o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Преподобный Иов льговский

Часто спрашивают: "Были ли в старообрядчестве святые после "раскола" с господствующим исповеданием?"
Ниже - один из ярких примеров того, что были, да ещё какие ...
Между прочим, труды по монастырскому устроению угодник Божий Иов начал в Новгородской епархии, к коей в XVII в. относились упоминаемые ниже Могилёво и Ракова пустынь близ оз. Селигер. Надо бы, кстати, как - нибудь побывать в тех местах ...
Оригинал взят у papanda в ИОВ ЛЬГОВСКИЙ


Среди святых подвижников, почитаемых Русской Церковью, особое место принадлежит преподобному Иову Льговскому. Свою верность православию он засвидетельствовал не исповедническим подвигом и мученической смертью, а иноческим смирением и пустынническим житием.

Будущий подвижник родился в 1594 году, в боярской семье и при крещении был наречен Иваном. Отец его – Тимофей Иванович Лихачев – успешно служил при дворе царском.
Быстрее всех сверстников Иван выучился грамоте, удивляя учителей умом и прилежанием. Молитва и чтение сделались излюбленным занятием мальчика. Он стал размышлять о том, как угодить Богу и спасти душу свою.
В двенадцать лет Иван тайно покинул дом, не пожелав жить в богатстве и праздности. Вместе с каликами перехожими он отправился странствовать по Руси и обошел многие обители.
Особенно полюбился юному богомольцу прославленный Троицкий монастырь преподобного Сергия Радонежского. Здесь он решил остаться и просил настоятеля принять его в число братии. Настоятель, видя, что отрок благочестив и добродетелен, оставил его. Он полюбил Ивана как сына и, уступая его просьбам, постриг в иночество, назвав Иовом.
Прожив много лет в монастыре, Иов просил разрешения покинуть его для уединенного и безмолвного жительства. Настоятель согласился и благословил любимого ученика на поиски пустыни – тихого, незаселенного места.
Обходя безлюдные леса, Иов обрел желанное прибежище на живописном берегу озера Селигер, на месте, называемом Могилево. Здесь он жил в совершенном уединении, предаваясь молитве и труду.
Но на его жилище набрел заблудившийся купец. Он слезно просил отшельника указать дорогу и обещал в благодарность за помощь воздвигнуть на этом месте церковь в честь Пресвятой Богородицы.
Купец выполнил обещание, пожертвовав на строительство немалые деньги. Инок начал строить деревянный храм во имя Успения Божьей Матери. К Иову стали сходиться чернецы, искавшие жития пустыннического.
Так образовался скит. Для собравшейся братии Иов был примером смирения и послушания. В жаркий полдень он сам пас скот монастырский, отправляя пастухов на отдых. Он сам строил чернецам кельи и сам клал печи.
За праведное житие власти церковные удостоили пустынника священнического сана. Но братия не ценила подвиги Иова. Иноки ненавидели его заплатанную одежду, гнушались его добродетелью. Им казалось, что, настоятель обрекает их на голодную смерть, раздавая хлеб сирым и убогим. Не желая пререкаться с недовольными, Иов тайно покинул обитель.
После долгих скитаний он пришел на уединенное место, называемое Ракова пустынь. Но люди прослышали о праведнике. К старцу Иову собрались иноки, и снова образовалась обитель. Как прежде настоятель трудился на пользу братии: рубил дрова, молол жито, носил воду и стирал одежду для престарелых чернецов.
Однажды, желая поклониться мощам святых московских чудотворцев, Иов отправился на богомолье в столицу. О славном подвижнике прознал патриарх Филарет и пожелал с ним познакомиться. Он пригласил старца в свои хоромы и расспросил о его житии. Рассказ Иова восхитил Филарета. Он благословил пустынника остаться в Москве и быть патриаршим келейником.
Некоторое время Иов жил в столице, но, не желая славы мирской, тайно ушел в Могилево. Братия, прежде ненавидевшая его, примирилась со своим первым настоятелем. Прожив здесь несколько лет, старец покинул берега Селигера и отправился на поиски нового места для уединенного жития.
Такое место он нашел на Красных горах. Но и здесь Иов не смог укрыться от людей, желавших иметь его духовным отцом и наставником. И здесь образовалась новая обитель…
Когда патриарх Никон начал церковные преобразования, Иов оказался в числе противников новшеств. Жить на Красных горах стало небезопасно – Никон силой насаждал по всей стране новые богослужебные обряды. И снова старец с учениками отправился в странствие.
На южном рубеже Руси, на Льговских горах обрел Иов новое место для уединенного жития. Чернецы начали копать в горах пещеры, строить кельи, расчищать лес и засеивать поля.
Рядом с монастырем возникла слободка, которую заселили староверы, бежавшие от преследований властей. От нападений степных кочевников обитель и слободку защищал частокол с башнями и бойницами.
Впрочем, укрепления защищали монастырь не только от набегов басурманских, но и от войск государевых. В 1672 году к обители подходил отряд стрельцов, посланный для розыска и поимки беглых староверов. Хотя разорения монастыря удалось чудом избежать, Иов понял, что и здесь небезопасно оставаться.
В 1674 году он покинул Льговские горы и ушел на реку Дон, к вольным казакам, которые крепко держались старой веры и не раз приглашали старца к себе.
Перед этим он в последний раз побывал в Москве и посетил в темнице инокиню Феодору – опальную боярыню Морозову. В тюрьме Иов причастил узницу. Встреча с боярыней так растрогала пустынника, что до самой смерти он не мог без слез вспоминать ее страдания…
На реке Чир – притоке Дона – старец основал свою последнюю обитель. Здесь он и скончался в 1681 году.
Почувствовав приближение смерти, Иов призвал братию и заповедал, чтобы через три года ученики раскопали могилу и, если увидят его тело нетленным, пусть знают – старая вера богоугодна и истинна.
Весь Дон оплакал кончину праведника. А братия со слезами похоронила своего наставника в монастырском храме. Вскоре от гробницы Иова стали совершаться чудеса: больные исцелялись, слепым возвращалось зрение, глухим – слух, немым – речь.
В 1689 году степняки напали на обитель и сожгли ее. Когда разбежавшиеся чернецы вернулись на пепелище, то с радостью обнаружили, что в сгоревшем дотла храме осталась целой гробница Иова. Они вскрыли гробницу и осмотрели мощи старца. Хотя прошло восемь лет со дня его кончины, тело преподобного Иова и его одежда были совершенно целыми и чудесно благоухающими. Только не доставало одного пальца на руке и одного на ноге.
Удивительное нетление святых мощей возвеселило иноков и казаков. Семена благочестия, посеянные Иовом Льговским, дали добрые всходы в сердцах людских. И вера истинная на многие века утвердилась на Дону.

http://www.semeyskie.ru/community22.pdf

Tags: Историческая Новгородчина, История старообрядчества, Месяцеслов, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments