конечно, придерживаться того понимания указаний Устава, что принято в конкретной общине.
Ещё раз с праздником всех Вас!:)
Tags: Богослужение, Великий Новгород, Историческая Новгородчина, История Церкви, Месяцеслов, Наука, Просто интересно, Традиции старообрядчества, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments