o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Необходимый P.S. к предыдущему

В ходе электронной переписки, сопровождавшей подготовку размещённой в предыдущем пОсте рецензии, мною был задан
следующий вопрос Рэму Александровичу Симонову:
Касаясь празднования Песаха иудеями, христианские источники говорят об изменении евреями их обычая вычисления его даты по сравнению с евангельскими временами, перемене, происшедшей в I - II вв. н.э., после разрушения римлянами иерусалимского храма в 70 г. В частности, на это указывает византийская "Пасхальная хроника" VII в.: "Законом установленный у евреев первый месяц, который, как мы узнали, соблюдался иудеями до взятия Иерусалима, - потому что именно евреям было так заповедано, - после же взятия подвергся извращению, по какому-то и в этом проявившемуся ожесточению: его-то (первоначальный принцип празднования еврейской пасхи - о.А.П.) и восприняли мы (христиане - о.А.П.), соблюдая законно и подлинно. ... Если (евреи - о.А.П.) не узнали Пославшего (Бога Отца - о.А.П.) и Посланного (Исуса Христа - о.А.П.), не следует сомневаться, что что стали невежественны и в отношении установления о Пасхе, так что ошибались не только в выборе её места, но и в начале месяцев с первого из месяцев года, в четырнадцатый день которого древние (евреи - о.А.П.), искренно соблюдая закон, после равноденствия справляли Пасху по божественному установлению. Современные же (евреи) совершают её перед равноденствием весьма нерадиво и оплошно проявляя невежество" (Пасхальная хроника//Византийская библиотека.СПб.,2004.С.24-25; там же в примеч.: "Иудеи во II в. до н.э. после изгнания приняли лунно-солнечный календарь Селевкидов, в котором год начинался около осеннего равноденствия и делился на 12 месяцев, а каждые три года вставлялся дополнительный месяц в произвольном порядке, а начиная со II в. н.э. по фиксированному принципу, который не считался с весенним равноденствием"). В соответствии с этой логикой, никак невозможно увязывать дату празднования христианской Пасхи с реальным иудейским Песахом эпохи после 70 г. н.э.Что очень ярко выражено в старопечатной "Кириловой книге": "Жидове погрешают, понеже пред поровнянием дня (перед весенним равноденствием - о.А.П.) с нощию, бывающаго луннаго четыренадесятаго, Пасху творят. Но мы християне ... всяко должни есмы жидовскаго заблуждения и еретическаго злоумия удалятися. Не достоит бо нам на нынешнее безумие жидовское смотрити, занеже везде правду законную разрушиша"(Кирилова книга.М., 1644.Л. 312 об. - 313 об.). Итак, вопрос: не являются ли указанные в древнерусских Пасхалиях даты "фаски жидом" (по Вашей терминологии, "псевдодаты") датами, так сказать, старых еврейских Пасох, вычисленными по древнееврейским правилам, применявшимся до разрушения Иерусалима Веспасианом? Ведь не случайно эти даты нередко называются там "пасхами ЗАКОННЫМИ", т.е. вычисленными по истинному Ветхозаветному Закону.

Ответ Рэма Александровича:

Уважаемый отец Александр, затронутый Вами вопрос очень глубок и неоднозначен. Однозначного ответа на него в настоящее время дать невозможно (учитывая сохранившиеся источники). Во всяком случае, я не могу взять на себя ответственность за такой ответ.
Единственное, что можно сказать определенно, что даты "паски жидом" - это реальные даты полнолуний, которые происходили примерно в третьем - пятом веках, и христиане считают, что эти даты соответствуют реальным датам еврейского Песаха. Но это практически проверить невозможно. Так как все Песахи устанавливались на блюдательно (!), а не по астрономическим таблицам. Наблюдательно установить новолуние невозможно (или почти невозможно), а евреи отсчитывают 14 нисана не от новолуния, а от "неомении" (1-е появление серпа луны). Т.е. фактически еврейское полнолуние наступает позже астрономического, вот в чем дело.
Иными словами, лично согласен, хотя источниковые данные, к сожалению, отсутствуют.
Наиболее вероятно, что в тот период, о котором Вы пишете, наука не различала понятия "новолуния" и "неомения".

И вновь от меня: ну хоть как - то наметилось если не примирение, то хотя бы согласование позиций Церкви и мирской науки в данном вопросе :)

Всех с преддверием Крещенскаго сочельника, приближением явления Агиасмы, сиречь великия освященныя воды!
Tags: Богослужение, Ереси, История Церкви, Месяцеслов, Москва, Наука, Неопасхализм, Остроактуальное, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments