o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Новая монография об иконописцах - старообрядцах

... правда, в гонение Николая I ставших единоверцами ...
Оригинал взят у expertmus в Иконописное наследие мастерской Пешехоновых



Наш коллега кандидат искусствоведения Жанна Белик, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, наконец дождалась публикации в издательстве «Индрик» своей книги «Иконописное наследие мастерской Пешехоновых». Напомним, что не так давно Жанна Белик разоблачила Левона Нерсесяна в подделке её подписи под т.н. «открытым письмом президенту России Д.А. Медведеву в "защиту" иконы "Троица" письма преподобного Андрея Рублева», распространенным в Интернете в ноябре 2008 г.: http://rublev-museum.livejournal.com/7365.html

В своём публичном обращении она, в частности, подчеркнула: «Я протестую против присутствия моей фамилии в списке так называемых подписавшихся под этим открытым письмом. Я искренно сожалею о том, что была невнимательна и, прочитав содержание письма искусствоведов к президенту еще в ноябре, я не просмотрела внимательно сотни имен и увидела свою личную подпись только в конце февраля 2009 года. Поскольку дело касается очень серьезных вопросов, хочу заявить, что мое личное мнение отличается от мнения уважаемых коллег… Практика переноса древних памятников в разные города и страны позволяет перемещать произведения живописи и на более значительные расстояния, тем более, что икону планировали перевозить в специальном киоте, задача которого предохранить ее от колебаний температурно-влажностного режима, а специальные автомобили-фургоны с пневмоподвеской позволяют перемещать произведения искусства в щадящих условиях, как это принято в мировой международной выставочной деятельности. Как верующий человек я понимаю, что духовная обстановка в стране во многом определяет экономическую и политическую историю России… для меня лично важное значение имеет факт, что просьба о присутствии "Троицы" в Троице-Сергиевой лавре на праздничных богослужениях была высказана Святейшим патриархом Алексием, которого я бесконечно почитаю и уважаю… Церковь святителя Николая в Толмачах, которую мои уважаемые коллеги предлагают в качестве компромиссного решения, - очень небольшой по площади храм и не может вместить всех желающих, даже в течение трех дней и непрерывности потока. Компромиссное решение было действительно таким раньше, когда большинство православного населения не знало о возможности присутствия "Троицы" на богослужении».



Белик Ж.Г. Иконописное наследие мастерской Пешехоновых. М. : «Индрик», 2012.

ISBN 978-5-91674-174-2

Тираж:800 экз.

Количество страниц: 168

Представленная работа является первым опытом монографического исследования деятельности известной иконописной династии и произведений ведущей петербургской мастерской Пешехоновых. Просуществовав до конца 1880-х годов, мастерская выполнила множество ответственных заказов: иконостасы храмов Петербурга, Валаамского монастыря, кафедральных соборов многих русских городов и монастырей, Русской Духовной миссии в Иерусалиме, собора в Токио и др., а руководитель мастерской В.М. Пешехонов получил звание иконописца Высочайшего Двора. Важным фактом биографии Пешехоновых было их старообрядчество, а после 1840-х годов – единоверие, что отразилось в стилистике произведений. Проведенное исследование пешехоновских икон позволило выявить особенности пешехоновского стиля, композиции, цветового решения, техники и технологии. В столичных условиях, где на вкусы заказчиков и молящихся большое влияние оказывала Академия художеств, традиционная иконография в сочетании с академической трактовкой формы формирует своеобразие пешехоновских писем.
Пешехоновы лично создали особую иконописную манеру, определившую не толь ко стиль самой мастерской, но и значительно повлиявшей на русское церковное искусство середины – второй половины XIX века. Сохраняя основные черты канонической иконописной традиции, пешехоновские иконы получают особую гармонию в согласии с принципами академического искусства.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Историографический очерк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
ГЛАВА 1
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ
ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА В РОССИИ XIX ВЕКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
§ 1. Возрождение интереса к «византийскому стилю»
в церковном искусстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
§ 2. Формирование научного подхода к реставрации икон
и храмовых росписей и роль Пешехоновых в этом процессе . . . . . . . . . . . . . . . . 37
ГЛАВА 2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИКОНОПИСНОЙ МАСТЕРСКОЙ ПЕШЕХОНОВЫХ
§ 1. Иконописцы Пешехоновы и их мастерская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
§ 2. Технико-технологические особенности написания пешехоновских икон . . . . . . 66
§ 3. Судьба иконописного наследия мастерской Пешехоновых . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ ИКОН МАСТЕРСКОЙ ПЕШЕХОНОВЫХ
§ 1. Подписные и датированные иконы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
§ 2. Иконы, приписываемые мастерской Пешехоновых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Summary . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Архивные источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Каталог икон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Приложение 2. Список храмов, по заказу которых работала
мастерская Пешехоновых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Приложение 3. Иконописцы Пешехоновы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Список иллюстраций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164


Tags: Анонс, Добрые дела, Из жизни согласий, История старообрядчества, Наука, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments