o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Князе-Михайловское и иконописно-выставочное






05.12 - память святого мученика за веру и Отечество, благовернаго князя МихАила Тверскаго (удачное изложение жития: http://www.ruvera.ru/articles/marina_voloskova_polojivshiiy_dushu ). Поэтому вверху, кроме его образа XVII в., посвящённый угоднику храм 2002 г. в его родной Твери, а ниже - т.н. "великокняжеская" церковь нач. ХХ-го столетия в Ельце, имеющая престолы как в честь кн. Михаила, так и св. Александра Невскаго (о нём, понятно, надеюсь, будет завтра, в день его преставления). История последнего примечательного храма здесь: http://sobory.ru/article/?object=02359 ; http://temples.ru/card.php?ID=17801 ). А заметный на его фото слева прекрасный дом в неорусском стиле уже был здешним "героем": http://o-apankratov.livejournal.com/218433.html

Основное же содержание сего пОста, как было объявлено в предыдущем, - выставка современного церковного искусства, проходящая в новгородском Николо-ДворИщенском соборе:



В кач-ве сопровождения - ещё одно песнопение празднику Введения Богородицы, 1-я стиховенная стихера на великой вечерне, знаменный распев, глас 5-и, исполнители и дата записи те же, что и 04.12:


Cкачать Радуется небо и земля бесплатно на pleer.com

Для "затравки" - экспонат, вызывающий у осведомлённых почти "культурный шок" (фрагмент росписи Святых врат Святогорской лавры под Донецком (Украина),2007 г.):



Извиняюсь за каламбур, но в исторической реальности Иннокентий Херсонский, бОльшая часть жизни и синодальной карьеры коего пришлась на правление известного ненавистью к старообрядчеству Николая I-го, вряд ли и в страшном сне представлял себя благословляющим двоеперстно, "по-раскольнически", как говорили тогда :) Кстати, подробнее о нём: http://ru.wikipedia.org/wiki/Иннокентий_(Борисов) ).
Впрочем, увлечения разного рода древностями, с их последущим современным творческим комбинированием, порождают ещё и не такое. В чём и предлагаю убедиться ниже.

Общие виды экспозиции.
Справа от входа:



И слева:





Осмотр начнём с иконостасов и их проектов (очень их люблю:)).
Почти все представляют собою смешение византийской алтарной преграды и деталей из древнерусской иконописи. А иногда даже и совсем западной. Т.е. господствует не существовавшая никогда в действительности эклектика:(
Хотя смотрится, в общем, ничего. Особенно где помянутого смешения стилей почти нет. Но чисто отечественного тяблового иконостаса дониконовского типа нет ни единого :(
Присмотримся, однако, к представленному:



Проект для храма преп. Андрея Рублёва в ТСЛ, 2012, 2 варианта ("погречистей" и "порусее":)):



Кстати, икона "в житии" самого великого изографа:



Храм св. Спиридона в Преображенском скиту моск. Данилова м-ря:



Для церкви в Иордании, близ места Крещения Господня, 2011 г.:



В придел собора м-ря под Костромой (по стилю - кто бы мог подумать:)):



Этот серьёзно понравился (лаконизм, гармония и чистота стиля), Елецкий м-рь в Чернигове (Украина):



Никольский соб. подмоск. Покровск. м-ря в Хотьково, 2012 г.:



Проект полностью мозаичного (!) иконостаса в ц. св. Георгия в Ростове-на-Дону,2012 г.:



Дивеево, Троицкий соб.,2010 (глядя на десницу Спасителя, приписываемые погребенному по соседству Серафиму Саровскому изречения вроде "Все крестящиеся двоеперстно будут связаны" вспоминаются исключительно с иронией:)):



Сей тоже, в общем, понравился, недавно построенный храм св. Екатерины в Риме:



Оттуда же пример новоразработанной иконографии, "Собор Римских святых":



Пожалуй, наиболее выразительный - стенописный иконостас переделанного из кирхи храма Иоанна Кронштадтского в Дортмунде (Германия),2006-12 (подражание готике детектед:)):



Немного архитектуры.
Эскиз храма РПЦ МП в столице Исландии:



То же для Парижа, два варианта (имхо, как-то ближе левый, более русский:)):



Далее "монументалка".
Эскиз росписи сеней приёмной наместника ТСЛ (стиль орнаментов на сводах взят из рукописей XIV-XV вв. и иногда, из-за наличия изображений неких фантастических тварей, именуется специалистами "чудовищным":)):



Крестильный храм той же Лавры, смешение византийско-древнерусского и римских катакомб первых веков н.э.,2006 г.:



Братская трапезная там же, с той же эклектикой, 2009-13:



Раннехристианское нарастает, крестильный храм Димитрия Донского (!; что тут от искусства эпохи сего князя?!) в с. Горки Моск. обл.:



Подобное же из Звенигорода (алтарь),2008-13:



Ну и прямо-таки античные Помпеи (ц. св. Елизаветы в Покровском-Стрешневе,Мск,2010-13) ...



... даже с гепардами:



А могут и совсем по-германски:



Причём это отнюдь не Дортмунд, а подмоск. Мытищи, трапезная храма Успения, работа 2012-го.
Спрашивается, ну здесь-то ЗАЧЕМ?! Хотя, скорее, "почему", и печальный ответ, в общем, предсказуем ...

Но завершать столь мрачно никак не хочется. Потому под конец более родное и традиционное.
Роспись 2008-11-го над лестницей в Никоновском приделе Троицкого собора Сергиевой Лавры (вход в него за дверью портала):



Ученическая работа "Собор КомЕльских святых" (р.КомЕла на юге совр. Вологодск. обл., по берегам коей было немало м-рей, в осн. созданных в XIV-XV вв. учениками преп. Сергия):



И труд известной монахини Иулиании (Соколовой; см. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EA%EE%EB%EE%E2%E0%2C_%CC%E0%F0%E8%FF_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%ED%E0 ), св. влмч. Екатерина (1970-е):


Tags: Богослужение, Великий Новгород, Господствующее исповедание, Добрые дела, Зодчество, История Церкви, Итоговое, Месяцеслов, Москва, Обзоры Сети, Просто интересно, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments