o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

В продолжение темы Кузнецовых

Кстати, актуально и в связи с юбилеем 1812-го ...
Надо бы как-нибудь собраться, написать о кузнецовских же старообрядческих храмах при их новгородских фарфоровых фабриках ... всё времени недостаёт :(
Оригинал взят у stanigost в Храм Георгия Победоносца в Новохаритоново


На родине Кузнецова Матвея Сидоровича в селе Новохаритоново Московской губернии к столетию победы над Наполеоном на средства предпринимателей Кузнецовых был построен Георгиевский храм с керамическим алтарем. Сохранились архитектурные чертежи храма, выполненные гражданским инженером Б. Великовским и согласованные строительным отделом Московского Губернского правления со следующим текстом: «Проект рассмотрен и одобрен по протоколу от 7 июня 1912 года за № 267 с тем только, чтобы работы производились с соблюдением надлежащих правил и под надзором техника, получившего на то законные права».



Главный престол храма посвящен Георгию Победоносцу, а престол , расположенный в боковой апсиде Параскеве Пятнице. Шатровый храм выстроен из кирпича с двойной бетонной оболочкой над центральным объемом.

Тип шатрового храма сформировался в России в XVI, XV II веках в результате перевода в камень архитектуры народных деревянных храмов. Корни этой конструкции уходят вглубь веков, еще в дохристианскую эпоху, когда в виде восьмериков, перекрытых шатром со смотровой площадкой на вершине, возводились крепостные башни и маяки, располагавшиеся вдоль сухопутных торговых путей. Этот тип храма особенно хорошо подходил для храмов-памятников в честь знаменательных исторических событий: церковь Вознесения в Коломенском возведена в честь рождения у Василия III Ивана, а девятистолпный храм Покрова на Рву (святого Василия Блаженного) на Красной площади в Москве возведена псковскими зодчими Бармой и Постником как памятник победы Ивана Грозного над Казанским ханством.

Во времена церковных реформ патриарха Никона шатровые храмы были признаны несоответствующими «церковному чину» и их сооружение запрещено с 1653 года, за исключением строительства шатровых колоколен. В Северных окраинах России, где влияние центральной власти было слабее, шатровые храмы продолжали возводить. Вновь интерес к шатровым храмам возник в эпоху историзма, а в период модерна в начале 20 - го века началось переосмысление опыта русской народной архитектуры.

Георгиевскую церковь отличает выразительный силуэт, господствующий над окружающей малоэтажной застройкой, разнообразие и богатство ритмов. На крещатом основании с 2-х частной алтарной частью расположен восьмерик, перекрытый шатром.

Изящная колокольня, вписанная между ветвями креста ассиметрично относи тельно главного входа в храм, отт няет мощь центрального столпа. Два ряда кокошников у основания шатра, очерченные текучей линией модерна, вторят его устремленность ввысь. В тимпане главного входа помещен точечный орнамент, напоминающий первобытный, высеченный на камне. На окнах параболической формы северного фасада установлены решетки с церковной символикой.

Сдержанное применение орнамента, черно-белая цветовая гамма выявляют суровость облика постройки.

Интересно решен конструктивно сложный переход от креста в плане к восьмерику: между арками, опирающимися на колонны, расположены ступенчатые вставки из сегментов колец.

Керамический алтарь храма в настоящее время утрачен, но представить, как он выглядел возможно: согласно устному преданию он был повторением алтаря экспонированного на Парижской выставке 1900 года.

В создании алтаря принимали участие гжельские гончары Дунашевы и Алексеевы.

В краеведческом музее Гжели сохранилось благодарственное письмо прихожан Георгиевской церкви Ивану Емельяновичу (двоюродному брату Матвея Сидоровича Кузнецова) и его жене Татьяне Михайловне Кузнецовым за их вклад и труды по случаю освяшения храма и приюта - богодельни для престарелых и неимущих.

В конце 20-х годов храм был закрыт. Сначала в нем размешалась керосиновая лавка, затем склад. Открыт в 1990, ныне принадлежит овозыбковцам.

Керамический иконостас из церкви Св.Владимира. Чехия, Марианске Лазне, кон. 1890-х гг.





В 1898 году был привезен на Всемирную выставку в Париже, где удостоился награды Гран-Приде-Франс. В 1900 году его приобрел полковник (позднее – генерал) П.П. Рыковский для тогда еще не построенной церкви Св. Владимира в Марианске-Лазне.



Tags: Зодчество, Из жизни согласий, История старообрядчества, Москва, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments