o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Волотово

Оригинал взят у nogardia в Церковь Успения на Волотовом поле
Район села Волотова, или Волотова поля населен был русскими издавна. Около церкви находили пологие языческие курганы, среди которых, если верить поздним летописным сказаниям, есть и могила легендарного новгородского князя - Гостомысла. По одной из версий, само название Волотово происходит от Волотов - легендарных старославянских богатырей. Впрочем, точное происхождение топонима неизвестно, а известие о могиле Гостомысла - не более чем легенда. Да и курганы там уже довольно поздние, не намного предшествующие христианизации Древнерусского государства.

Тем не менее, люди в этих краях обитали еще до крещения Руси в конце X века, а к XIV веку это поселение было довольно значимым, поскольку здесь поблизости шли дороги на Москву, на княжеское подворье на Городище и в Варлаамо-Хутынский монастырь на Хутыни, один из крупнейших и славнейших пригородных средневековых обителей.

Поэтому не удивительно. что в 1352 году здесь, посреди деревни над крутым береговым скатом, по воле самого новгородского архиепископа Моисея, был построен богатый по тем временам каменный храм Успения Богородицы. Как отмечает Новгородская I летопись, "того же лета постави владыка Моиси церковь камяну въ имя святыя Богородица Успение на Волотове". Храм был поначалу монастырским - 9 лет спустя он упоминается в том же источнике в "Моисеев монастыри". Любопытно, что во время строительства Успенской церкви а Волотове "владыка" Моисей еще не был официально новгородским архиепископом - лишь позднее, в том же году новгородцы призовут его на престол Новгородской Софии, освободившийся после смерти владыки Василия Калики. За время правления Василия, набожный и стеснительный Моисей целых 22 года подряд жил в стороне от города, стараясь пореже попадаться на глаза мирянам. Но те все равно очень чтили его и обращались за советом и мудрыми поучениями денно и нощно, считая его гораздо более близким и серьезным духовным авторитетом, чем действующего владыку Василия. Поэтому, официальный летописец был по своему прав, назвав его владыкой еще до церемонии вступления в эту должность. Во время своего пригородного уединения Моисей несколько раз переезжал от докучливых новгородцев - сперва в основанный им Деревяницкий монастырь на правом берегу Волхова в Деревяницах, а затем и во вновь основанный Успенский на Волотове на берегу Волховца. При этом, несмотря на любовь к церковному затворничеству, денег на строительство своих монастырских храмов он не жалел и делал их богатыми для своего времени. Церковь Успения на Волотове тому пример.
Церковь является характерным памятником новгородского зодчества того времени. Это одноглавый, компактный, четырехстолпный храм с трехлопастным позакомарным завершением. Правда, в то время он не был белен, а был, как и почти все древние новгородские храмы, нарочно не оштукатурен снаружи, чтобы поражать разнообразием кладки. Но расписан фресками храм был уже при другом владыке, Алексии, 11 лет спустя, в 1363 году. По сообщению той же летописи, "того же лета подъписана бысть церкви Святыя Богородица на Волотове, в Моисееве монастыри, повелениемъ боголюбиваго архиепископа новгородчского Алексея". Фрески эти - настоящий шедевр древнерусской живописи. Представляя собой характерные творения новгородской школы, они сочитают в себе простоту линий и красок с достаточной выразительностью.

В годы Смутного времени храм был разграблен шведами, хотя и не поврежден.

В период Российской империи волотовский Успенский монастырь был расформирован наряду со многими мелкими пригородными обителями. Успенский храм сделался пригородной сельской приходской церковью и привлекал большое внимание местных любтелей древностей, На рубеже XIX - XX веков в нем были сделаны обмеры и фотоснимки внутреннего декора, что способствовало успешному послевоенному восстановлению храма.

В годы Великой Отечественной войны храм был разрушен фашистским обстрелом. От него осталось торчать лишь основание на высоту метра - полутора. До сих пор можно видеть памятную линию, оставленную на штукатурке реставраторами, отмечающу.ю верхнюю границу военных развалин. Восстановлен храм был сравнительно недавно, в 2001-2003 годах. В ходе реставрации было обнаружено интересное изображение на одном из кирпичей - выдавленное клеймо с изображением корабля с тремя путешественниками. Кто эти путники - не известно, равно как и что у них за корабль и куда они на нем направляются. Еще одна нерешенная загадка древнего Волотова.

Еще несколько фотографий (кликабельно):



Подробнее можно почитать и посмотреть остальные фотографии у нас на сайте: http://www.nogardia.ru/articles/show/46/

Кстати, в воскресенье предполагается пешеходная экскурсия «В гостях у петербургских сказок и сказочников»
Tags: Великий Новгород, Добрые дела, Зодчество, Историческая Новгородчина, История Церкви, Наука, Обзоры Сети, Просто интересно, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments