o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Неделя свв. отец: храмы сквозь сирень и уставный анонс



Помимо обычной службы воскресной, Попразднеству Вознесения и свв. отцам I Вселенскаго Собора (егоже образ выше), молились и канон прп. Ефрему перекомскому, новгородскому чудотворцу, память коего во грядущий вторник, 29-го числа (+ 1545; об этом святом и нашем походе к месту его обители писал в прошлом году: http://o-apankratov.livejournal.com/41465.html ) ...
А потом вновь немного прогулялся с домашними полюбоваться на ещё цветущую сирень на фоне древних храмов, на сей раз - на Ярославово дворИще (наша прошлая экскурсия такого рода была на Вознесение: http://o-apankratov.livejournal.com/249910.html ):)
Немного "пощёлкал" там и в окрестностях ...
Вид на пешеходный мост, Кремль и св. Софию со звонницей:



Южная часть Кремля сквозь аркаду б. Гостиного двора (2-я пол. XVIII в., подробнее о нём: http://clubs.ya.ru/4611686018427430737/replies.xml?item_no=1156 ):



Храм св. Парасковии Пятницы, 1207 г., с посл. перестр.:



Церковь св. влмч. Георгия на Торгу, 1754 г. (на основании и с использованием нижних частей храма 1356 г.):



А это уже окрестности ДворИща, между ним и Фёдоровским ручьём (теперь, правда, реального ручья нет; а ещё в 1950-е был, см. предпоследнее фото здесь: http://o-apankratov.livejournal.com/148725.html#cutid1 ).
Храм св. Климента Римскаго, 1520 г.:



Св. Димитрия солунскаго (1383, 1463, с посл. перестр.), за который безуспешно "бьёмся" (последние подробности: http://o-apankratov.livejournal.com/187141.html ):



Небо-то какое :)

Наконец, Феодоровский храм "на Ручью", 1361г. (что с росписями времени постройки (ок. 1378), см.: http://fotki.yandex.ru/users/gnv0508/view/206506/?page=0 ) :



Облака тоже ничего :)
Печально, однако, что НИ ОДИН (!) из запечатленных выше храмов доселе не является действующим :(

Теперь немного о другом.
Приближается (собственно, он в следующие выходные :)) день Св. Троицы.
Совпавший в этом году с памятью свв. равно апостолом царя Константина и матере его Елены (между прочим, именины нашего митрополита, по мирскому имени :)), а также празднеством Сретения Владимирския иконы Богородицы (бывшего в 1521 г.).
В старопечатных церковных Уставах это совпадение обойдено молчанием :(
Рукописные же (есть и единственное, потому весьма редкое, печатное изд. ... 1917 (!) г.) "Савины главы" (не столь давно размещал зде фрагменты из них со своими комментами, зри по тегу "Богослужение"; всё мечтаю когда-то завершить эту публикацию :) ) велят переносить службу Пречистой на Духов день:






Но представьте себе во что превращается в таком случае Троицкая вечерня, и без того крайне насыщенная, в особенности пространными коленопреклонными молитвами!
Ведь тут, как явствует из приведённых выше указаний, придётся петь на ней ещё и "Блажен муж", и "возвахи" Богородице, читать Ей паремии, совершать литию и т.д.!
"Бремена тяжкия и неудобоносимыя"(с) :(
Понятно ещё, когда праздник Владимирской сам пришёлся на Духов день, а тут нарочно ...
А перенесёшь моление Богородице куда-нибудь на будни - прихожане из числа работающих, скорее всего, не придут, что особо остро ощущается в небольших приходах вроде нашего :(
И совсем оставить душа как-то не лежит ...
В общем, поразмыслив над сим, грешныи аз решился молиться Св. Троице и Сретению иконы Владычицы СОВМЕСТНУЮ службу, по образу св. Иоанна Богослова с Вознесением (указ о чём имеется и в Оке, и в Триоди, и в Минее; Честнейшая же Херувим, безусловно, никак не "ниже" апостола!), с некоторыми поправками на Богородичные особенности богослужения.
И составил соответствующую уставную заметку.

Аще несть бдения Богородице, а поем Ей полиелеос, как указано наряду в Минее, празднику же Св. Троицы бдение, на мал. веч. Богор. несть ничтоже, но все точию в Триоди, якоже тамо наряду.

Аще же поем бдение и Богородице (аще храм Владимирския иконы или восхощет церкви начальник), то на мал. веч. возв. стих. в Триоди 4, и "слава" там же, "Утешителя", а "и ныне", - Богор., с вел. веч. 5-я возв., "Тебе припадают". На стихов. стих. Богор. с вел. веч. стихов., сл., в Триоди, стихов. славн. мал. веч., "Свыше к нам", и ныне, Богор., 1-й литийн. славн., "Гора еси". По Ныне отпущаеши и Трисв. троп. праздн., "Благословен еси", сл., и ныне, Богор., "Днесь светло красуется".

На павеч. канон свв. Конст. и Елене. Запев: «Святии равно апостолом царю Константине и Елено, молите Бога о нас». По 3-й п. сед. «Благонарочитая», един., сл.,и ныне, Богор. «Обновила еси». В 4-й п. 5 троп., 1-е 2 за един. По 6-й п. конд. «Константин днесь» и ик. По 9-й п. чтем стих. свв., с запевами канона: возв. 6 и славн. «Богатых даров», славн. веч. стихов. «Благочестиваго», хвалитн. славн. «Сияние пресветло», сл., славн. утр. стихов. «Не от человек»,и ныне, «Достойно есть». По Трисв. конд. праздн., «Егда сшед», сл., и ныне, Богор., "Возбранной воеводе".
ПРИМЕЧАНИЕ: Возможно молиться свв. Конст. и Елене и со всей службой дня Св. Троицы, как указано аще память сих свв. на Вознесение (зри Большой Устав, лл. 657 об. - 658, Минею на май, л. 288 и об.). Тогда служба Владимирской, ради невмещения, поется во ин день, а на павеч. канонов несть. Более подробные указания см. зде под 21-м мая: http://rpsc.ru/ustav/bogosluzhebnij-ustav-na-voskresnie-i-prazdnichnie-dni-maya-2012-g

На вел. веч. "Блажен муж" - вся 1-я каф., "возвахи" на гл. 1-и. Стих. на 10: в Триоди 6 (вси по един.) и Богор. 4 (также по един.), сл., в Триоди, "Приидете людие", и ныне, Богор., "Приидите русстии собори". Выход с кадилом, прок. "Господь воцарися" по обычаю и паремий 6: 3 в Триоди и 3 Богор.
Лития: в Триоди вся (кр. славн.), и там же стих. мал. веч. стихов. (кр. славн.; аще же несть бд., поем и возв. мал. веч. вси, со славн., и стихов. мал. веч. всю) и оставш. возв. вел. веч. 2. Затем Богор. лития вся, кр. обоих славн. (аще несть бд., поем зде 1-й), оставш. возв. 3 (а стих. "Тебе припадают" была на мал. веч.; аще же несть бд., поем зде и ея, и выходит 4 оставш. возв., посем поем и стихов. Богор. всю, без славн.) и стих. по 50-м пс., "Готовися". Сл., в Триоди, "Егда Дух", и ныне, Богор., 2-й литийн. славн., "Тебе вси роди".
На мол. "Спаси Боже" и "Владыко многомилостиве" по Богор. помин. «честнаго и славнаго Ея сретения, чудотворныя иконы Владимирския», по храмовых свв. «и святых равно апостолом великаго царя Константина и христолюбивыя матере его Елены», то же и на отп. (см. ниже по 1-м ч.).
Стиховна в Триоди, сл., там же, "Языцы", и ныне, Богор., стихов. славн., "Да радуются".
По Ныне отп. и Трисв. троп. праздн., "Благословен", 2жды, и Богор. един.
Аще же несть бд., по Отче наш троп. праздн., сл., и ныне, Богор., отп. зри ниже пред 1-м ч., и бывает павеч. по вышеуказ.

Утреня (аще не бд., нач. обычн., от Трисв. и 2-х пс.). "Бог Господь" на гл. 8-и, троп. праздн. 2жды, сл., и ныне, Богор. Каф. две и по них сед. в Триоди наряду. Пл.,велич., пс. избр. и сед. по Пл. праздн. по обыч.
От обычая к образу Сошествия Св. Духа не прикладываются, точию ко св. Евангелию по прочтении его.
Таже 2-е велич. Богор., "Достойно есть", и пс. избр. "Боже суд Твой" (прикладываемся к образу Богородицы).
По пс. ект. мал. и возгл. иже в Служебн. по 11-й утр. мол. Затем сед. Богор. вси по един., сл., иже по 2-й каф., и ныне, иже по Пл.
Антиф. 1-й 4-го гл., "От юности", прок., Ев. ("Воскресение Христово видевше" не поем) и стих. по 50-м пс. праздн. Св. Троицы, по указ. в Триоди (аще храм Владимирския иконы, чтем и 2-е Ев., храму, по Вел. славосл., по обр. храма св. в нед.: в кон. Славосл. выход с Ев., троп. праздн., сл., кон., и ныне, троп. Богор. и пр. якоже указ. в Марковых главах).
Каноны: в Триоди 1-й со ирм. на 6, ирм. по 2жды, троп. на 4 (запев "Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе"), Богор. без ирм. на 6 (запев обычн. Богор., 1-е 2 троп. по 2жды, проч. по един.) и в Триоди 2-й канон без ирм. на 4 (запев что и в 1-м кан., предпосл. троп. - "слава", посл. - "и ныне").
Катав. праздн. 2-го творца, "Божественым покровен быв".
По 3-й п. конд. и ик. Богор. (в кон. ик. покл. земн.), сед. в Триоди 2жды, сл., и ныне, сед. Богор.
По 6-й п. конд. и ик. в Триоди.
На 9-й п. "Честнейшую" не поем.
По 9-й п. ирм. "Радуися Царице" и покл. земн. По ект. "Свят Господь Бог наш" не поем.
Светильны (согл. порядка чтения канонов): в Триоди 1-й, "Всесвятыи Душе", таже Богор. 1-й, сл., Богор. 2-й, и ныне, в Триоди 2-й, "Свет Отец".
Хвалитн. стих. на 6: в Триоди 3 и Богор. 3, сл., в Триоди, "Царю Небесныи", и ныне, Богор., "Иже на херувимех".
По Славосл. троп. праздн., сл., и ныне, Богор. (аще же храм Владимирския иконы, зри указ о чт. 2-го Ев. выше по Ев. на утр.).
Ект. 2 и пр. обычн. и отп.: «Иже в видении огненных язык низпослав Пресвятыи Дух в день Пятьдесятныи на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, истинныи Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере, честнаго и славнаго Ея сретения, чудотворныя иконы Владимирския, святых славных и всехвальных апостол, и святых равно апостолом великаго царя Константина и христолюбивыя матере его Елены, и всех ради святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец», Ев. стих. 5-я, и ч. 1-и.

На 1-м ч. и проч. часех троп. праздн., сл., Богор., по Отче наш премен. конд. праздн. и Богор.
По 1-м ч. отп. мал., "преподобных", и, аще было бд., прощение.

Полунощница воскр. 7-го гл. и конд. воскр. (а по Поморскому Уставу праздн., "Егда сшед").

Оконч. "славы" 9-го ч. по обыч., егда бывают антиф. на лит.: по мол. «Владыко Господи» пс. «Благослови», таже, без «славы», «Хвали», и абие «Во царствии Си» и Блаж.(Большой Устав, л. 151 об.). Зде бывает блаж. Богор. на 8, от канона Ея п.3-я (ирм. "Твоя певцы" (поем, проч. стихи чтем),1-е 2 троп. за един, пр. по един.) и 6-я (вси троп. по един.), якоже и св.ап. Иоанну Богосл., аще на Вознес. Таже «Помяни нас, Господи» и пр. обычн.
По "Ослаби" и Отче наш конд. праздн., сл., и ныне, Богор.
По часех нач. отп. см. на утр. пред 1-м ч., но вместо Богор. и пр. свв. помин. Златоустаго, и прощение.

Литургия. Антиф. во Ап. (и Триоди) наряду. На входе иерей поет стих «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя». По «Приидите, поклонимся» певцы: «спаси нас, Утешителю Благии, поющих Ти». По входе троп. праздн. и Богор., сл., конд. праздн., и ныне, Богор. Вместо Трисв. «Елицы». Прок.и аллил. праздн. и Богор., Ап. Деян. 3, Флп. 240. Ев. Ин. 27, Лк. 54. Задост. «Радуися, Царице». Прич. 2: праздн. 1-й, «Дух Твой», и Богор. "Чашу" (а 2-й прич. праздн., "Духа Твоего", оставл.; или поем зде сей 2-й прич., а 1-й - завтра, в Духов день). Отп. без Креста, иже на утр. пред 1-м ч.
И абие нач. веч. с коленопреклонн. мол. и поем ея по обыч. якоже указ. в Триоди наряду.

Аще же несть лит., на часех блаж. на 8: в Триоди от канона 1-го творца п. 3-я и Богор. п. 6-я.

Помоги Господи духовно потрудиться!
Tags: Анонс, Богослужение, Великий Новгород, Зодчество, Историческая Новгородчина, История Церкви, Месяцеслов, Обзоры Сети, Община, Остроактуальное, Просто интересно, Семья, Традиции старообрядчества, Церковное искусство
Subscribe

  • Певицы на Златоуста

    С праздником святителя Христова Иоанна Златоустаго, патриарха Царя - града! См. https://ruvera.ru/ioann_zlatoust В качестве подарка - видео…

  • Соприкосновение с наукой

    Сегодня территорию храмов свв. Илии Пророка и Петра и Павла на Славне (первый из названных как известно наш) при моём скромном участии посетили…

  • На МихАила у Варлаама

    Можно сказать, продолжение предыдущей записи. Сегодня, после службы воскресной и Собору безплотных (см.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments