Новгород - Сумы: параллели на Пантелеймона



Сегодня, в день памяти, пожалуй, самого почитаемого из святых целителей (а также новгородского Христа ради уродиваго Николы Кочанова, подробнее об обоих угодниках писал в прошлом году: http://o-apankratov.livejournal.com/79037.html ), хотел бы показать поздний и малоизвестный, но по - своему примечательный Пантелеймоновский храм, находящийся в украинских Сумах:



Он был построен (и вполне, на мой взгляд, удачно) в 1911 г. по проекту знаменитого академика А. В. Щусева (по другим данным, автором является харьковский архитектор Владимир Николаевич Покровский), как видите, в неорусском стиле, со столь характерной для него новгородско - псковской исторической ориентацией.
Но самое интересное то, что здесь имеет место и почти прямое копирование некоторых особенностей древненовгородских памятников, в оригинале давно канувших в Лету.
Речь о зело прославленных Нередице и даже самОй св. Софии.

Во - первых, сразу бросается в глаза сходство постройки со Спасо - Нередицкой церковью, какой она была до реставрации 1903 - 1904 гг.
Виды второй и первой с северо - запада:





Хорошо заметно, что автор взял от "старой" Нередицы общую схему, - четверик под довольно плоской кровлей, с одной массивной главой (её форма, а также декорация барабана в Сумах практически скопированы), притвором с запада, большими прямоугольными окнами в центральных пряслах фасадов и с крупными киотами для наружных росписей над ними (на Нередице такой был, как видно на открытке выше, один, с запада, здесь же их четыре, со всех сторон). В расположении же звонницы, формах её и верхних частей притвора в большей степени сыграла уже авторская фантазия.

Вид с юга:



Особо хотел бы остановиться на росписи над главным входом.
Вот ещё одно фото её нередицкого образца:



Видно, что живопись явно поздняя, века XIX - го.
Но известнейший знаток и описатель новгородской старины архим. Макарий (Миролюбов), рассказывая о Нередице в 1860 г., отмечал:
"С западной стороны под деревянным карнизом ДРЕВНЕЕ величественное изображение Спасителя в возобновленном виде. Правая рука у Спасителя благословящая, а в левой руке Евангелие, раскрытое на словах: "Приидите ко Мне вси труждающиися" (Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях.Ч. 1-я. СПб., 2003 (репринт с изд.: М., 1860).С. 499 - 500).
Осмелюсь предположить, что это было не вполне оригинальное произведение, а реплика древнейшей наружной росписи над западным входом в Софию Новгородскую.
Теперь там, как известно, тройная композиция из образов Св. Троицы, Св. Софии и Нерукотвореннаго Спаса (фото см. напр. зде: http://sesese.narod.ru/foto4/2009_nvg_kremlin23.jpg ).
Но, рассказывая о появлении сих сюжетов в 1528 г., Софийская 2-я летопись сообщает:
"А и прежде сего было же написано на том же месте, но толико ЕДИН ОБРАЗ ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ ДО ПОЯСА, а мало не во все место, идеже ныне настенное писмо писано" (ПСРЛ.СПб., 1853.Т. IV.С. 285 - 286).
Возможно, по общему для средневекового искусства принципу подражания, имелись списки с той росписи и на стенах других храмов.
Но сохранялось подобное до нач. ХХ в. только на Нередице.
К сожалению, проводивший её реставрацию 1903 - 04 гг. архитектор П.П. Покрышкин, возможно, не осведомлённый о столь глубоких параллелях, распорядился здесь так:
"УНИЧТОЖЕННОЕ (sic! - о.А.П.) мною изображение Спасителя в средней закомаре на западном фасаде, закрывавшее древнее окно ... оказалось позднейшим, и под ним не было древнего изображения, в чём может убедиться всякий по кускам штукатурки, сохраняющимся на хорах (Нередицы - о.А.П,)" (Покрышкин П.П. Отчёт о капитальном ремонте Спасо - Нередицкой церкви в 1903 и 1904 годах // Материалы по археологии России, издаваемые Имп. Археол. коммисиею, № 30. СПб., 1906. С. 15, в примеч.).
Пойди теперь найди те куски штукатурки на хорах, чтобы проверить, кто был прав, архим. Макарий или реставратор :(
Кстати, оным "капитальным ремонтом" А.В. Щусев был не вполне доволен (как и ряд других деятелей культуры тогдашней России, напр., Н.К.Рерих). В частности, он не одобрил снос западного притвора 1795 г. (где, кстати, находился "тёплый" придел во имя Введения Богородицы, в память о прежде бывшем втором, деревянном храме Нередицкой обители) , отметив "масштабность и некоторую живописность впечатления, придаваемую храму этою пристройкою и вообще интерес ея с точки зрения истории жизни этой церкви" (Покрышкин П.П. Указ. соч. С. 23, в примеч.).
Вот она ещё раз, вид с юго - запада:



Итак, очень возможно, что представляемый здесь Пантелеймоновский храм 1911-го стал живой иллюстрацией отношения Щусева (если автором был всё же именно он) к деянию Покрышкина.
Перед нами как бы нереставрированная Нередица, конечно, как уже говорилось, переосмысленная творческой фантазией выдающегося зодчего.
А также вольное или невольное подражание древнейшему облику Софии Новгородской.

Посмотрим ещё пару раз на западный фасад церкви в Сумах, с тем образом Спасителя:





И пожалеем, что или не было до конца исполнено до 1917-го, или не сохранилось в перипетиях ХХ в. внутреннее убранство храма, скорее всего, также проектировавшееся в соответствующем стиле (нет ли чертежей где в архивах?).
Теперь церковь внутри прямо - таки "щИро украйИньска", вид на иконостас:



...и на хоры (над западными дверьми, как на Нередице :) столпы тоже впечатляют ):



Это "малювАння", разумеется, новодел ...
Hо хоть внешность, ощутимо более совершенная, слава Богу, сохраняется должным образом.
Навевая порою некоторым изложенные выше размышления :)