o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Кострома, Заволжье: два храма, связанные со старообрядчеством

Первый построен боярином Глебом Ивановичем Морозовым, супругом известной Феодосии Прокопьевны (преподобномученицы Феодоры), и имеет придел в честь её святой (разрушенный после казни страдалицы (вот ведь лютость гонителей!), но ныне восстановленный), второй - кафедральный храм здешней епархии РПСЦ.
Жаль, ни одного фото внутри, но, конечно, и без того красиво и познавательно ...
Оригинал взят у tito0107 в Кострома, Заволжье - 1. Ильинская (Христорождественская) и Преображенская церкви
Когда я посещаю историческую часть Заволжского района Костромы, кажется, что оказываюсь совершенно в другом городе – совсем маленьком и патриархальном. Собственно, так оно и было когда-то: до постройки автомобильного моста Заволжье по сути дела было отдельным городом.
Историческая часть костромского правобережья включает бывшие села Городище и Селище, а также Спасскую и Никольскую слободы, еще в 19-м веке слившиеся друг с другом. Помимо этого, за Волгой располагался ряд деревень, некоторые из них дали название современным микрорайонам (Паново, Малышково).
Городище было включено в черту города только в 1932 г., до этого оно было просто селом.


Вид Костромы от Городища, нач. 19 в.

Впрочем, название говорит о том, что когда-то здесь существовали укрепления. И действительно, еще в первой половине 19 века здесь сохранялись «признаки древнего земляного укрепления». Поэтому, до революции существовала точка зрения, что первоначально, город Кострома располагался именно здесь, на левый же берег был перенесен после разрушения татарами. Место для крепости действительно удачное – ровная площадка, ограниченная с двух сторон оврагами, и еще с одной – крутым обрывом, спускающимся к Волге (напоминает расположение крепости в Плесе). Тем не менее, археологические раскопки не обнаружили здесь поселений древнерусского времени, нашли только слои относящиеся к первому тысячелетию до н.э. Так что удивительно, как валы могли сохраняться 2000 лет (если только они действительно относились к поселению раннего железного века).


Вид на центральную часть города.


Примерно здесь находилось древнее укрепление.

Древнейшие слои на территории Городища, относящиеся к древнерусскому времени датируются 14 веком. Само село впервые упоминается в источниках с 16 столетия. Тогда оно принадлежало роду бояр Морозовых.





Единственный интересный памятник на территории Городища – Ильинская (Христорождественская) церковь, впервые упоминаемая в документах под 1663. Некоторые исследователи (Н.А. Зонтиков) датируют ее 1649-52 гг. Впрочем, еще в 1702 г. церковь значится «новопостроенной». По всей вероятности, церковь была построена на средства боярина Г.И. Морозова и имела два придела: Ильи Пророка и Св. Феодосии. Последний связан с именем жены Г.И Морозова, известной поборницы староверия Ф.П. Морозовой (Соковниной).
После того, как боярыня Морозова была арестована, село Городище отошло в царскую казну, а позднее, в 1677-78 гг. к И.Б. Хитрово, род которого владел им до конца 18 века. В 1702 г. церковь была вновь освящена, возможно, незадолго до этого она подверглась перестройке. В частности, возможно, именно тогда был разобран северный Феодосиинский придел. По другой версии это произошло в конце 18 века.
Первоначально храм был пятиглавым (таким он значится в описи 1671 г.), но к началу 19 столетия у него была только одна глава. В 1938 г. церковь была закрыта. В 1985-90 гг. проведена реставрация (Арх. Л.С. Васильев). В 1999-2002 восстановлен северный придел и паперть.


Феодосиинский придел. Фотография не моя, взял с "Соборов"

Композиция церкви необычна тем, что она двустолпная. Подобные храмы встречались в Костроме в 16-17 вв., в частности, Успенский собор в костромском кремле тоже имел два столпа. Думается, по этой причине единственная сохранившаяся глава находится не в центре четверика, а несколько сдвинута к алтарю. Вообще храм, несмотря на небольшие размеры, впечатляет монументальностью форм и производит впечатление очень древнего.


План Ильинской церкви в середине 1990-х гг.










Территория церкви очень ухоженная и благоустроенная. Даже библиотека имеется.


Вид на левобережную часть города и Ипатьевский монастырь






Ильинская ц. Рисунок братьев Чернецовых, 1838 г. Рисунок очень точный, но зеркально перевернутый. Обратите внимание на культурный слой – тогда он доходил до окон первого этажа.


Ограда церкви. Кон. 18 в.


Село Городище никогда не было большим, а его жители занимались крестьянским трудом, в отличие от населения Спасской и Никольской слобод. В конце 18 века здесь было только 11 дворов и 55 человек. Историческая застройка не сохранилась, все дома относятся к 20 веку. В последнее время берег Волги застраивается коттеджами.



Улица Дачная ведет из Городища в Спасскую слободу.



Слобода появилась в 16 веке и с 1595 г. принадлежала Ипатьевскому монастырю. В 1628 г. здесь было 23 двора и 8 келий, причем все жители были «непашенные». Уже тогда слобода фактически входила в черту города. В 1649 г. вышел указ, запрещающий монастырям владеть городскими слободами, но монахам Ипатьевского монастыря удалось вернуть Богословскую и Спасскую слободы, и их формальное слияние с городом затянулось более чем на два с половиной века.
На протяжении всего этого времени жители Спасской слободы были ремесленниками и занимались перевозом через Волгу (право на который также принадлежало Ипатьевскому монастырю).
В 1885 г. для Спасской и Никольской слобод был разработан регулярный план, и они подлежали присоединению к городу. Но присоединение опять было отложено, а план так и не был осуществлен. Так что Спасская слобода (в большей степени, чем Никольская) сохранила дорегулярную застройку, характерную для древнерусских городов. Улицы петляют, перекрещиваются и сливаются, и ориентироваться здесь довольно сложно.






Старейшим зданием в Спасской слободе является церковь Преображения, возведенная в 1685-88 г. Композиция храма типична для того времени: увенчанный пятью главами четверик и шатровая колокольня к западу от него – классическая русская церковь. Храм бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом, боковые главы имеют сугубо декоративное значение.



В 1937 г. церковь была закрыта и приспособлена под жилой дом, пятиглавие и шатер колокольни были уничтожены. В 1968-78 гг. церковь была отреставрирована по проекту Л.С. Васильева (он же реставрировал Ильинскую церковь). В настоящее время храм принадлежит РСПЦ – это единственный старообрядческий храм в городе. (В окрестностях Костромы есть старообрядческие церкви в селах Дурасово, Стрельниково и Чернопенье).


Декор типичен для второй половины 17 века. На серверном фасаде колокольни сохранился муравленый изразец.


С севера к четверику примыкает крыльцо, возведенное в начале 18 века еще в допетровских традициях.


Южный придел увенчан миниатюрным шатром.






Территория церкви по сравнению с территорией Ильинского храма выглядит какой-то заброшенной: «грядка лука в огороде»… Возможно – перед нами наглядная демонстрация богатства двух русских православных церквей.


Перед церковью стоит здание, судя по всему тоже принадлежащее старообрядческой общине (1950-х гг. постройки), и у него также запущенный вид.








Рядом, на ул. Волгарей, находится старейший каменный (и вообще старейший) дом Заволжья, построенный в конце 18 века в переходных от барокко к классицизму формах. В Костроме немало зданий подобного типа. К сожалению, дом недавно пережил пожал и ныне являет жалкое зрелище.
Tags: Господствующее исповедание, Зодчество, История Церкви, История старообрядчества, Наука, Обзоры Сети, Просто интересно, Староверы и внешние, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments