o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Сходил на выставку

... фоторепродукций русских росписей начала XV в. в Троицкой часовне (условно говоря ; конечно, по сути это храм) в Люблине (Польша), ту, что уже рекламировал (см. http://o-apankratov.livejournal.com/240615.html ).
Плакат при входе в музей (прочей информации о событии в городе почему-то практически нет):



Вообще понравилось, и даже очень :)
Только росписи эти всё же не совсем русские.
А местами и вовсе западные.
Но лишь местами :)
Убедитесь сами:

Общий вид экспозиции (фойе 2-го этажа б. Присутственных мест в Новгородском кремле):



Оная часовня, постр. королём Владиславом II Ягелло (который у нас Ягайло :)) в кон. XIV в. (с последующими переделками), с разных сторон:





Казалось бы, костёл себе и костёл ...
Это снаружи ...
А внутри ... изнемогает ми ум (с):)
Красота, да и только:



Вид с неких хор на вост. стену, где алтарь:



Очень недостаёт иконостаса :)

Нижняя часть стен и расписной портал:



Бросаются в глаза огромные "полотенца" - ТАКИХ на Руси не делали.
Ещё не одна не наша деталь "всплывёт" ...

Общий вид центрального (надалтарного) свода:



Оригинально разместили образ Спасителя в отсутствии купола :)

Он же поближе:





Письмена в Евангелии - славянские :)

Своды над столпами:



Силы ангельския!

Нерукотворенный Образ над аркой, ведущей к алтарю:





На стенАх и столпах - сюжеты из Евангелия, двунадесятые праздники, святые
(размещаю в порядке, данном в экспозиции) ...

Явление воскресшаго Христа женАм - мироносицам:



Горки и деревА на них вряд ли можно назвать русскими ...

Снятие со Креста:



В пещере внизу краснеет глава Адамлева?

Христос перед Синедрионом:



Как-то особенно понравилось, "Моление о чаше":



Весьма оригинальная композиция ... а каковы апостолы внизу, в ограде из плетнЯ! :)
Обращаем внимание и на славянскую надпись слева вверху ...

Тайная Вечеря, справа - уходящий с неё Июда:



Вход во Иеросалим:



Совершенно замечательны дети, снимающие через головы одежды, дабы постелить их на пути Христа, а сами остающиеся в чём мать родила :)
Почти ренессансная деталь, не видел такого ни на наших фресках, ни на иконах ...

Ещё одна не известная мне среди отечественных памятников иконография - "Предсказание ангелом Богородице крестной смерти Христа":



Крест, однако, вполне православный, восьмиконечный, только ещё без верхней перекладинки с "титлом Пилатовым" ...

Ветхозаветная Троица ("Гостеприимство Авраамово"):



Хотя написано при жизни Рублёва, но как-то не очень на него похоже :)
Весьма колоритно правое древо, с некими не то цветами, не то плодами наверху :)

Хороши и лики прАотцев:



Не знаю, кто как, а лично аз прямых русских аналогий им, опять - таки, не вижу ...

Воскресение - Сошествие во ад:



Слева - свв. пророки, СолОмон и Давыд, над ними - Иоанн Предотеча ...
Весьма оригинален горизонтальный формат композиции ...

Деисус:



Вновь вертикаль, "втиснутая" в горизонталь ...
Красив орнамент в правой части, похож на некоторые из новгородских, но как-то погрубее, что ли ...

Успение Богородицы:



Какое-то как бы наивное, местами :)
Не совсем понятно, зачем тут красный крест в круге чуть слева внизу ...

Замечательное во всех отношениях Вознесение:



Весьма удачное сочетание с архитектурной формой и прекрасные пропорции фигур ...

А вот это уже чистый Запад, "Причащение апостолов" с, как понял, Богом - Отцом в центре:



И складки одежд почти реалистические ...

Центр композиции:



И что здесь, скажите на милость, русского?

Преображение и Воскрешение Лазаря:



Сретение и Крещение:



Св. пророк Илия в пустыне:



Горки очень оригинальны, но отнюдь не наши по стилистике ...

Пророки Иезекииль и Иона:



Надписи на свитках славянские ...

Благовещение и Архангел из него:



Святые воины (вверху) и целители:



Ап. Павел (крайний слева) и святители:



Весьма чётко в отношении двуперстия: оно у того, у кого закрыто Евангелие в руках, т.е. у безмолвствующего, только благословляющего. У прочих книга открыта, т.е. они проповедуют, говорят, и персты, соответственно, сложены не в благословляющий, а в ораторский жест (не путать с новообрядческим "именословием", оно иначе выглядит).

Св. мц. ПарасковИя - Пятница:



Тут, пожалуй, похоже на наши росписи ...

Сюжеты из житий преподобных:



Наверху: старец Зосима причащает (справа) и погребает (слева) св. МАрию егИптяныню.
Внизу: слева - Герасим иже на Иордане со львом (кстати, про его обитель в наши дни: http://o-apankratov.livejournal.com/130650.html ), справа - Онуфрий великий.

Продолжение агиографического цикла:



Вверху: слева - пророк Даниил во рву львином, справа, насколько понимаю, ангел и пророк АввАкум (весьма занятная иконография, с многоглавой тварью, раньше не видел такой :)).
Внизу - избранные преподобные.

Небесныя силы безплотныя:



Справа вверху - этимасИя, или "Престол уготовАнныи" (куда возсядет Господь во Второе пришествие Свое).

Наконец, появляются заказчики и исполнители росписи:
его величество король Владислав ...



... как трогательно его придерживает за плечо святитель Никола, подводя к Богородице :)
Наверху те, что слева, наверное, из приближённых кто :)

А за высшей знатью и изографы:



Наверху слева, конечно, вновь монарх, в виде вполне классического "лыцаря", получающий корону прямо с небес из рук ангела. Внизу - гербы правителя в различных местах храма (тот, что справа, между прочим, на сАмом верху, под образом Спасителя в главном своде :)).
А вот вверху справа - славянская запись летописного характера о росписи, откуда узнаём точную дату её окончания - 10 августа (ст.ст.) 1418-го, и имя главного мастера, - Андрей (не Рублёв, конечно:)).

Подробности с пояснительного стенда рядом:



Последний абзац в переводе с искусствоведческого (:)) означает, что никаких серьёзных данных о том, что мастера росписи были "гастарбайтерами" с Руси, не имеется. Одни предположения.
Потому осмелюсь высказать и собственное (всё же и на "искусствоеда" в вузе учился :)).
Такое впечатление, что это были местные умельцы из Речи Посполитой (или Литвы, что почти одно и то же), скорее всего, славянской национальности и православного вероисповедания, находившиеся в русле, условно говоря, "новгородско - балканской" (прямой путь с Адриатики/Черноморья на Русь, напомню, проходит как раз через Литву) школы стенописи своего времени. Но одновременно - под прямым, но ещё далеко не доминирующим западным, чисто католическим влиянием. Слишком много и в иконографии, и в стилистике такого, чего нет в возлюбленном Отечестве ... Что, конечно, не умаляет общей ценности памятника, уникального и по мастерству, и по степени сохранности.

"Под занавес" - старинные виды центра Люблина (Троицкая часовня подписана, приглядитесь; да она и просто больше прочих зданий; внизу слева - граффИти XVI в.):



Жаль, не сохранился королевский зАмок, примыкавший к часовне :(
Его остатки были "благополучно" снесены во 2-й пол. XIX в., когда город (в целом, сказать честно, довольно неказистый), как и бОльшая часть Польши, был в составе России. На его месте построили ... тюрьму :(
Полагаю, поляки "благодарны" до сих пор. И если бы только за это :(
Впрочем, русские же (при Николае II) были и первыми реставраторами сей стенописи, долгое время скрытой под сплошной побелкой ... А закончили этот труд поляки, лишь в 1997-м ...
Ну да не будем уходить в сторону ...

Такой вот вышел репортаж, довольно масштабный ...
Но, наверное, оно того стоило.
Ведь многим моим читателям, как показывает опыт общения, и до НовА - града-то сложно добраться, что уж говорить про заграничный Люблин :)
А здесь хоть что-то можно посмотреть :)
Tags: Великий Новгород, Добрые дела, Зодчество, История Церкви, Наука, Просто интересно, Церковное искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal