o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Варламьев день: виды монастыря ... и смягчение режима :)



19 ноября н.ст. - память, пожалуй, наиболее чтимого из святых НовА - града. ХУтынский подвижник Варлаам для коренных местных (и не только:)) примерно как преп. Сергий рАдонежский для Центральной России. Не случайно оба эти угодника изображались коленопреклоненными пред стоящим в рост Христом, как главные молитвенники за Русь, на иконах, известных под названием "Спас Смоленский". Именно такая, в частности, находилась над воротами Спасской башни Моск. Кремля, отчего, собственно,и её название.
Известно и об особом отношении к преподобному в новгородском старообрядчестве. Так, про умерших младенцев в нашем народе говорили, что на том свете они "сидят на песочке у Варламья":) Наверняка, конечно, это смешение с ветхозаветным Авраамом с его "лоном праведных",но всё равно весьма показательно :) Для справки,прочитал об этом в сей примечательной книге: http://samstar.ucoz.ru/news/2008-11-04-1264 А в другой работе её автора (об оной личности см. по ссылке выше) приводится такое крайне примечательное свидетельство: "В случае болезни староверы (речь о 2-й пол. XIX - нач. XX вв. - о.А.П.) ... могли давать завет ... Так, в д. Лякова (это под КрЕстцами, поселением, где в кон. XVII в. служил дьячком сам знаменитый Феодосий Васильев - о.А.П.) ... ходили пешком (примерно 100 км) в Новгород поклониться Варлааму Хутынскому"(Воскресенская Т.А. Новгородские старообрядцы-беспоповцы: эсхатологические основы мировосприятия и быт//Новгородское староверие.История,культура,традиции в прошлом и настоящем.Сб.статей.М. - Великий Новгород,2009.С.168).
Вот так, строгие-престрогие федосеевцы и поморцы не только не гнушались, но и прямо давали обеты совершать пешие паломничества в давно никониянский монастырь(!). Вероятно, веруя, что благодать Божия, данная древнему подвижнику, никак не повреждена от того, что обитель его уже столетиями как бы "в плену" у новообрядцев. Хотя совместных молений с последними и там, скорее всего, старались избегать.
Разумеется, и в нашем храме вчера была служба преподобному (добавили и канон свт. Ионе Новг., к-рому праздновалось 18-го). Ещё молились за упокой - как раз на "Варламья" исполнилось 40 дней от кончины нашей труженицы Евдокии Афанасьевны Чурбановой (схоронили на Покров,см. http://o-apankratov.livejournal.com/352354.html) ... Царствие Небесное и вечная память ...
Вернёмся, однако, к главному содержанию минувшего дня.
А именно, предлагаю несколько фото Хутынской обители, сделанных во время недавнего визита к нам столичным историком, писателем и журналистом - старообрядцем Димитрием Урушевым (о его посещении: http://o-apankratov.livejournal.com/353780.html).
Подходящего к монастырю встречает надвратная колокольня XVIII в. в стиле барокко:



Основатель обители сея на совр. рельефе над проходом изображён исторически достоверно, с двоеперстием:



Виды на центр. комплекс зданий, XVI в., Спасо-Преображенский собор (справа) и трапезную с храмом преп. Варлаама, на подходе к ограде ...



... и с северо - вост. стороны (здесь собор, понятно, слева):



Монастырская "башня" из дров:



Форма, скорее всего, заимствована из эстонских Пюхтиц, откуда нынешняя мать-игумения (в 1990-е м-рь был возрождён как женский).

И прощальный взгляд на всё с востока:



По-моему, вышло вполне живописно, красивое небо ... и как хорошо, что деревья без листвы, всё видно:)

Напомню и о более ранних здешних фотоочерках Хутыни, нередко ощутимо более содержательных, чем скромный нынешний (где-то там и ссылки на сетевые жития преп.Варлаама и пр. истор. сведения о нём):
- о летнем праздновании преп. Варлааму в 1-ю пятницу Петрова поста: http://o-apankratov.livejournal.com/53863.html
- паломничество в Вяжищи и Хутынь на Духов день 2012 г., много фот, весьма рекомендую не видевшим: http://o-apankratov.livejournal.com/255121.html
Пара репостов:
- неплохие фотовпечатления заезжих туристов, о Новгороде в целом и Хутыни в частности: http://o-apankratov.livejournal.com/286828.html
- спец. пост о м-ре любителя др.русс. архитектуры: http://o-apankratov.livejournal.com/309896.html

"Под занавес" - объявление, анонсированное в заглавии:)
В связи с окончанием череды трёх "сугубо новгородких" дней в Святцах, а также в честь 3-х летия блога сего, которое уже сегодня, 20.11 (можете поздравлять:)), в журнале вводится (пока - в тестовом режиме, посмотрим, как оно пойдёт:)) новый порядок комментирования: ПРЕМОДЕРАЦИЯ ВМЕСТО РЕЖИМА "ТОЛЬКО ДРУЗЬЯ".
Т.е. оставлять комменты с данного момента будет можно всем!
Но сразу здесь, как и прежде, будут появляться лишь дружеские,от "зафренженных".
Прочие сперва окажутся скрытыми, а раскрываться (или удаляться, бывает ведь и такое:)) будут по усмотрению местной власти:)
Надеюсь, это поможет, так сказать, взбодрить здешнюю ЖЖизнь, добавить в неё новых красок :)
А то надоело плакаться, мол, никто не комментирует :)
Tags: Анонс, Богослужение, Великий Новгород, Господствующее исповедание, Добрые дела, ЖЖ, Зодчество, Историческая Новгородчина, История Церкви, История старообрядчества, Итоговое, Месяцеслов, Москва, Обзоры Сети, Община, Остроактуальное, Просто интересно, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments