o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

"Переносное" стояние: труды и уставные "закавыки"



Вот и позади "Мариино стояние", "вытесненное" в этом году со своего законного места в четверг (фактически его, как известно, совершают накануне, в среду вечером) 5-й седмицы Поста праздником Благовещения Богородицы. Для тех, кто не в курсе, поясню, что согласно дониконовскому Уставу на каждый ирмос и тропарь Великого покаянного канона св. Андрея Критского, полностью читаемого за сей службой, полагается по 3 земных поклона. Их общее число (только на каноне, а они есть и в других местах:)) равняется 798 (СЕМЬСОТ ДЕВЯНОСТО ВОСЬМИ:)). Поэтому сейчас у мене, грешнаго, несколько с трудом сгибаются ноги, а завтра они будут ощутимо болеть выше колен:) Это ничего, только "во здравие телеси":) Не говорю уже о духовной пользе:)
Богослужение продолжительное, начали ок. 15-ти, закончили ок. 22-х:) Дабы, что называется, не упасть досрочно, по 3-й и 6-й песнях канона читается (и в это время можно сидеть) Житие преп. Марии Египтяныни. Потому под заглавием один из его эпизодов: старец Зосима причащает святую в пустыне (современная греческая (?) икона).
Перенос "стояния" с четверга на вторник (на самом деле - на вечер понедельника:)) вызвал ряд изменений в последовании ... в самом Уставе не прописанных ("догадайся мол сама":)). Во-первых, поменялся порядок чтения кафизм. На 5-й седмице Поста он свой, чётко "заточенный" под то, что Великий канон читают в четверг на утрене,и там должна быть одна кафизма, 8-я. В этом же году у нас в тот день Благовещение. Когда бывает 3 кафизмы на утрене и ещё одна на 1-м часе. А накануне его и в самый праздничный день на вечерне (она же и литургия) кафизм вообще нет. "Стояние" же с его лишь одной "стихологией" "ушло" на вторник. Как изменить чтение Псалтыри? В Уставе об этом не сказано НИЧЕГО:(
Потому выявились два варианта.

1-й, грубо говоря, мой:) Предлагаю до утрени вторника не менять обычный порядок кафизм 5-й седмицы, затем - вносить коррективы. Что получается:

- в субботу под 4-ю Неделю Поста на веч. каф. 1-я, в Нед. на утр. 2-я,3-я,17-я;
- в Неделю вечер каф. несть, в пон. на утр. 4-я,5-я,6-я,на 1-м ч. каф. несть, на часех 7-я,
8-я,9-я;
- в пон. на веч. 10-я, во вторн. на утр. 11-я, на 1-м ч. несть, на часех 12-я, 13-я, 14-я;
- во вторн. на веч. 15-я (ин устав: 18-я),в среду на утр. 16-я, 18-я, 19-я (ин устав:
15-я, 16-я, 19-я), на 1-м ч. 20-я, на часех 1-я, 2-я, 3-я;
- на веч. под Благовещ. каф. несть (при повседневн. службе 4-ю чтем пред веч. «втай»);
- в четв. (Благовещ.) на утр. 5-я, 6-я, 7-я, на 1-м ч. 8-я; на часех 9-я, 10-я,
11-я, на веч. в праздн. Благовещ. каф. несть (при повседневн. службе 12-ю чтем по веч.
«втай»);
- в пяток на утр. 13-я, 14-я, 15-я, на 1-м ч. каф. несть, на часех 19-я, 20-я,
на 9-м ч. каф. несть, на веч. 18-я;
- в суб. на утр. 16-я, 17-я.

2-й вариант увидел в календаре поморцев. Они предлагают изменить порядок кафизм 5-й седмицы не со вторника, а с самого начала. И не читать кафизм "втай" до и после Благовещения (хотя это предписано Уставом:)) Вот что выходит у них:

- в пон. на утр. каф. 4-я,5-я,6-я,на 1-м ч. 7-я, на часех 8-я,9-я,10-я;
- в пон. на веч. 11-я, во вторн. на утр. 12-я, на 1-м ч. каф. несть, на часех 13-я,14-я,15-я;
- во вторн. на веч. 18-я, в среду на утр. 16-я,19-я,20-я,на 1-м ч. 1-я, на часех 2-я,3-я,4-я;
- в среду на веч. каф. несть, в четв. на утр. 5-я,6-я,7-я, на 1-м ч. 8-я, на часех 9-я, 10-я,
11-я, на веч. в четв. несть (совпад. с моим "расчётом":));
- в пятн. на утр. 12-я, 13-я, 14-я, на 1-м ч. 15-я, на часех 19-я,20-я, на 9-м ч. несть, на веч.
18-я;
- в суб. на утр. 16-я,17-я.

Интересно, есть ли ещё варианты?:) И, главное, существует ли какой-либо древний Устав
(скорее всего, рукописный), регламентирующий данный момент? Пока не встречал таковых...

Есть в прошедшей службе и некоторые иные "закавыки". Так, по 3-й песни Великого канона надо читать не седальны, что там наряду (они - "апостольские" по содержанию,т.е. относятся к четвергу),а те, что во вторник 5-й седм. по 2-й и 3-й каф. (1-й,сл.,2-й,и ныне, Богородичен его). А сед.,что по 3-й п. Вел. канона "пойдёт" на утреню Благовещения,"станет" по 1-й кафизме.
В общем, занимательная это наука - по Уставу служить:)

Итак,со святыми трудами всех ныне подвизавшихся!
Завтра (уже сегодня:)) законно, "труда ради бывшаго", будете вкушать с растительным маслом:)
Tags: Богослужение, Великий Новгород, Община, Традиции старообрядчества, Церковное искусство
Subscribe

  • Древности Великого Новгорода в год полёта Гагарина

    ... в т.ч. наш храм св. Иоанна Богослова на Витке (на снимке вверху), к 60-летию помянутого в заглавии исторического события. Проходим по ссылке:…

  • Ледоход под Лествичника

    Моё вчерашнее фото апрельского Волхова у кремля ... сделанное на фоне осознания того, что вместе с этим льдом уплывает 51-й год жизни ... и…

  • Отдание с Илиею

    С Отданием Благовещения и памятью св. Архистратига Гавриила! Предлагаю посмотреть интересный видеорассказ о новгородской улице Славная, где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments