o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Питерский "День космонавтики":)



День памяти 50-летия первого полёта человека в космос (:)) провёл в основном в СПб, в Российской Национальной библиотеке. Где впервые в жизни поприсутствовал (и даже немного поучаствовал в дискуссиях:)) на, безусловно, главном сегодня в нашей стране научном форуме исследователей древнерусского церковного пения - Бражниковских (памяти выдающегося сов. "музыкального медиевиста" М.В.Бражникова) чтениях. Проводимых целым рядом ведущих научно-культурных учреждений "Северной столицы" уже в 15-й раз. 1-е состоялись аж в 1977-м, т.е. когда я пошёл в 1-й класс средней школы:)

Воочию узрел, познакомился и пообщался со специалистами, коих прежде знал лишь по их стоящим на моих (и других:) пОлках фолиантам:) Рамазанова, Кручинина, Панченко ... КАКИЕ имена в науке!:) ДокторА, профессорА и пр.!:) А в общении - очень милые, скромные и приветливые люди:) Подарили буклет конференции, егоже обложка выше:) И даже заплатили батюшке (сегодня оказался там единственным лицом в рясе:)) за чай в столовой (кошелёк, стыдно сказать, оставил в пальто в гардеробе, а до него далеко идти:)):)
Был очень рад встрече, без преувеличения, через годы, с московскими учёными Мариной Павловной Рахмановой и Татьяной Феодосьевной Владышевской, с которыми общался, ещё будучи постоянно на Рогожском. В 2000-м первая из названных даже написала предисловие к моей книжке "От востока направо.История,культура,современные вопросы старообрядчества":) Не виделись с тех пор 11 лет:) В общем, было немало приятных эмоций:)
Пришлось по ходу и сказать пару слов корреспонденткам некоей, так сказать, православной (МП, разумеется) радиостанции. Не знаю, дадут ли что из этого в эфир, ведь сразу сказал им, какой аз конфессии:)
Но ГЛАВНОЕ, конечно, услышанное в докладах. Основной темой сегодня (уже вчера:)) были церковно - певческие традиции Русского Севера (читай Новгородской земли в её исторических границах всего нашего европейского Северо-Запада:)).
И.Ф.Безуглова рассказала о ранних (кон. XVI в.!) опомеченных рукописях Соловецкого монастыря. Потом спросил у неё, какого времени самые старые "пометы" Софийского собрания,т.е. происходящие из центра епархии, к коей относились Соловки. Оказалось, этого пока никто не знает!:( Периферия изучена лучше "столицы"!:( Короче, есть чем заняться будущим исследователям:)
Уже упоминавшаяся М.П.Рахманова поведала об истории изучения и подготовки к публикации (последняя так и не состоялась, только теперь готовят:)) научного описания певческих книг Соловецкого собрания выдающимся исследователем XIX в. С.В.Смоленским. Любопытный факт: будучи сотрудником "миссионерской",в т.ч. "противораскольнической" Казанской духовной академии, он ... учился чтению крюков у старообрядцев (не сказала, какого согласия):) И те предлагали ему идти к ним в уставщики, только просили "бросить трубочку",т.е. перестать курить:) Жаль, не бросил:( А то был бы у нас дьячок - медиевист, да ещё какой:)
О.В.Панченко, рассказывая о почитании на Соловках преп. игум. Иринарха (+ 1628),напомнил, что обретение его свв. мощей состоялось во время знаменитой осады монастыря "новолюбцами". И послужило укреплению духа оборонявшихся. О чём писал и свщмч. протопоп АввАкум (докладчик не ошибся с ударением, сразу видно - специалист:)) в толк. на кн. пр. Исаии. После же разгрома обители мощи преп. стали считать находящимися "под спудом":( Не исключено, что внешне одолевшие вновь закопали их или даже уничтожили:(
Очень интересным был и доклад живущей в Великом Новгороде (но выходца из столицы, якоже аз:)) Ю.В.Шероновой о песнопениях службы преп. Михаилу Клопскому. Автор не ограничивается теоретическими изысканиями. Будучи преподавателем музыкальной кафедры нашего универа, она создала небольшой студенческий ансамбль любителей (точнее, любительниц:)) древнерусского церковного пения:) Завтра (уже сегодня:))их будет можно "вживую" услышать на продолжении чтений, прозвучат как раз стихеры указ. св. Жаль, не для меня(с):), ибо уже есмь дома - дела!:( Но обещали выложить сие "вконтакте", попрошу ссылку и позже дам здесь:)
Наконец, ощутимое оживление вызвало выступление М.С.Егоровой, о поэтике "святости и света" в службе Введению Богородицы. Исследовательница подвергла 2-е возвашные стихеры названному празднику (в безпометной наонной редакции примерно рубежа XVI - XVII вв., по одной из соловецких рукописей) как текстологически - смысловому, так и музыковедческому анализу. В результате выявились крайне интересные закономерности, раскрывающие, так сказать, технические приёмы построения выразительности этих выдающихся песнопений. Проводилось и сравнение с аналогичными греческими текстами (но почему-то лишь с современными:))
А потом было ещё открытие выставки "Нотированные рукописи Соловецкого монастыря", в одном из залов Отдела рукописей РНБ. Там показано много интересного, обо всём и не написать:) В частности, запомнилась "Херувимская" "Анзерскаго роспева", впервые увидел такую:)) На мероприятии выступил ансамбль "Ключ разумения" (СПб - консерватория)под руководством Н.В.Мосягиной. Жаль, практически всё они пели т.н. "строчным ("страшнЫм", как говорит Б.П.Кутузов:)) многоголосием", НИЧЕГО чисто унисонного:(
"До кучи" приложу и иные "придирки". Несмотря на высокую академическую учёность, нашим специалистам, считаю, всё ещё как-то не хватает церковности, в смысле знания реального мнения Церкви по тому или иному вопросу:( Так, говоря о празднике Введения, упоминают некие "апокрифические Евангелия":( Хотя описания этого события, лежащие в основе и текстов службы, и иконографии, находятся во вполне канонических Прологах и иных святоотеческих творениях, согласно Уставу за той же службой и читаемых:) Глядя на лежащие рядом новообрядческую уже рукопись конца XVII в. и более позднюю староверческую, могут говорить о том, что они "разные", "не соответствуют друг другу", не упоминая, по какой причине:( Можно подумать, что и по некоей "вине" старообрядцев:( Этот печальный перечень, увы, можно продолжить:(
Тем досаднее ПОЛНОЕ отсутствие на чтениях КАКИХ-ЛИБО представителей не столь уж малочисленного и совсем не "тёмного" питерского староверия:( Учёным просто не к кому обратиться с возникающими по ходу обсуждений вопросами:( Была бы возможность, сидел бы там сам все 5 дней:) Но у мене таковыя несть:(
Впрочем, ещё имеется время хоть что-то исправить. Завтра, аще сподобится, попробую поговорить с представителями нашей Лиговской общины. "Запустившей" недавно своё интернет-радио (здесь: http://rpsc-spb.ru/home ). Чем Чтения не сюжет для этого СМИ? Ведь участники форума во многом говорят о НАШЕМ, что называется, "в доску":) И кому как не нам, вместе со светской наукой, стремиться познавать глубже собственные же духовные богатства:)
Tags: Богослужение, Великий Новгород, Господствующее исповедание, Добрые дела, Историческая Новгородчина, История Церкви, История старообрядчества, Наука, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments