o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Новгород - Сумы: параллели на Пантелеймона



Сегодня, в день памяти, пожалуй, самого почитаемого из святых целителей (а также новгородского Христа ради уродиваго Николы Кочанова, подробнее об обоих угодниках писал в прошлом году: http://o-apankratov.livejournal.com/79037.html ), хотел бы показать поздний и малоизвестный, но по - своему примечательный Пантелеймоновский храм, находящийся в украинских Сумах:



Он был построен (и вполне, на мой взгляд, удачно) в 1911 г. по проекту знаменитого академика А. В. Щусева (по другим данным, автором является харьковский архитектор Владимир Николаевич Покровский), как видите, в неорусском стиле, со столь характерной для него новгородско - псковской исторической ориентацией.
Но самое интересное то, что здесь имеет место и почти прямое копирование некоторых особенностей древненовгородских памятников, в оригинале давно канувших в Лету.
Речь о зело прославленных Нередице и даже самОй св. Софии.

Во - первых, сразу бросается в глаза сходство постройки со Спасо - Нередицкой церковью, какой она была до реставрации 1903 - 1904 гг.
Виды второй и первой с северо - запада:





Хорошо заметно, что автор взял от "старой" Нередицы общую схему, - четверик под довольно плоской кровлей, с одной массивной главой (её форма, а также декорация барабана в Сумах практически скопированы), притвором с запада, большими прямоугольными окнами в центральных пряслах фасадов и с крупными киотами для наружных росписей над ними (на Нередице такой был, как видно на открытке выше, один, с запада, здесь же их четыре, со всех сторон). В расположении же звонницы, формах её и верхних частей притвора в большей степени сыграла уже авторская фантазия.

Вид с юга:



Особо хотел бы остановиться на росписи над главным входом.
Вот ещё одно фото её нередицкого образца:



Видно, что живопись явно поздняя, века XIX - го.
Но известнейший знаток и описатель новгородской старины архим. Макарий (Миролюбов), рассказывая о Нередице в 1860 г., отмечал:
"С западной стороны под деревянным карнизом ДРЕВНЕЕ величественное изображение Спасителя в возобновленном виде. Правая рука у Спасителя благословящая, а в левой руке Евангелие, раскрытое на словах: "Приидите ко Мне вси труждающиися" (Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях.Ч. 1-я. СПб., 2003 (репринт с изд.: М., 1860).С. 499 - 500).
Осмелюсь предположить, что это было не вполне оригинальное произведение, а реплика древнейшей наружной росписи над западным входом в Софию Новгородскую.
Теперь там, как известно, тройная композиция из образов Св. Троицы, Св. Софии и Нерукотвореннаго Спаса (фото см. напр. зде: http://sesese.narod.ru/foto4/2009_nvg_kremlin23.jpg ).
Но, рассказывая о появлении сих сюжетов в 1528 г., Софийская 2-я летопись сообщает:
"А и прежде сего было же написано на том же месте, но толико ЕДИН ОБРАЗ ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ ДО ПОЯСА, а мало не во все место, идеже ныне настенное писмо писано" (ПСРЛ.СПб., 1853.Т. IV.С. 285 - 286).
Возможно, по общему для средневекового искусства принципу подражания, имелись списки с той росписи и на стенах других храмов.
Но сохранялось подобное до нач. ХХ в. только на Нередице.
К сожалению, проводивший её реставрацию 1903 - 04 гг. архитектор П.П. Покрышкин, возможно, не осведомлённый о столь глубоких параллелях, распорядился здесь так:
"УНИЧТОЖЕННОЕ (sic! - о.А.П.) мною изображение Спасителя в средней закомаре на западном фасаде, закрывавшее древнее окно ... оказалось позднейшим, и под ним не было древнего изображения, в чём может убедиться всякий по кускам штукатурки, сохраняющимся на хорах (Нередицы - о.А.П,)" (Покрышкин П.П. Отчёт о капитальном ремонте Спасо - Нередицкой церкви в 1903 и 1904 годах // Материалы по археологии России, издаваемые Имп. Археол. коммисиею, № 30. СПб., 1906. С. 15, в примеч.).
Пойди теперь найди те куски штукатурки на хорах, чтобы проверить, кто был прав, архим. Макарий или реставратор :(
Кстати, оным "капитальным ремонтом" А.В. Щусев был не вполне доволен (как и ряд других деятелей культуры тогдашней России, напр., Н.К.Рерих). В частности, он не одобрил снос западного притвора 1795 г. (где, кстати, находился "тёплый" придел во имя Введения Богородицы, в память о прежде бывшем втором, деревянном храме Нередицкой обители) , отметив "масштабность и некоторую живописность впечатления, придаваемую храму этою пристройкою и вообще интерес ея с точки зрения истории жизни этой церкви" (Покрышкин П.П. Указ. соч. С. 23, в примеч.).
Вот она ещё раз, вид с юго - запада:



Итак, очень возможно, что представляемый здесь Пантелеймоновский храм 1911-го стал живой иллюстрацией отношения Щусева (если автором был всё же именно он) к деянию Покрышкина.
Перед нами как бы нереставрированная Нередица, конечно, как уже говорилось, переосмысленная творческой фантазией выдающегося зодчего.
А также вольное или невольное подражание древнейшему облику Софии Новгородской.

Посмотрим ещё пару раз на западный фасад церкви в Сумах, с тем образом Спасителя:





И пожалеем, что или не было до конца исполнено до 1917-го, или не сохранилось в перипетиях ХХ в. внутреннее убранство храма, скорее всего, также проектировавшееся в соответствующем стиле (нет ли чертежей где в архивах?).
Теперь церковь внутри прямо - таки "щИро украйИньска", вид на иконостас:



...и на хоры (над западными дверьми, как на Нередице :) столпы тоже впечатляют ):



Это "малювАння", разумеется, новодел ...
Hо хоть внешность, ощутимо более совершенная, слава Богу, сохраняется должным образом.
Навевая порою некоторым изложенные выше размышления :)
Tags: Великий Новгород, Господствующее исповедание, Зодчество, Историческая Новгородчина, История Церкви, Итоговое, Месяцеслов, Наука, Обзоры Сети, Просто интересно, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment