o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Продолжение конференции и новые выставки



Как и обещал, продолжаю выкладывать фотоматериалы, связанные с продолжающейся в Новгороде (сегодня, 25-го, последний день:)) конференции к 80-летию Леонида Егоровича Красноречьева. Наверху - выполненная им реконструкция первоначального вида восточного фасада храма Рожества Богородицы на Молоткове (о нём: http://o-apankratov.livejournal.com/110703.html ), илл. к докладу о первых работах юбиляра в 1950-е гг. сотрудника Новг. музея, известного исследователя местного зодчества и его реставрации Владимира Алексеевича Ядрышникова.

Очень любопытным было сообщение руководителя Центра археологических исследований нашего музея, а также Новг. об - ва любителей древности, Сергея Викторовича Трояновского.
Он рассказал об исследованиях тех остатков каменных башен внешней линии новг. укреплений кон. XIV в., вала Окольного города, к - рые Л.Е. проводил в 1968 г. Буквально под ножом бульдозера, т.к. эти памятники старины, увы, безжалостно сносились при тогдашнем расширении проходящих сквозь оный вал гор. улиц :(
Хорошо хоть оказалось кому их запечатлеть.
Вот, напр., башня на Прусской ул.:



Общий вид на те же остатки (на первом плане) и прорезанный вал (заметна его конструкция, а также насколько расширяют улицу):



Разрез вала поближе:



Графич. схема вышеизложенного:



Далее предлагаются некоторые илл. к докладам "деревянщиков".
Понравился вид в Вологодском музее дер. зодч - ва (слышали о таком?:) а у них есть неплохой сайт: http://semenkovo.ru/ :)):



Теперь несколько фото, связанных с реставрацией храма Рожества Богородицы в с. Лиственка Бокситогорск. р - на Ленобл., 1599 - го, между прочим, года (перестр. 1720; сообщал арх - р, ведший сей процесс, М.И. Коляда из СПб; хор. совр. снимки храма см. напр. зде: http://sobory.ru/article/?object=01303 ; http://olegu.narod.ru/vostok3.html).

До реставрации:



Вот очень интересное, фрагмент расписного тЯбла (иконостасной конструкции), сохранившегося внутри:



Во - первых, живопись (образ херувима) очень приличного, отнюдь не сельского уровня, а во - вторых, по храмоздатной надписи на одном из тябел церковь и датируется ...

И вот что получилось в итоге (фото ок. 1993 г.):





Красиво, надо как - нибудь побывать :)

И "довесок" ко вчерашнему. Было там о Николо - Крутецком м-ре, так вот листки зап. кн. Л.Е., посвящённые его храму (илл. к докл. о том Л.А. Секретарь):



Казалось бы, утилитарнейший предмет, а выглядит почти как произведение искусства ... поистине, талантливый человек талантлив во всём ...

А ещё сегодня в центре "Диалог" на Б.Московской открылись (с предварительным круглым столом) сразу две выставки, посвящённые храмоздательству.
Первая, устроенная москвичами, рассказывает о секретах древнего, точнее, о пропорциональных соотношениях, лежащих в основе византийской и нашей старинной церк. арх - ры:



Это сочетание 2 : 3 : 5, восходящее к мере "пояса варяга Шимона", данного, согласно "Киево - Печерскому Патерику" (XII в.), Самой Пресв. Богородицей зодчим (кстати, они все канонизированы) Успенского соборного храма пещерной Лавры над Днепром (на Западе аналогичное именуют "числом Фибоначчи").
Как это работает в Новгороде, показано на примерах нескольких церквей, в т.ч. нашей :)
Кроме того, там просто красивые снимки из Константинополя и др. мест. б. Византии.

Cобственно, по теме, пропорции храма св. Иоанна Богослова на Витке:



А это византийские виды, в осн. из знаменитого м-ря Хора (Кахрие - Джами) в Кпле (также Св. София, Паммакратис и немного из базилики св. Димитрия в Солуни), непередаваемая красота:







Вот Солунь:



Опять Кпль, купольные росписи и мозаики:



Кахрие - Джами:





Но без Руси - матушки никуда:



В соседней комнате - вторая экспозиция, совр. польского арх-ра Ежи Устиновича, строящего храмы для поляков - новообрядцев, чад Польской Правосл. Ц - ви:



Название намекает на, мягко скажем, вольную трактовку канонов традиционного храмостроительства, что вполне подтверждает и содержание экспозиции. Однако на предварявшем её открытие круглом столе автор, неплохо изъясняющийся по - русски, показал несколько интересных слайдов, да и на выставке всё же не один сплошной модернизм (и пост - :))

Во - первых, было рассказано об историческом опыте взаимодействия православного и католического стилей церковного искусства. Т.е. о тех же русских (точнее, русско - польских) фресках в костёлах XIV - XV вв., о коих уже было говорено зде. Напомню, вот про Люблин: http://o-apankratov.livejournal.com/240615.html ; http://o-apankratov.livejournal.com/243298.html . А это про Краков и село Посада Рыботыцка: http://o-apankratov.livejournal.com/245025.html .
Удалось кое-как заснять ещё не "светившиеся" тут недавно расчищенные подобные.
Если не изменяет память, это Вислица:



Успенский собор г. Сандомир (там и храмовый праздник есть):







Но мощнейшим из этих комплексов был Супрасльский, созданный в 1536 г. сербским иноком Нектарием в Благовещенском соборе этого православного м - ря. Храм, к сожалению, был взорван отступавшими немцами в 1944-м (вот ведь звери!!), и уникальный по сохранности живописный ансамбль погиб :(
Сегодня впервые увидел его архивные фото (любопытно, что, по словам пана Ежи, нечто подобное сохр. в одном из костёлов совр. Венгрии, но снимков того он не показывал):





Отдельные фрагменты этих фресок, однако, сохранились:



Теперь хотят водрузить их на свои места, т.к. храм отстроен заново, а также вообще вновь полностью расписать его (подробнее: http://www.pravoslavie.ru/news/55191.htm ). Но, конечно, это будет уже совсем не то :(

Как отнюдь не то и представляемые ниже образчики польского церк. художества ХХ в., отмеченные сильным влиянием зап. модернизма:



Есть и прямое католич. воздействие, пожалуйста, витраж "Страшный Суд", в визант. иконографии:



А это и вовсе костёл, но как бы "по - православному" оформленный (по мне так больше смахивает на нечто древнеегипетское, из пирамид :)):



Справедливости ради, есть и более традиц. примеры, вот напр. роспись 1950-х гг.:



Наконец, творч - во самого Устиновича ...
Интерьеры, имхо, более удачны.
Приводить названия польских городов и местечек, где всё это воздвигнуто, особого смысла не вижу, вряд ли кто туда специально поедет любоваться :)
Итак, храм при иконописной школе (учащиеся и расписывали):



Увеличенная и модернизированная Перынь:



Внутри:



Скит:



Оригинальное решение. Для небольшой общины, к-рой отдал огромный б. костёл (точнее, немецкую кирху, дело в зап. районах Польши, до кон. 1940-х заселённых германцами), решено построить маленькую церковь внутри него:



Ещё где-то:



Городской собор о пяти шатрах:





А вот это мне, кроме шуток, понравилось больше всего, красиво, сильно и оригинально - стильно:



Как видите, околоцерковно - культурная жизнь в Нове - граде бьёт, что называется, ключом :)
Нынче, как уже говорил, окончание форума в честь Красноречьева, что, возможно, приведёт к появлению здесь новых материалов :)
А пока благодарю за внимание :)
Tags: Великий Новгород, Господствующее исповедание, Добрые дела, Ереси, Зодчество, Историческая Новгородчина, История Церкви, Итоговое, Наука, Обзоры Сети, Просто интересно, Староверы и внешние, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • 15-го 15 лет назад

    "Отстоявшийся" юбилей (а не отстойный:)). В смысле, вчера отмолились МАринно стояние со множеством земных поклонов (об этой службе:…

  • Открытие дня: "Белорусская" в Саратове:)

    Ещё не освящённый новообрядческий храм Тихона Задонского (кстати, тот был уроженцем Новгородской губернии) в г. Саратове, который даже не смутно и…

  • Древности Великого Новгорода в год полёта Гагарина

    ... в т.ч. наш храм св. Иоанна Богослова на Витке (на снимке вверху), к 60-летию помянутого в заглавии исторического события. Проходим по ссылке:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments