o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Предкрещенское



Пришёл Сочельник Богоявления (Крещения) Господня, поздравляю с ним и с самим наступающим высокоторжественным праздником!
Вчера утром помолились Царские часы (согласно Уставу, всегда переносятся на пятницу, если Рожество Христово или Богоявление в воскр. день или понедельник), а за ними (на 9-м) поется замечательная стихера Иоанну Крестителю "Руку твою",5-го гласа. Можно послушать её в весьма приличном исполнении мужской группы хора Духовного училища РПСЦ п/у чтеца Александра Овчарова, запись 2007 г.:


Cкачать Руку твою бесплатно на pleer.com

... и познакомиться с интересным и зело актуальным в сии дни литургическим материалом моего собрата, в т.ч. по Канонической комиссии РПСЦ, о. Вадима Коровина (г. Саратов):
Оригинал взят у ierej_vadim в Для священников. Особенности совершения чина водосвятия в навечерии и на сам праздник Богоявления
vodosviatie-head-660x330 (1)
Особенности совершения чина водосвятия в навечерии и на сам праздник Богоявления по древлеписьменному Потребнику

По давней традиции вода, освященная в богоявленский сочельник, считается великой агиазмой. Она уже через 3 часа по освящении неприкосновенна и используется после этого времени только для причащения християн, находящихся в епитимии отлучения от причастия Тела и Крови Христовых. При случайном пролитии неприкосновенной Великой агиазмы Устав предписывает выжигать огнем место, куда она пролилась, потом выскабливать и выносить выскобленное на реку (как при пролитии Святых Даров).
Вода же, освящаемая на молебне (на иордани, или в храме) после праздничной литургии на сам праздник Крещения Господня часто называется "малой" и раздаётся для неограниченного пользования в течение всего последующего года: для употребления внутрь, умывания, окропления.
Уже в 19 веке были споры между християнами: является ли "вторая" вода малой или же так же великой, как и "первая"? Эти споры вызывались тем, что нередко утром на сам праздник освящение совершалось точно теми же молитвами, что и накануне. А ведь при одинаковом освящении и степень святости должна считаться одинаковой. Молитва "Велии еси Господи и чюдна дела Твоя", с ограждением воды огнём, дуновением и крестным перстосложением, - это молтива на освящение именно ВЕЛИКОЙ святой воды: именно в таком качестве она читается над купелью с водой при крещении человека. и в какой бы день она ни читалась, она превращает воду в ВЕЛИКУЮ АГИАЗМУ.
Откуда же взялось мнение о том, что вода на второй день освящается малая?

Ответ на этот вопрос оказался найден в древних рукописных потребниках Троице-Сергиевой лавры. Оказывается, в 16 веке святили воду в первый и второй раз немного по-разному, а именно: на второй день молитва "велии еси Господи..." не читалась, и вода не ограждалась огнем, дуновением и крестным знамением.
Уточняем, как читаются молитвы на водосвятии, согласно древлеписьменному Потребнику Троице-Сергиевой Лавры (16 век). Нумерацию листов Чина освящения приводится по изданию типографии села Бородулино, 1998 года. Во время ектении диакона "Миром Господу помолимся" (а без диакона - во время паремий) иерей чтет втай молитву: в навечерии праздника - "Господи Исусе Христе, единородный Сыне..." (л. 11), без следующей молитвы (л.12 об.); а на молебне на сам праздник - сразу втай молитву "Троице пресущная, преблагая..." (л. 12 об.), а первую пропускают. Потом в навечерии читается велегласно молитва "Велии еси Господи, и чюдна дела Твоя..." (л. 17), и весь чин продолжается по ряду. А на молебне в сам праздник Богоявления эту молитву не чтем (и воду не ограждаем ни огнем, ни дуновением, не крестным перстосложением), а вместо неё чтем велегласно (а не втай) молитву "Господи Исусе Христе, единородныи Сыне..." (л. 11 - 12 об.). По "амине" - переходим на лист 21 - "Мир всем" - и далее весь чин по ряду.
Таким образом получается, что великая вода освящается только В НАВЕЧЕРИИ, а в сам праздник - малая. Простите Христа ради.



P.S.: Мой очередной выход в "ЖЖ - эфир" состоится, скорее всего, числа 20-го. В ближайшие дни, как, надеюсь, понимаете, будет немного не до того. Чего, кстати, и Вам желаю:)
Tags: Анонс, Богослужение, Великий Новгород, Добрые дела, История Церкви, Месяцеслов, Москва, Обзоры Сети, Община, Остроактуальное, Просто интересно, Традиции старообрядчества, Церковное искусство
Subscribe

  • 15-го 15 лет назад

    "Отстоявшийся" юбилей (а не отстойный:)). В смысле, вчера отмолились МАринно стояние со множеством земных поклонов (об этой службе:…

  • Открытие дня: "Белорусская" в Саратове:)

    Ещё не освящённый новообрядческий храм Тихона Задонского (кстати, тот был уроженцем Новгородской губернии) в г. Саратове, который даже не смутно и…

  • Древности Великого Новгорода в год полёта Гагарина

    ... в т.ч. наш храм св. Иоанна Богослова на Витке (на снимке вверху), к 60-летию помянутого в заглавии исторического события. Проходим по ссылке:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments