o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Нерукотворенныи Образ: северное вознесение



На второй день Успения, как известно, празднуется в честь Нерукотвореннаго Образа Божия, в просторечии "Третий Спас" (история: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E0%F1_%CD%E5%F0%F3%EA%EE%F2%E2%EE%F0%ED%FB%E9 ). Одной из особенностей службы которому является пение на утрени катавасии Великой Суботы, т.е., как и перед Св. Пасхой, звучат ирмосы "Волною морскою".
Послушаем три первых (исполняет старообрядческий хор с. Стрельниково под Костромой, запись 1984 г.):


Cкачать Волною морскою бесплатно на pleer.com

Замечу, кстати, что для древлеправославной традиции в целом как-то свойственно воспоминать летом Христовы Страсти.
О том свидетельствуют, например, праздники Положения Ризы Господни в Москве (о нём: http://o-apankratov.livejournal.com/72675.html ), "Первый Спас" (см. http://o-apankratov.livejournal.com/289600.html ) и вот сегодняшний ...
И каким диссонансом сему выглядит небезызвестное "летом запоют "Христос воскресе" Серафима Саровского ...
Право, есть над чем поразмыслить ...
Да, всему своё время и место.
Вот и Нерукотворенному Образу созидатели ряда старинных севернорусских иконостасов определили положение, без преувеличения, наивысшее, завершающее всю конструкцию. На фото вверху, считаю, удачное современное подражание данной схеме (хотя и вместо Нерукотворного там Спас оплечный), в соборе Спасо - Прилуцкого монастыря под Вологдой (об обители: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E0%F1%EE-%CF%F0%E8%EB%F3%F6%EA%E8%E9_%EC%EE%ED%E0%F1%F2%FB%F0%FC ).
Нигде не встречал внятных объяснений этой традиции ...
Показательно, впрочем, что она жила и после повеления никонианских "Больших Московских Соборов" 1666 - 67 гг. завершать иконостасы только и исключительно Распятиями с предстоящими.
И после редко теперь вспоминаемого, но весьма характерного для своей эпохи указа петровского Синода о запрете, пожалуй, наиболее выразительных древнерусских образов, «с великими паче меры человеческими главами и прочия сим подобныя» (подробнее: http://azbyka.ru/tserkov/ikona/uspenskiy_ikony_pravoslavnoy_tserkvi_18-all.shtml#a15 ). Кстати, например, в Новгородской епархии XIX столетия эти определения вполне себе действовали, что отражалось на страницах соответствующих "Ведомостей" (сам читал), и, что наиболее печально, в реальных трагических судьбах древних икон ... неизвестно ведь, сколько попросту уничтожили :(
Считаю, "живучесть" Образа, утвержденнаго "выше всех", связана в первую очередь с достаточно давним появлением традиции размещать его как бы вознесенным.
Подтверждение чему - фото одного такого сохранившегося иконостаса, и ещё два архивных снимка.

Не помню где это, нашёл в Сети (правда, здесь есть и Распятие, но оно на "небе"; UPD - 2013: это, увы, сгоревший храм в Лядинах под Каргополем; теперь можно увидеть лишь на фото вроде нижеследующего):



Храм св. Димитрия Солунского в с. Калье Холмогорск. у. Арханг. губ., фото нач. ХХ в.:



Воскресенский храм 1673 (по др. данным - 1763-го) г. в с. Сельцо близ Емецка той же губ., снимок 1974 (!) г.:



Последние два фото - из кн. Т.М. Кольцовой "Искусство Холмогор XVI - XVIII веков"(М., 2009; оттуда у меня уже кое-что было: http://o-apankratov.livejournal.com/283973.html ).
Обращаю внимание, что в поздние столярные конструкции вставлены явно весьма старые образа.
Жаль, "вживую" этого уже не увидеть ...
Правда, немало икон из Сельца (датированных 2-й пол. XVII в.) теперь в Архангельском музее.
Но, по данным вышеуказанной кн., того огромного Спаса среди них, увы, нет ...

UPD: по вновь поступившим данным, традиция завершать иконостасы Нерукотворенным образом, скорее всего, связана с подражанием зело почитавшемуся на Русском Севере Соловецому монастырю. Согласно описям главного храма обители, Преображенского собора, составленным в 1582 и 1597 гг., очень большая ("тринадцатипядная", т.е. ок. 3 м в высоту, при ширине ок. 2 м (!)) икона Спаса на убрусе венчала все 5 ярусов тамошнего иконостаса (см. кн. "Описи Соловецкого монастыря XVI века", СПб, 2003.С.266, 268, 271 (схема - реконструкция)). Причём опись 1570 г. её ещё не фиксирует; значит, появилась позднее. Не было её и в иконостасе кон. XVII в. (с последующ. переделками), находившемся в том соборе до революции, вот фото: http://s16.radikal.ru/i190/1005/00/b419fc18508e.jpg
Не убрали ли в постниконовский период, по подавлении известного восстания 1668 - 1676 гг.? И какова дальнейшая судьба? Вопросы без ответов ...
Итак, перед нами не раз описанное исследователями явление, когда в т.н. списках сохраняется некоторое представление об утраченном оригинале ...
Интересно также, на Соловках это завершение сами придумали или тоже откуда-то заимствовали? Не знаю пока, сможет ли кто когда внятно разъяснить ...
Tags: Богослужение, Господствующее исповедание, Историческая Новгородчина, Итоговое, Месяцеслов, Наука, Обзоры Сети, Просто интересно, Традиции старообрядчества, Церковное искусство
Subscribe

  • Похвальное на Похвалу

    Новгородские школьники на уборке территории у древнего храма св. Феодора Стратилата на Ручью. Слева в чёрной шапочке - Глафира Александровна…

  • 15-го 15 лет назад

    "Отстоявшийся" юбилей (а не отстойный:)). В смысле, вчера отмолились МАринно стояние со множеством земных поклонов (об этой службе:…

  • Открытие дня: "Белорусская" в Саратове:)

    Ещё не освящённый новообрядческий храм Тихона Задонского (кстати, тот был уроженцем Новгородской губернии) в г. Саратове, который даже не смутно и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments