o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Тройной праздник: литургическо - межстарообрядческое



Вчера, 7 февраля (25 янв. ст. ст.), Церковь праздновала в честь иконы Пресвятыя Богородицы "Утоли моя печали" (соотв. образ XIX в. выше, обращаем внимание на двуперстие Пречистой; история: http://days.pravoslavie.ru/Life/life310.htm ), а также великих святителей: одного из Триех вселенских учителей Григория Богослова ...



(икона из музея Ростова Великого, XVI в., житие: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E8%E3%EE%F0%E8%E9_%C1%EE%E3%EE%F1%EB%EE%E2 ), и Моисея, архиепископа Новгородскаго:



(образ, понятно, современный; житие: http://vn-eparhia.ru/svyatiteli-novgorodskoj-zemli-x-xii-vek/147-svyatiteli-novgorodskoj-zemli-xiii-xiv-vek/913-svyatitel-moisej-arkhiepiskop-novgorodskij ).

Последняя память для нас особенная, т.к. именно св. Моисей в 1354 г. (в след. году - 660-летие!) построил первую дер. церковь во имя св. ап. и ев. Иоанна Богослова на месте нашего нынешнего храма. Его икона имеется у нас в иконостасе (см. http://o-apankratov.livejournal.com/17628.html).

Но вот незадача: в старопечатной январской Минее под 25-м числом служба одному свт. Григорию.
По причине чего в больш - ве старообр. приходов позавчера вечером и вчера утром только ему и молятся.

Однако существует немало дониконовских (причём и XVI в.) рукописей служб свт. Моисею.
А в моск. поморской общине Преображенского кладб. есть и служба в честь иконы "Утоли моя печали" (составленная во многом из Богородичных текстов старопечатн. Октая). Правда, насколько знаю, она ещё ни разу нигде не публиковалась.
До сегодняшнего дня :)
Так как ниже (видимо, впервые в истории:)) размещаю полученные благодаря любезности сотрудников Рассылочного отдела Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви снимки листов рукописной клиросной тетради с названной Богородичной службой.
А также фрагменты рукописи рубежа XVI - XVII вв. (если не пораньше) со службой свт. Моисею.
Всё это расположено в форме иллюстрированных уставных указаний.
Причём сугубо практических.
Ведь именно такое богослужение,Богородице и двум святителям,и было совершено в нашем приходе.

Молились полиелеос.
Возвашные стихеры пели на 10.
1-е три - Богородице:







Затем 4 свт. Григорию, со славником возвашным.
Тексты Богослову не выкладываю, т.к. они имеются в печатной Минее.
И свт. Моисею, 3 возвашные (без 4-й, она "уходит" на литию), и "слава" тоже ему (в нашем распоряжении были, конечно, совр. перепечатки, перенабор с древних рукописей, но обилие в нём разного рода мелких ошибок пока не позволяет его тут публиковать; да и посмотреть на оригинал, полагаю, небезынтересно):







И ныне, Богородице, "Подаждь утешение" (воскресный стиховенный славник 4-го гл.), текст широко известный, размещать нужды нет.
По выходе и прокимне дню - паремии. В поморском уставе (не выговском, а том, что в их ежегодных календарях и в тетради с Преображенского) указано читать 3 - 2 Богородице и 1 святителю. Что, считаю, как-то странно и мало. Прочли 6, т.е. сполна (святительские - по службе св. Григорию; хотя в одной из рукописей службы св. Моисею ему велено чести те, что в службе свт. Никите Новгородскому 31 янв. ст. ст.; полагаю, Григориевские, как общесвятительские, тоже подходят, не читать же 9 :)).
Затем, по обычных ектениях - лития, наш "сборный поезд", куда вставляются все стихеры, не вмешающиеся в прочих местах службы.
1-е 3 - Богородице, глас 7-и (в уставе у поморцев сказано, что 1-я - храму Богородицы, но старопечатным указаниям это противоречит, по ним на все Богородичные праздники в любом храме на литии 1-я стихера конкретному празднику):





Затем - малая вечерня Богородице вся:




Со своим возвашным славником и стиховной:




Далее стихеры свт. Григорию: с его малой вечерни все, с обоими славниками, стиховна великой вечерни, без славника, и по 50-м пс.("Излияся").
Затем свт. Моисею, 4-я возвашная ("Избран Богу", см. выше) и стиховна вся, со славником:





Потом хвалитные ему же, а "славу" их ("Евангельских учении") поем как славник на литии:




И ныне - Богородице,"Творец и Избавитель" (воскресный стиховенный славник 6-го гл.; в календаре поморцев указано без бдения покрывать литию славником с малой вечерни "За всех молишися"(см. выше), но в тетради с Преображенки такого повеления нет).

Стиховна Богородице, гл. 8-и, подобен "О, преславное чудо":





"Слава" - свт. Григорию, и ныне, - Богородице, "Безневестная Дево" (воскресный стиховенный славник 8-го гл.).

По "Ныне отпущаеши" и Трисвятом - тропарь свт. Григорию, "Пастырскии сопль", слава, свт. Моисею:



И ныне, Богородице, "О, Всепетая и Всеславная" (см. в Каноннике, канон "В наведении печали").

Отпуст:



Это, конечно, беспоповский вариант. Священник (когда в облачении) говорит в начале "Христос, Истинныи Бог наш, молитвами ... ", а в конце - "помилует и спасет нас ... ". Думаю, понятно также, что после святителей поминаем во множественном числе, а после св. Григория - "Моисея, архиепископа Новгородскаго, чудотворца".

Малая павечерница без канона, по "Достойно" и Трисвятом кондаки свт. Григорию, слава, свт. Моисею, и ныне, Богородице (два последних см. ниже на утрени, по 3-й и 6-й песнех канона). По отпусте и прощении помянника за упокой несть.

Утреня.
На "Бог Господь" тропарь Богородице, свт. Григорию, слава, свт. Моисею, и ныне, Богородице.
Кафизмы две.
По 1-й седальны Богородице:




По 2-й седальны свт. Григорию: иже по 1-й каф., оба, слава, иже по 2-й, и ныне, Богородичен его (т.е. он же и празднику Богор.).

Затем полиелеос и величание Богородице общее, "Достойно есть".
А вот насчёт избрАнного псалма есть расхождения.
В поморском календаре указан "Помяни Господи Давыда" (что на Рожество Богородицы), а в тетради с Преображенки "Боже суд Твой цареви даждь" (Благовещенский). Мы поступили по первому варианту.

По полиелеосе - седальны Богородице:



И абие (т.е. сразу же) второе величание, общее святительское, во множественном числе, обоих угодников прославляем вместе ("... святителие Христови Григорие Богослове и Моисее, и чтем ... "). Псалом избранныи святительский, "Услышите сия вси языцы".

По последнем величании свв. ектения (иерейский возглас - что по 11-й утренней молитве в Служебнике) и седальны: свт. Григорию, что по полиелеосе, и свт. Моисею все - иже по 1-й каф., иже по 2-й, слава, иже по полиелеосе, и ныне, Богородичен его (или что по седальне свт. Григорию, "Егда приидет").
Вот они:








Затем 1-й антифон 4-го гл., "От юности моея", прокимен, что на Рожество Богородицы, "Всяко дыхание" и Евангелие от Луки, 4-й зачал.
По 50-м псалме стихера Богородице 6-го гл.,"Не остави нас", из службы Богородице Одигитрии (она же Смоленская),что в Минее 28 июля или в Триоди цветной в Светлый вторник после Пасхи.

Каноны.
1-й - Богородице, с ирмосАми на 6, ирмосы по 2жды, тропари на 4.
В разных Канонниках встречаются различные каноны "В наведении печали", как минимум два.
Чаще - 8-го гласа, ирмосы "Вооружена фараона".
Но бывает и 4-го, ирмосы "Отверзу уста моя" (а потом другие, не такие как в одноименной катавасии).
Выбрали последний вариант. А канон 8-го гл. прочли утром на молебне.
Поскольку сии каноны есть в печатных Канонниках, здесь их не размещаю.

2-й канон свт. Григорию, на 4, запев: "Святителю Христов Григорие Богослове, моли Бога о нас" (последний - Богородице).
3-й - свт. Моисею (запев "Святителю Христов Моисее, моли ... "), также на 4.
Катавасия "Отверзу" (любопытно, что при совпадении памяти свт. Григория с воскресным днем выговский Поморский Устав (со ссылкой на древний Соловецкий) велит петь Сретенскую, "Сушу глубородительную"; в других уставах такого повеления не встречал).

Канон св. Моисею:





По 3-й песни - кондак и икос свт. Григорию, затем то же самое свт. Моисею (см. ниже по 6-й песни):





Потом седален свт. Григорию, слава, свт. Моисею (см. выше, по 3-й песни), и ныне, Богородице (в печатных Канонниках его не встречал):



По 6-й песни кондак и икос Богородице.
В печатн. Канонниках они 8-го гласа. Но поскольку мы читали канон 4-го, пришлось, что называется, вскрыть старые "залежи" и найти собственную рукопись аж 1989-го г.(!:)), переписанную со старинной, принадлежавшей известному рогожскому уставщику Валентину Александровичу Лукину (1906 - 1992).
Где в каноне Богородице "Утоли болезни и печали" 4-го гласа были свои кондак и икос:



Их и прочитали, а кондак был везде, где положено по Уставу (8-го же гласа чли на молебне, вместе с соотв. каноном).

Далее, 7-я, 8-я и 9-я песни канона свт. Моисею:








По 8-й песни, понятно, пели "Честнейшую".
По 9-й - светильны, 1-й Богородице:



Затем свт. Григорию, слава, свт. Моисею (см. выше по 9-й п. канона), и ныне, паки Богородице, спели нараспев (у моск. поморцев пение наречное, а не наонное, т.е. подходящее и нам):




Хвалитные стихеры на 6, 1-е 3 - Богородице:




Далее 3 свт. Григорию, и "слава" ему же, а "и ныне" Богородице:




По Славословии великом тропари якоже выше на вечерни по "Ныне отпущаеши".
Дерзнул чести 2-е Евангелие (хотя нигде и не указано; но, думаю, раз уж было 2 величания, почему бы не прочесть?).
Поэтому перед 1-м тропарём по Славословии объявлялся глас, он и прочие читались как на "Бог Господь" на утрени, с пением концов.
Евангелие было указанное свт. Моисею (всё же наш основатель :) но, поскольку оно из общих святительских, полагаю, подходит и свт. Григорию), от Матфея 11-й зачал (прокимен "Честна пред Господем").
Затем обычные ектении и прочее, отпуст что на вечерни (он же и на литургии или часах).

На 1-м и прочих часех тропарь Богородице, на "славу" меняли свт. Григорию и Моисею, по "Отче наш" пременялись кондаки Богородице и свт., начиная со свт. Григория.

Полунощница повседневная, с обычн. тропарями и помянником за упокой.

Блаженна (на часах, обедни у нас не было; но вообще и на литургии то же самое) на 12:
Богородице песнь 3-я (ирмос и 3 троп. (1-е 2 за един); как-то хотелось спеть 1-ю песнь, но не Попразднество 12-го праздника же:));
Свт. Григорию также п. 3-я (1-й тропарь 2жды, Богородичен оставляется);
И свт. Моисею п. 6-я.

Если бы была литургия, по входе были бы тропари:
храму Господскому (где есть), празднику Богородицы, храмом святых, свт. Григорию и свт. Моисею.
Потом кондаки:
храмом Господским (где есть) и святых, свт. Григорию, слава, свт. Моисею, и ныне, празднику Богородицы.
Но поскольку обедни не было, читали одни кондаки, как указано выше, по "Ослаби, остави" и "Отче наш".

Прокимны и аллилуия Богородице ("Величит душа..." и пр.) и свт. (что в Апостоле 25 янв.), Ап. Флп. 240 и Кор. 151 (не было бы отступки, прочитали бы и дню под главу, то же и с Евангелиями), Ев. Лк. 54 и Ин. 36.
Причастны "Чашу" и "В память вечную" (мы возглашали их перед последним "Аллилуия" по Апостоле, т.к. не было литургии).
Ну,а о молебне Пречистой уже упоминал.
Вот так, что называется, отмолились, с Божией помощью.

"Под занавес" - сведения о писцах рукописи с Преображенского:



И ещё небольшой "довесок":




Жаль, не указан глас, а то бы можно было использовать в службе ...
Для справки, Батовы - известный поморский клан XIX - 1-й пол. XX вв. Они, в частности, "держали" моленную во Пскове (она так и слыла "Батовской"; здание, весьма примечательное, сохранилось; между прочим, член онаго рода был псковским бургомистром при немцах в 1918 г., за что и поплатился жизнью по освобождении города красными, подробнее: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/63-1-0-1094 ).
А в их тульском доме, оказывается, находился образ Богородицы "Утоли моя печали", считавшийся чудотворным.
Не исключаю, что они же причастны и к составлению выложенной здесь службы.
Интересно бы узнать хоть что - то о судьбе той иконы.
Но для этого требуется, пожалуй, целое исследование.
Пока же понятно, почему поморский календарь рекомендует под сей праздник на 9-й песни канона на утрени петь "Честнейшую" неким "тульским напевом" (услышать бы его, кстати, может, где-то есть аудиозапись?).
В общем, предлагаю желающим по возможности перенимать наш скромный молитвенно - изыскательский опыт :)
С тройным праздником, православные!
Tags: Богослужение, Великий Новгород, Добрые дела, Из жизни согласий, Историческая Новгородчина, История Церкви, История старообрядчества, Месяцеслов, Москва, Наука, Община, Просто интересно, Псков, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковное искусство
Subscribe

  • Похвальное на Похвалу

    Новгородские школьники на уборке территории у древнего храма св. Феодора Стратилата на Ручью. Слева в чёрной шапочке - Глафира Александровна…

  • 15-го 15 лет назад

    "Отстоявшийся" юбилей (а не отстойный:)). В смысле, вчера отмолились МАринно стояние со множеством земных поклонов (об этой службе:…

  • Древности Великого Новгорода в год полёта Гагарина

    ... в т.ч. наш храм св. Иоанна Богослова на Витке (на снимке вверху), к 60-летию помянутого в заглавии исторического события. Проходим по ссылке:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments