o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Расписной старообрядческий дом

Оригинал взят у lion_house в Расписной старообрядческий дом в Хвалынском районе
Мы с вами привыкли видеть на крестьянских домах резьбу, а роспись — в церквях. Тем не менее, в России примерно с 1850-х годов существовала традиция расписывать интерьеры и экстерьеры сельских домов. Появление этой традиции у крестьян исследователи связывают с распространением белых изб, пришедших на смену курным. В домах исчезла копоть, появились пространства для рисунков.

Несмотря на непродолжительность этой традиции (она постепенно угасла после революции), а также на неблагоприятные факторы, которые способствовали уничтожению расписных домов, кое-что сохранилось. Расписные дома можно найти на Русском Севере, на Урале, в Сибири, на Алтае. До сих пор расписывают дома староверы-семейские, живущие в Забайкалье. Я по роду научной деятельности связана с этим видом искусства, и мне казалось, что я знаю в своем поле плюс-минус все.

Однако в 2010 году мне удалось получить фото расписного дома на севере Саратовской области, в известном своими старообрядцами Хвалынском районе, которые потрясли меня.



Мне удалось купить этот невероятный дом с рисунками 1910-х годов, который хозяева хотели раскатать на баню, и сейчас я стараюсь сделать из него бесплатный музей.



Дом находится в селе Поповка Хвалынского района. Мастер росписи пока неизвестен, и возможно, в доме работало несколько художников, сумевших видоизменить традиционные иконописные изображения и сюжеты, и перенести их на стены дома. По свидетельствам старожилов, первыми хозяевами дома были старообрядцы по фамилии Ларягины (?), раскулаченные до 1933 года и сосланные.

 

В доме присутствуют изображения символов евангелистов — лев, орел, ангел/человек, бык (закрашен), а также Херувим, святой Георгий.



В 1722 году указом Синода изображение евангелистов только в образах их символов было запрещено, однако эта традиция сохранилась у старообрядцев и нашла в доме свое отражение. 
На фото изображен символ Матфея, ангел или человек. От ангела у него ветвь, от человека — фигура. Если присмотреться, в районе колен у «дамы» есть кольцо для подвешивания зыбки. Как считают некоторые исследователи и гости дома, такой рисунок мог заменять младенцу вечно занятую по хозяйству мать.



Святой Георгий Победоносец в доме очень похож на местные старообрядческие иконы.





В другой комнате, розовой спальне, изображен пастух гусей. Местная легенда связывает его с первым хозяином дома, при котором и была сделана роспись.
Сначала мы не связывали это изображение с каким-либо святым, однако один из пользователей интернета предположил, что это может быть св. Трифон: «типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая,  босой, худощав, волосы кудреваты».  
Так, в данном образе художник, возможно, совместил черты первого хозяина дома и св. Трифона, его патернального святого (?)





Снаружи дом выглядит так:



Дом, как видно на фото, не в очень хорошем состоянии (на фото — соседи Дядя Петя и тетя Валя). Тем не менее, я надеюсь, что удастся его сохранить и открыть в нем музей. 

Если дом вас заинтересовал, приглашаю в жж, посвященный этому проекту: http://lion-house.livejournal.com/ Там мы пытаемся разгадать загадки изображений дома, координируем усилия по созданию музея, собираем средства на ремонт, а также публикуем фото других домов с росписью.

Приглашаю всех посетить музей.
С уважением,
       Юлия Терехова
Tags: Добрые дела, Зодчество, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments