o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Иргизы и Черемшаны. След староверческого Афона

Про эти места у меня уже было, и не раз ... Но, думаю, "кашу маслом не испортишь"(с):)
Правда, при знакомстве с текстом стОит учитывать, что автор, довольно-таки известный блогер - путешественник, сам (пока?:)) не старообрядец ...
Оригинал взят у varandej в Иргизы и Черемшаны. След староверческого Афона.


Саратовская область - один из самых малопосящемых, и вместе с тем - один из самых интересных регионов Поволжья. Пожалуй, своей экзотичностью с ней могут сравниться разве что Марий Эл да Астраханская область. А поворотным моментом в её истории стал 1762 год - незадолго до этого в состав России вошёл Младший жуз Казахстана, Волга перестала быть границей и сделалась главной дорогой страны. Глухие нижне-волжские степи, опустевшие с падением Золотой Орды несколькими веками ранее, надо было кем-то заселять, и Екатерина II поступила как всегда мудро: на волжские чернозёмы были приглашены европейские колонисты (в первую очередь немцы) и русские староверы, для которых было создано что-то вроде автономии вдоль реки Большой Иргиз, где почти сразу сложился "старообрядческий Афон", пять монастырей, полвека бывших центром древлеправославной цивилизации. Староверов из Заволжья прогнали в 1840-е годы, немцев - сотней лет позже. И тем не менее "след старовера" здесь прослеживается и далее: преемником Иргизов стали Черемшаны на другом берегу Волги, а в 1923 году именно в Саратове образовалась Русская Древлеправославная церковь - вторая по величине конфессия старообрядцев.

Здесь я расскажу историю Иргизов и Черемшан, и покажу немногие сохранившиеся её памятники.


Вот он - Большой Иргиз, чуть южнее Балакова - промышленного города, основанного купцами-староверами. Вполне типичная для степной полосы река. Ещё есть Малый Иргиз - он, наоборот, севернее Балакова. Именно сюда в 1762 году Екатерина II позвала староверов, бежавших из России после Раскола. В те времена их центром была Ветка - группа слобод близ современного Гомеля, принадлежавшая Речь Посполитой. "Староверам из Польши" на Волге дали 76 тысяч гектар чернозёмной земли и освобождение от податей на 6 лет, и большинство из них откликнулись на призыв, так как были хоть и на чужбине - а всё же русскими людьми. Тех, кто не захотел возвращаться из Ветки по-хорошему, вернули по-плохому - вот только уже не на Волгу, а за Байкал, где дикая степь также ждала поселенцев.

2.


С поселенцами на Иргиз прибыли и монахи, основавшие множество скитов, вскоре разросшихся в монастыри - три мужских (Нижне-Воскресенский, Средне-Никольский, Верхне-Спасо-Преображенский) и два женских (Средне-Успенский и Покровский). И наряду с Рогожским посёлком в Москве, эти монастыри с первых лет своего существования стали центром старообрядческой цивилизации, "русским Афоном". Люди сюда приходили самые разные - скажем, крестьнин Емелька Пугачёв, который незадолго до того, как стать "мужицким царём", приходил в Средний монастырь за благословением, а спустя несколько лет здесь укрывались его разбитые "подданые".

3.


Первоначально монахи здесь вели строгую и аскетическую жизнь, как и подобает монахам. Но не зря в руках староверов было около 60% купеческого капитала в России - у Иргизов нашлось немало благодетелей, и монастыри с огромной скоростью начали богатеть. Староверы свозили сюда реликвии и иконы со всей России, всякую утварь из благородных металлов, древние иконы, жемчужные оклады... Казна каждого из 5 монастырей оценивалась примерно в 100 тысяч рублей - в переводе на наше время, иргизские настоятели ворочали миллионами.

4.


Кроме того, Иргизы стали единственным центром подготовки старообрядческих священников. И ветковцы, и иргизские были "поповцами", то есть принимали к себе новообрядцев через миропомазание, и потому могли принимать к себе и новых попов (в отличие от "беспоповцев", которые принимали лишь через повторное Крещение, к концу 17 века оставшись без священников вовсе). При этом своя иерархия у староверов возникла позже, в тогда австрийской Белой Кринице, в те же времена все священники в старообрядчество приходили из новообрядчества. Здесь, на Иргизах, они проходили "курс обучения", и отправлялись по другим общинам в России и за её пределами.

5.


На рубеже 18-19 веков на Иргизах развернулось противостояние двух настоятелей - Сергия и Прохора. Оба были сыновьями московских купцов-староверов, и Сергий, пришедший сюда гораздо раньше, на Иргизах имел прозвище Строитель, так как во многом монастыри были обязаны своим расцветом именно ему, Прохор же изначально выполнял в "старообрядческой республике" роль министра финансов. Сергий был сторонником постепенного сближения с новообрядцами и переходом в единоверие (такой внутриправославный аналог униатства), а Прохор выступал за дальнейшее обособление. И как нетрудно догадаться, он одержал победу, а принявший единоверие Сергий ушёл с Иргиза. В 1805 году здесь прошёл "вселенский собор", постановивший, что только Иргизские монастыри могут называться "православной соборной церковью" - то есть это была первая попытка оформления старообрядческой иерархии. И - прямой вызов новообрядческой церкви.

6.


И в общем, эпоха Александра I для Иргизов стала началом конца. Их погубили гордыня и роскошь. От первоначальной аскезы не осталось и следа. Принимали сюда всех желающих, не выясняя их прошлого, и потому Иргизы начали превращаться в гнездо авантюристов и беглецов - сначала сюда постригались священники, изгнанные из новообрядческой церкви за дело, а потом и вовсе уголовники. Но при этом за неимением других "афонов" Иргизам это прощалось.

7.


Ну а дальше, как известно, начатая Екатериной II "оттепель" закончилась правлением Николая I. Поводов пришлось немало - от некоего крестьянина, пытавшегося повторить авантюру Пугачёва, выдавая себя за Константина Павловича, до двух то ли уголовников, то ли политических преступников, которых укрывал в Нижнем монастыре "патриарх" Прохор. В 1828 году Николай I постановил арестовать Прохора и передать Иргизы единоверцам, а претворять в жизнь его замысел начали самарские губернаторы. Первым ликвидировали Нижне-Воскресенский монастырь, а остальные в 1837 и 1841 годах уже брали штурмом, прорывая "живые цепочки", которые выставляли староверы-миряне. Я так и не разобрался, были при этом ли убитые, но раненых было немало.

8.


Вместо пяти древлеправославных монастырей на Иргизне было создано три единоверческих, два из которых уцелели до наших дней. Нижне-Воскресенский ныне расположен в селе Береговое в 25 километрах восточнее Балакова, а Средне-Никольский - в посёлке Мопр на окраине города Пугачёв (бывшая Мечетная слобода). Ни в тот, ни в другой я так и не успел добраться - но со времён староверия там не уцелело, кажется, ничего. Судя по чужим фотографиям, они устроены одинаково - жилой корпус конца 19 века с домовой церковью и рядышком храм-новостройка.

9. Нижне-Воскресенский монастырь. Фото: Валерий Антипин, "Народный каталог православной архитектуры".


10. Средне-Никольский монастырь. Фото olster28 - вообще, рекомендую его журнал, особенно посты о Саратовской области


Ну а кадры, которыми я перемежал текст, были сняты в соседнем Хвалынске, на старообрядческом кладбище за городом. То есть, даже после падения Иргизов, староверы остались на Волге, ну а в далёкой Буковине в это же время было образовано Белокриницкое согласие, полноценная старообрядческая иерархия. История Иргизов подробно, но живым языком рассказана вот в этой статье, которую я по сути и пересказал выше. Если я в чём-то заблуждаюсь - буду рад узнать, в чём именно.

11.


Многие из иргизских староверов в 1840-е годы просто беребрались за Волгу, на меловые горы правого берега. Новым центром старообрядчества стал Хвалынск, в густых лесах вокруг которого выросли Черемшаны, ставшие преемниками Иргизов. Здесь монахи уже не повторили своих прошлых ошибок, и жили в строгости, Черемшаны стали уже не "Афоном", а полутайной святыней вроде римских катакомб. Впрочем, история Черемшан оборвалась так же, как и история Иргизов - в 1918 году их закрыла уже советская власть, и повод был ровно тот же самый: в Черемшанах укрывались "белые".

12.


Ныне все три Черемшана заняты санаториями. Что-то сохранилось только на Черемшанах-1, а вернее в возникшнем на их основе санатории "Пещера Монаха" в 7 километрах от Хвалынска. Туда ведёт глухая лесная дорога, над которой смыкаются кроны, а сам санаторий живописно расположен во впадине меж высоченных холмов:

13.


Обратите внимание вон на тот бугор - где-то на нём скрыта "Пещера Монаха", дальний скит и главная официальная достопримечательность Черемшан. Это по идее территория национального парка, и в санатории за 20 рублей оформляют билет. Почему-то в главном корпусе у входа никого не было, кроме таблички "Администратор в 13 корпусе, звоните 109", и я прошёл вовнутрь. Вообще, место, где стоит санаторий, очень живописно:

14.


15.


Основная дорожка представляет собой терренкур - то есть проложена с таким уклоном, что ходить по ней полезно для сердца. Но в целом, мне это место показалось форменным "Парком Советского Периода":

16.


17.


18.


Если я понял правильно, "Пещера Монаха" недавно выделилась из Черемшан-1, и постепенно благоустраивается, поэтому её верхняя часть смотрится вполне прилично. В нижней же всё как в стареньком пионерлагере.

19.


Теперь это курорт местного значения, и основные его постояльцы - жители индустриального Балакова, приезжающие на 2-3 дня отдохнуть на природе.

20.


Однако именно в этой его части чудом уцелели постройки Черемшанского монастыря. Его история началась с водяной мельницы местного купца Куранова (1840), которую в 1860-е годы у него выкупил астраханский купец-старовер Александр Вёхов и отдал территорию под монастырь, который возглавил выходец с Иргиза, старец Серапион.

21.


Вот эти несколько зданий явно уцелели с монастырских времён, отличаясь от советских корпусов кладкой и формой окон:

22.


23.


А вот это - ни что иное, как обезглавленный Успенский собор (1881), ныне занятый столовой. Впрочем, старообрядческие храмы визуально были намного проще новообрядческих, чаще всего представляя собой "дом с главкой", так что вполне возможно, что будучи храмом, это здание выглядело не так уж сильно иначе.

24.


От Черемшан-1 можно сходить к самой Пещере Монаха - это около двух километров по живописной тропе через лес. У начала тропы шлагбаум предупреждает о штрафе до 1000 рублей для безбилетников. Учитывая, что билет стоит 20 рублей и взять его можно здесь же - я решил не рисковать.

25.


Тропа живописно петляет по лесу, с горки на горку. По дороге так называемый Петрянинский родник:

26.


В одном месте тропа круто поворачивает, выходя на поляну. Вдалеке Волга, Саратовское водохранилище. Ленточками дерево увешали явно не староверы, а туристы:

27.


У тропы много развилок, на большинстве висят указатели, но один из них "отправляет" обратно - не ведитесь! На самом деле идти надо просто по самой натоптанной тропе. И когда уже начинаешь подозревать, что заблудился, она резко сдаёт вниз и приводит к вот такому вот меловому гроту:

28.


Здесь жили отшельники, то есть монахи, решившие уйти подальше от мира к молитве, посту и аскезе. Такие были и у новообрядцев. Многие отшельники ещё и носили вериги (цепи), брали на себя какие-нибудь тяжкие обеты, но потому были особенно чтимы. И хорошо видно, что и сюда среди многочисленных туристов порой приходят паломники:

29.


Кто и когда вырезал в мягком белом камне этот "портрет", предполагать не берусь, но скорее всего он появился уже в наше время:

30.


В пещеру можно проникнуть только ползком, извозившись в белой пыли. Рюкзак в проходе - для масштаба. Внутри, тем не менее, можно встать в полный рост, ну а отшельники тут жили годами:

31.


Во второй пещерке в камнях вырублено даже нечто похожее на лежанку:

32.


...И тем не менее Волга от Иргиза до Хвалынска осталась одним из центром староверия и позже. А как уже говорилось, староверы были лучшими в России купцами: деловитыми, ответствеными, трезвыми и сплочёнными. На рубеже 18-19 веков старообрядец Василий Злобин, писарь князя Вяземского, по сути создал город Вольск, едва ни ставший губернским, а спустя сто лет превратившийся в центр цементной промышленности. Старообрядческое село Балаково к началу ХХ века превосходило многие уездные города, а его пристань по отгрузке хлеба уступала лишь Саратову, Самаре, Казани и Астрахани, и накопленный потенциал сделал его родиной дизеле- и тракторостроения в России. Из страны староверов-монахов Иргиз превратился в страну староверов-купцов.

33.


Более того, именно в Саратовской губернии в 1923 году оформилась Русская Древлеправославная церковь - вторая по величине старообрядческая конфессия (около 350 тыс. верующих) после Белокриницкого согласия, сплотившаяся вокруг архиепископа Николы (Позднева), перешедшего в староверие из "обновленчества" (православное течение, выступавшее за модернизацию церкви и поддержавшее большевиков). Дело в том, что помимо "поповцев" и "беспоповцев" остались ещё и "беглопопвцы", так и не принявшие Белокриницкой иерархии. И вот именно они и стали основой РДЦ, также известной как Новозыбковское согласие (в Новозыбкове Брянской области изначально находился крупнейший собор, а в 1963-1990 и резиденция архиепископа). Она охватила в основном наследников Ветки - Новозыбков с окрестностями, Поволжье и Забайкалье. Им принадлежит в том числе и вот эта церквушка в Вольске, где я попал на службу:

34.


...И снова это потрясающее ощущение провала вглубь веков! Женщины в платках, закрывающих даже плечи; бородатые мужики в подпоясанных рубахах, одноголосое пение и это чувство того, что всё на самом деле. Всё же меня не покидает ощущение, что староверы сохранили нечто очень важное, но безвозвратно утраченное в "основной" православной церкви. Но что - я до сих пор не могу понять... Говорят, они очень недоверчивы и чужакам обычно не им рады, но меня везде, где я заходил к ним в храм, староверы встречали очень тепло.

35.


Святыня вольской церкви - "крест-мученик": говорят, до революции он украшал главку разрушенной церкви, и прежде, чем снести храм, большевики зачем-то стреляли по кресту, вероятно упражняясь в меткости:

36.


...О городах, построенных старообрядческими купцами, будет следующие несколько постов. Но помимо поповцев, которым принадлежали Иргиз и Черемшаны, здесь жили и беспоповцы, которых в деревнях называли кулугуры. Их наследие тоже кое-где осталось - в том числе теперь уже знаменитый в блогосфере lion_house в деревне Поповка. О "доме со львом" - в следующей части.

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ-2012
Вступление.
Старообрядческий край
Иргизы и Черемшаны.
Попова. "Дом со львом".
Хвалынск. Город над вечным покоем.
Балаково. Родина трактора.
Вольск. Разное.
Вольск. Старый город.
Вольск. Цементные заводы.
Немецкое Поволжье
Зоркино. Цюрих-на-Волге.
Маркс. Баронск, Екатериненштадт, Марксштадт.
Энгельс (Покровск). Столица АССР Немцев Поволжья.
2008. Сарепта в Волгограде.

Tags: Господствующее исповедание, Зодчество, Из жизни согласий, История старообрядчества, Итоговое, Обзоры Сети, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества
Subscribe

  • Памяти о. Илии Косырева

    Продолжают уходить убелённые сединами протоиереи ... Сегодня пришла печальная весть о кончине на 64-м году жизни настоятеля храма РПСЦ в г. Одессе…

  • "Наша Индия":(

    Позволю себе немного отвлечься от сугубо церковного. Сегодня, можно сказать, чёрный день в истории, родился преступник № 1 :( В частности, как…

  • Рогожская постная окрошка

    Фрагмент популярной телепередачи аж от 2012 г. как-то прошёл вне поля зрения ... и вот обрелся (здесь: https://vk.com/wall14038652_4743 ).…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments