o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

С дорогими гостями от Валдая до Демянска



Позавчера выдался достаточно интересный, насыщенный день.
Пришлось сопровождать молодёжь, приехавшую из разных мест в организованный Ржевской (Тверской обл.) общиной РПСЦ христианский летний лагерь, во главе с настоятелем онаго прихода о. протоиереем Евгением Чуниным, в паломнической поездке по связанным с историей старообрядчества местам на юго - востоке Новгородской области.
Проехали от с. Зимогорье (пригород Валдая), родины преп. Павла белокриницкаго (о нём (только в "вики" ещё не написали, что после Собора 2009 г. он уже не местно - , а общецерковно чтимый святой): http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%E2%E5%EB_(%C2%E5%EB%E8%EA%EE%E4%E2%EE%F0%F1%EA%E8%E9), http://rpsc.ru/history/staroobryadcheskie-svyatie/pavel-velikodvorskiy-blazhennyiy-ktitor-belokrinitskoy-mitropolii ), до с.Алешонка под Демянском, где, как уже не раз здесь сообщал, у нас строится небольшой храм (см. http://o-apankratov.livejournal.com/124070.html ; http://o-apankratov.livejournal.com/222526.html ).
На фото вверху мы на фоне Валдайского озера и окружающих его красот, о. Евгений - третий справа (левее грешныи аз).
Удалось также побывать в валдайском Музее колоколов, поснимать там, а также некоторые достопримечательности лежащего на пути из Новгорода в Валдай посёлка (б. уездного города; правда, райцентром остался) КрЕстцы, самогО Валдая и вышепомянутого демянского села.
Результаты под катом.

Сначала - КрЕстцы.
Герб у здания Администрации (внизу - перекрёсток дорог, давший название поселению, вверху - герб столицы губернии):



Рядом - перечень местных достопамятностей (неплохое кстати начинание):



Троицкий храм под № 1, правда, давно не единоверческий, а "обычный". Нужда в единоверии была вызывана прежним обилием здешних беспоповцев - федосеевцев. Ещё бы, ведь сам Феодосий Васильев, будучи ещё никонианином, служил в здешнем храме, а потом начинал здесь же свою "раскольническую" проповедь.
Теперь немногочисленные местные староверы - сплошь поморцы. Недавно они зарегистрировали общину,молятся на дому (см. http://samstar.ucoz.ru/news/a_a_bezgodov_vozrozhdenie_obshhiny/2013-06-17-5862 ).
А в окрестностях, в д. Лякова, существует музей "Староверская изба", в перечень, что выше, отчего-то не попавший (ну а у меня про него конечно было, см. http://o-apankratov.livejournal.com/143570.html , а здесь со ссылкой на видео: http://o-apankratov.livejournal.com/324123.html).

Центральная площадь, Екатерининский собор 1777 г., доселе, как указано и в списке, являющийся "Домом культуры":



До бурь и потрясений минувшего века выглядел так (колокольня 1850-х гг.):



Теперь же у б. алтаря - сценическая конструкция:



Но нынешнее изуродованное состояние храма, похоже, мало волнует Новгородскую митрополию МП.
Её представители, по крайней мере, судя по фото со стенда у Администрации, от всего здешнего в полном восторге (запечатлен руководитель епархиального отдела духовного образования и катехизации о. Александр РаннЕ, клирик Софийского собора):



Переместимся однако в Валдай.
У автостанции - антикварно - сувенирный магазинчик со знаменитыми некогда поддужными колокольчиками:



Рядом, на главной площади - Троицкий собор 1744 г., обстроенный галереями с приделами в самом начале XIX столетия (1802 - 03; при сов. власти здесь тоже был ДК):



Храмовый образ над входом:



Весьма приличная живопись ...
А главный иконостас, написанный недавно неким москвичом, и просто, кроме шуток, прекрасен:



фрагменты - боковые двери с соседствующими изображениями местных святых.
У правой - св. Ияков боровИцкий (о нём: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4578.htm):



У левой - преп. Никандр городноезЕрский (см. http://drevo-info.ru/articles/7758.html ):



Все с двуперстием :)
А каковА алтарная дверь с "Грехопадением Прародителей"!

Ещё здесь конечно Иверская икона, в честь коей тут за озером монастырь, основанный печально известным патр. Никоном:



Тоже весьма качественное совр. письмо ...

Выходя из собора, обратил внимание на старое фото, увы, утраченного древнего деревянного храма в соседнем с. КОроцко, где родился канонизированный новообрядцами Тихон Задонский:



Рядом, на той же площади, стоИт другая большая, и притом практически заброшенная (похоже, иногда лишь белят "с лица", для вида) церковь, Введенская (нижний ярус - 1762, верхний - 1788):



В лучшие свои дни выглядевшая так:



Ныне же пребывающая в запустении и по сути разрушающаяся (хотя в 2008-м выделялись средства на проект реставрации, и, в общем, немалые: http://valday.com/17.01.2008/1 ):(

Вид на алтарь (хоть бы надпись поганую замазали, что ли):



Интересна оконная декорация:



Рушащиеся своды и полный бардак внутри:



:(

Меж тем пришло время идти на встречу с гостями из Ржева, намеченную на другом конце небольшого города, у поворота с трассы Москва - Питер в привалдайское с. ЗимогОрье.
По дороге обращаю внимание на некоторые местные особенности.
Налицо присутствие южных элементов в сфере торговли и обслуживания:





И сохранение старинной традиции по-настоящему запирать ставни (таких домов не один и не два):



Достигаю meeting point:



Здесь стоИт деревянный крест в память о преп. Павле, воздвигнутый при личном участии предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия в 2008-м, когда отмечалось 200-летие со дня рождения святого:



Оборот с датой воздвИжения (фура позади с арбузами :)):



В Сети имеются фото -, видео - и просто словесные рассказы о здешних событиях пятилетней давности, рекомендую не ознакомленным:
http://samstar.ucoz.ru/news/2008-05-21-671
http://samstar.ucoz.ru/news/2008-05-23-680
http://samstar.ucoz.ru/news/2008-05-27-692

Встретив о. Евгения и иже с ним, по живописнейшему берегу Валдайского озера ...



... отправились на выдающееся в него мысом место б. старообрядческого кладбища, и доселе слывущее у местных "Староверкой".
В одном месте путь поднимается так, будто идёшь прямо в небо (заснят ржевский настоятель):



На былом погосте осталось лишь одно надгробие, с датой "1927":



Видимо, изначально лежало горизонтально, т.к. нижняя перекладинка креста сделана так, чтобы выглядеть правильно (левый с нашей т.зр. конец поднят, правый опущен) для умершего, как бы смотрящего снизу, из-под земли.
Помолились литию за упокой (служить пришлось мне, поэтому снимка нет, но, быть может, будет позднее; как лития здесь же происходила в 2009-м, см. фото и текст тут: http://samstar.ucoz.ru/news/2009-05-21-2110 ).

Вернувшись в село, посмотрели на исторический дом Великодворских (заметна мемориальная доска) ...



... и б. моленную напротив (дуб слева весьма старый, вероятно, "помнит" св. Павла):



Следующим пунктом программы был Музей колоколов в б. храме св. Еватерины (о нём: http://sobory.ru/article/?object=00830 ).
Даже на урнах при входе - "главные герои" экспозиции (по мне это кнечно китч, практически кощунство):



Вход у них кстати через б. алтарь :(

Внутри - самые разные "звоны".
Древнейший тип - монастырское бИло:



Колокол 1533 г., старейший из здешних:



Новгородский вечевой остался лишь на картинках.
И как созывал народ (иногда в два места сразу) ...



... и как отвезён был в Москву безвозвратно:



В центре - группа колоколов XVII - нач. XVIII вв.:



Моё внимание привлекли два связанных с новгородскими храмами, в т.ч. утраченными.
Немецкий звон 1640-х с русской надписью о пожертвовании в давно не существующую церковь Спаса "в Среднем земляном городе" (на его месте теперь Кремлёвский парк):



А этот 1668-го, из Воскресенского м-ря "на Красном поле" (куда хожу за водой на Тихвинскую, см. http://o-apankratov.livejournal.com/271179.html ; http://o-apankratov.livejournal.com/338842.html ):



В развитие сюжета - грандиозный Успенский колокол Московского Кремля (насколько помню, именно его перелили в неудачный Царь-колокол):



По контрасту - собрание поддужных колокольчиков XIX - XX вв.:



Даже показали, как они звонят:



Рука в синем, держащая верви, принадлежит проведшей для нас замечательную экскурсию директору музея Надежде Петровне Яковлевой :) Пользуясь случаем, ещё раз выражаю признательность :)

Малые и средние церковные колокола позапрошлого и начала прошлого столетий:



Реклама их местных производителей, предназначенная исключительно для старообрядцев (взято, вероятно, из журнала "Церковь"):



Сами литейщики с семьями, красивые люди старой России:



Валдайские держались до сАмой коллективизации, вот, например, колокол 1929 (!) г. (уже и Ленина не было, а всё отливали :) правда, Сталин это дело таки разорил):



Напоследок - модерн/постмодерн, образец совр. американского творчества в описываемой области:



Сварен (!), а не вылит, из трёх треугольников, язык качается сам по себе, от ветра ...
Выглядит более чем странно, но звучит, как не удивительно, неплохо ... возможно, играет роль некий особый состав металла ...

И наш подарок "дяде Сэму", настольный колокольчик в память о трагедии 11 сент. 2001-го:



Оригинал, говорят, на столе у Обамы :)

На кассе - прикол с намёком что пора бы двигаться дальше:



:)
Наша "следующая станция" - д. Алешонка Демянского р-на.
Вот как выглядит строящийся храм:



Справа алтарь, т.е. вид с востока (крест наверху поставили неверно, надо бы исправить).

Такой будет чистовая отделка стен (думаю, понятно, что здесь она не закончена):



Идём на по-своему живописное здешнее кладбище, всецело староверское:



На некоторых крестах сохранились вставленные литые иконы:



Но много где вместо них уже фото почивших (неплохие, лица-то достойные, да только не на своём они месте):



Молимся за упокой "иже зде лежащих":





На посл. фото крайний слева - главный здешний храмоздатель Фёдор Исидорович Сидоров, дай Господи ему доброго здравия ...

Затем пути наши расходятся: гости направляются в бывшее с. Лебединец Марёвского р-на (что за место, с фото 2008 г.: http://samstar.ucoz.ru/publ/36-1-0-334 ; снимки оттуда обещаны, получу - поделюсь:)), аз же возвращаюсь в Великии Нов - град. В том числе и чтобы сделать для Вас сей рассказ в картинках :)
Tags: Богослужение, Великий Новгород, Господствующее исповедание, Добрые дела, Зодчество, Из жизни согласий, Историческая Новгородчина, История Церкви, История старообрядчества, Наука, Обзоры Сети, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments