o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Category:

Иоанно-Ефремовское начало Триоди, первые отклики СМИ и дивное Почозеро



Только что минувшая Неделя о мытаре и фарисее (оба на миниатюре вверху), начало постной Триоди, соединилась нынче с памятью возвращения мощей свт. Иоанна Златоустаго (о сем событии 438 г.: http://days.pravoslavie.ru/Life/life320.htm ; на утрене запели стихеру "Множество содеянных ми зол" и Сретенскую катавасию, "Сушу глубородительную" :)) ...



... а мы ещё приложили к часам (пока супруга сами знаете где и какая, литургия, увы, временно отсутствует) канон преп. Ефрему новоторжскому (а по сути и новгородскому), егоже память (вместе с великим одноименным Сирином) наступившего 10-го февр. н.ст.:



Напомню, уже писал о нём и размещал службу (откуда и канон): http://o-apankratov.livejournal.com/319628.html

Меж тем сетевые СМИ начинают реагировать на передачу нам Ильинской церкви:

- пост у однофамильца и френда: http://mu-pankratov.livejournal.com/247188.html
- обсуждение на форуме "Староверы": http://starovery.unoforum.ru/?1-8-0-00000360-000-0-0-1391923357
- сайт "Русская вера": http://ruvera.ru/news/staroobryadcheskaya_obshina_velikogo_novgoroda_poluchila_novyiy_hram
- новгородская интернет - газета "Ваши новости" (откровенно порадовали комменты, почитайте:) дал бы Бог оправдать такое доверие и добрые надежды людей ... ): http://vnnews.ru/social/36060-cerkov-ilii-proroka-na-slavne-peredali-staroobryadcam.html

Полагаю, предстоящая седмица даст ещё подобное ...
А пока Сеть принесла примечательный фоторассказ об одном из на редкость хорошо сохранившихся и неплохо отреставрированных, но в целом малоизвестных деревянных храмовых ансамблей Русского (новгородского, по большому счёту:)) Севера. Снимки зрите под катом, слушая одно из помянутых выше песнопений (рогожская молодёжь п/у чтеца Александра Овчарова, 2005 г.):


Cкачать Множество содеянных ми зол бесплатно на pleer.com

А, мягко говоря, сомнительные идеи насчёт "языческих корней" сей прекрасной архитектуры оставляю на совести автора поста:
Оригинал взят у pvttyjctw в Почозерская Аркона. "Там русский дух, там Русью пахнет"
Почозерский Храмовый комплекс, в Архангельской обл., конечно же- православный. При чём тут языческая Аркона- объясню  ниже. (Ортодоксальных православных ПЧ честно предупреждаю: рассуждалка про Аркону может показаться вам еретической. Читать ли?- Решайте сами). Но, прежде- фото.
554 - копия-Аки Диоген: Всё моё везу с собой :) Покидаю пред. ночную стоянку.Плыву дальше. Вдоль по Русскому Северу :)
590 - копия

531 - копияОчередная моя цель- Почозерский погост.



601 - копияОт восторгов, по поводу увиденного у меня отвисает челюсть. Щёлкаю фотоаппаратом направо и налево, вверх и вниз...
602 - копия
603 - копияВот, обратите внимание: такие архитектурные формы , шатровые купола, луковичные маковки, крыши, в сечении имеющие форму перевёрнутого сердечка -исконно русские. Ни у кого не заимствованные.


606 - копияУ тех, от кого Русь приняла христианство, храмы от наших очень отличались. Учителя христианства и храмы учили строить, по подобию своих (Напр. Софийский собор в Киеве или храмы домонгольского периода во Владимиро- Суздальском крае).   И дело здесь- не в материале (там камень, тут- дерево), а именно в формах, архитектурных традициях. Эти традиции, думаю, возникли на Руси ещё- за многие тысячелетия до её крещения. В школе нас учили: до прихода христианства, полудикие славяне молились своим деревянным идолам на капищах. Наверное, были и такие. Но были, я уверен, и храмы. И выглядели они именно так, как этот храмовый комплекс на реке Поче. Т.е., архитектурная традиция унаследована от тех, далёких, языческих времён.

608 - копия
609 - копияНемецкий историк 12-ого века, Саксон Грамматик, посетил Аркону, город и языческий религиозный центр славян, на острове Руян. Он подробно его описал. Так вот,- никаких вам- там капищ. Храмы были у славян- язычников. Из дерева отстроенные. После, с обретением новой веры, деревянные храмы, для неё, строили по прежним, привычным языческим образцам, разумеется, добавив в них архитектурные элементы, коих требовали каноны новой веры. С освоением нового строительного материала, кирпича, эти формы стали воспроизводиться и в каменных храмах (Шатровые колокольни Северо-Восточной Руси, храм Василия Блаженного, Храм в Коломенском- и мн. др.)
610 - копия Обозначим это фото буквой "А" . К нему, в своих рассуждениях, я ещё вернусь. Пока посчитайте, сколько рядов сруба в верхнем восьмерике(на фото слева), от четверика до шатрового купола? Я насчитал 24. Т.е., высота двух этажей. (У меня домик в Суздальской деревне имеет 12 рядов сруба)
611 - копия
612 - копия
613 - копия
615 - копия
616 - копия
618 - копия
621 - копия
621
622 - копия
623
624
625
626
627Вспомним теперь о фото А и посмотрим на тот же храм изнутри. Посчитаем теперь количество рядов в срубе четверика от лучевой конструкции до восьмерика. Я насчитал 10. Т.е., ещё- почти этаж . Итого: от лучевой рамы до низа шатрового купола- почти три этажа (по высоте).
628Лучевая рамная конструкция, это- каркас "небес". На неё крепились деревянные щиты, которые потом расписывались библейскими сюжетами. Т.е., небеса, здесь,- то же, что и купол в обычной каменной церкви. Но ...в обычной церкви, выше купола ...ничего нет. Купол покрыт кровлей, и всё. ДЛЯ ЧЕГО?! тогда в северных деревянных храмах, поверх "небес" (купола) возводились ещё три этажа сруба, которые никак не использовались? (Если на том же фото А отсчитать от восьмерика вниз 10 рядов сруба, станет ясно: "небеса" расположены на уровне середины (по высоте) храма. Всё. что выше- "излишество" Плюс ещё- высота, внутренний объём самого шатра). Я думаю: это- дань древней строительной славянской традиции. Языческие храмы строились именно такими.
629
630 Собственно, то, что храмы одной веры использовались потом для нужд другой -обычное дело. Вспомним хотя бы ту же Св. Софию в Константинополе, превращённую в мечеть.
631
632
633
634
635Теперь- совсем уж- ересь :) Вспомним сюжет из Евангелия о принесении даров Христу языческим волхвами. Я думаю, символически это означает, что язычество сочло свою историческую миссию исчерпанной. И, ритуалом принесения даров, как бы передало эстафету христианству. Но...само язычество не исчезло совсем. Оно контексно вошло в христианство (Во всяком случае, в Русское Православие- точно). На северах  сочетание языческого с христианским встречается на каждом шагу: Святой Власий, напр. - аналог языческого Велеса. С теми же функциями.  На покрывале невесты вышиты и христианские символы, и языческие свастики, на нек. деревянных храмах видел: в декоре наличествуют солярные символы (им уж 30 000 лет!) рядом с христианскими крестами. А в нек. северных церквушках по стенам прихожане развешивают одежду : рубашки, колготки... Даже (пардон) :) ...нижнее бельё :) Исцеления ради! :) По местным (языческим, по природе) поверьям, одежду с больной части тела надо повесить в церкви. А потом одеть снова. Тогда болезнь уйдёт.
636
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649А это- священная роща близ погоста. Тоже- языческих времён наследие.
650
651
652
653
654
655
656



661
Священная эта роща обнесена рубленой оградой.
667

Tags: Богослужение, Великий Новгород, Господствующее исповедание, Добрые дела, Ереси, Зодчество, Историческая Новгородчина, История Церкви, История старообрядчества, Месяцеслов, Обзоры Сети, Община, Остроактуальное, Просто интересно, Староверы и внешние, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • Памяти о. Илии Косырева

    Продолжают уходить убелённые сединами протоиереи ... Сегодня пришла печальная весть о кончине на 64-м году жизни настоятеля храма РПСЦ в г. Одессе…

  • "Наша Индия":(

    Позволю себе немного отвлечься от сугубо церковного. Сегодня, можно сказать, чёрный день в истории, родился преступник № 1 :( В частности, как…

  • Глафира великопостная:)

    Просто красивое фото, сделанное супругой:) И платочек тоже её производства.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments