o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Три святителя в Неделю блуднаго: мороз, служба, воспоминания





Как водится, прежде всего, с праздником, нынче двойным! :)
Выше - соответственные образА: притча о блудном сыне из знаменитых ферапонтовских росписей Дионисия (1502 г.) и современная, но, имхо, удачная икона Вселенских учителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго ...
Несмотря на стоящие уже не первую седмицу морозы (ночами иногда до - 32-х) и вызванное ими изрядное остывание храма с прошлого воскресения (вчера до того как малость протопили масло в лампадах было как густой вазелин, а стеклянный графин с водой лопнул от замерзания последней :)) , помолились литургию, за коей было шестеро маленьких причастников :)
Накануне же, конечно, была "всенощная".
Вновь вызвавшая к жизни один любопытный богослужебный вопрос, предлагавшийся для обсуждения ещё в прошлом году (см. http://o-apankratov.livejournal.com/18195.html ).
А именно: обязательно ли за этой службой дважды читать 17-ю кафизму, первый раз как рядовую по 2-й и 3-й, а второй как "избранный псалом" для трёх величаний святителям?
Сего ради повторяю в несколько отредактированном виде свою заметку 2011-го на эту тему.

Общеизвестно, что на утрени нынешнего праздника поются три величания, своё каждому из святителей. А избранными псалмами для них служат три "славы" 17-й кафизмы, на которых положено каждение. Между тем, на избранных псалмах других праздников каждения не бывает. Исключение - Великая Субота. Когда тоже поют три величания с теми же "непорочнами". Ещё же кадят на предваряющем величание полиелеосе, при чтении и пении псалмов "Хвалите имя Господне" и "Исповедайтеся Господеви". В Великую Суботу этих псалмов не бывает. А на Триех святителей получается "удвоенное" каждение - и на "Хвалите", и на "славах", что за избранные псалмы.
В допечатную же эпоху такого явления, скорее всего, не было. Поскольку 17-я кафизма ЗАМЕНЯЛА СОБОЮ хвалитные псалмы. Некоторые подтверждения чему привожу ниже.

"Окозрительный устав" святителя Геннадия Новгородскаго,кон. XV - 1-я пол. XVI вв.:
"Аще коли случится в неделю 3-х святителей, "Хвалите имя Господне" НЕ ПОЮТ, "Блажени непорочнии" с величании их, КАДЯТ ЕДИНОЮ, ... поют "Величаем Трие святители..." ... ТАЖ ПСАЛОМ ИЗБРАННОЙ "Услышите сия вси языцы" (публ.: М.,2000.С.74).

"Церковный Обиходник" Кирило - Белозерскаго м-ря, XVI в.:
"На утрени "Хвалите имя Господне" НЕ ПОЕМ. Кафизму поют "Блажени непорочнии" всю с припелы, священник кадит на всех "славах" (Никольский Н.К. Кирилло - Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века.СПб.,2006.С.315).

Крайне любопытно, и, кажется, совершенно уникально, указание Устава свт. Геннадия об ОБЩЕМ величании Трием свт. и приложении к 17-й каф. избр. псалма им. В Кириловском Обиходнике его уже нет. Зато в обоих Уставах говорится, что на сей праздник не поется "Честнейшую", но припевы "Богородице и святым" на 9-й песни канона. В более поздних Уставах, в том числе печатных, этого уже нет. Не приходилось встречать в доступных мне певческих рукописях и самих тех припевов.

В печатном "Большом Уставе" 1641 г. (л. 444 об.; здесь и далее - ссылки на посл. изд.: Верещагино,2009) момент службы, о коем речь, описан так: "Полиелеос святым, поем Непорочны на три статии с припевы". Откуда вообще-то явствует ТО ЖЕ, что и из приведённых выше рукописей, ведь запятая означает здесь не перечисление, а уточняющий оборот :)
Но далее в указе "Аще прилучится Триех святителей в неделю" (л. 446) разъясняется: "На утрени обычныя кафизмы и ... Непорочны с тропари своими ... И посем полиелеос святым, и поем Непорочны же"(это указано и в Минее праздничной). То же повторено и в уставе о Триех свт. в Недели о мытаре, блудном и мясопустную (л. 447). Где сказано, что по Непорочных и тропарях "Ангельскии собор" "поем два псалма по обычаю, еже есть, Хвалите имя Господне".

Однако тут же (л. 446) есть и ИН УКАЗ: "По обыч. кафизму ДВУ поем Непорочны с припевы святительскими ... по конце ... поем тропари "Ангельскии собор" и прочия". Про хвалитные псалмы здесь НИЧЕГО НЕТ. Вероятно, подразумевается, что они ОСТАВЛЯЮТСЯ. Т.е. это остаток той традиции, что отражена процитированными выше рукописями.

Но более поздние старообрядческие списатели Уставов были с этим уже не согласны. Так, в "Поморском уставе" (рубеж XVII - XVIII вв.; л. 100 по изд.:М.,2006) о том же случае совпадения сегодняшнего дня с воскресным говорится: "По двух каф. поем полиелеос, ХВАЛИТЕ ИМЯ ГОСПОДНЕ. И величание святым на три статии по крылосом, вместо (избранного - о.А.П.) псалма каф. 17-я ... Да и тропарь "Благословен еси Господи".

В этом случае "Хвалите" поют ПЕРЕД тропарями "Ангельскии собор". Хотя обычно - ВСЕГДА после. Последнее абсолютно логично. Т.к. ТОЛЬКО после вести о Воскресении Христа, заключающейся в сих тропарях, наступает ПОБЕДНОЕ ТОРЖЕСТВО, выражаемое пением полиелеоса! Тем не менее, указание об этой "перемене слагаемых" благополучно существует уже не один век. Что тоже вполне объяснимо: никак невозможно петь сперва величания с 17-й каф., потом "Благословен еси",а затем "Хвалите" ... без величания:)

Итак, существует аж ТРИ варианта части утрени нынешнего праздника, связанного с 17-й кафизмой и величаниями :

1) Каф. 2-я, 3-я, 17-я по обычаю, "Ангельскии собор", по ипакое Пл., 2 пс. обычн. и 3-й «На реце Вавилонстей». По ст.«Блажен иже имет» «славу» и «аллилуию» не поем, но величания 3, свт. Василию, свт. Григорию и свт. Иоанну, с каф. 17-й. По Пл. сед. свт. 2, иже по каф., вси по един., сл., иже по Пл., и ныне, Богор. его, и антифоны гл.;

2) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся» не поем, но по 2-й (3-й) каф. по сед. абие 3 велич. с каф. 17-й, по вышеуказ. По посл. стихе каф., «Яко заповеди Твоя не забых», - велич. Златоусту, а «славу» не поем, но троп. «Ангельскии собор». По них ипакой гл. (или чтем его на «и ныне»), и сед. свт. 2, иже по каф.,сл.,иже по Пл.,и ныне,Богор.его (или ипакой гл.). Таже «На реце», полн., и антифоны;

3) По 2-й (3-й ) каф. - Пл. и «На реце», без посл. «славы», таже 3 велич. свт. с каф. 17-й и «Ангельскии собор», пр. по вышеуказ.

На практике же лучше, конечно, придерживаться того понимания указаний Устава, что принято (или благословлено предстоятелем :)) в конкретной общине.

Также вспомнилось, как именно в сей день в 2006 г. нас посетил владыка Корнилий, впервые в сане митрополита Московского и всея Руси. О чём имеется неплохой (разве что про "сближение" с МП, как говорится, "загнули" :)) видеосюжет в архиве новгородской телекомпании "Славия" (тамо и аз реку пару слов :)): http://novgorod.rfn.ru/video.html?id=4811&type=r
Ещё раз с праздником всех Вас! :)
Tags: Богослужение, Великий Новгород, Месяцеслов, Община, Остроактуальное, Просто интересно, Традиции старообрядчества, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments