o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Неделя 1-я Поста: три в одном



Сегодня один из т.н. "составнЫх" дней церковного календаря.
Во-первых, Торжество Православия - попрание иконоборческой ереси и освящение всякого Предания церковнаго, писанного и неписанного (вверху соотв. совр. икона, а истор. подробности здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%EE%F0%E6%E5%F1%F2%E2%EE_%EF%F0%E0%E2%EE%F1%EB%E0%E2%E8%FF ).

Дорогие братие и сестры!

Поздравляю вас с первой неделей Великого поста - Неделей Православия!

Пост - это весна обновления наших душ, это духовно радостное время, в которое светлое Солнце - Исус Христос, являя Свою любовь, растопляет в нас лед уныния, небрежения, сребролюбия, празднословия, даруя нам дух целомудрия, смирения, терпения и любви.

Преподобный Феодор Студит в поучении о посте пишет: «Настоящие дни святого поста между прочими временами года уподобляются тихому пристанищу, куда все стекаются и обретают духовную тишину, не только иноки, но и миряне, малые и великие, властители и подчиненные, цари и иереи, ибо время сие полезно и спасительно для всякого рода и возраста людей. Пост сначала кажется для нас трудным делом, но если мы день ото дня будем прилагать усердие и понуждение, то при помощи Божией нам будет легче». Далее преподобный Феодор наставляет, что в пост мы должны воздерживаться не только от пищи, но и от всякого греха телесного и душевного, усердно и тщательно молиться дома и посещать церковные службы, блюстись страстей: тщеславия, зависти, ненависти, вражды, так как они тайно убивают душу; особо блюстись от своеволия, «ибо ничего так не любит диавол, как если найдет человека, который не вопрошает другого и не советуется с могущим наставить его на добро; тогда враг удобно прельщает самочинника и уловляет его во всем, что он совершит и считает за добро». А святой Симеон Новый Богослов в «Слове о том, что надлежит соблюдать спасительный пост не только в первую неделю святой четыредесятницы, но и во все прочие» пишет: «Все христиане подвизаются в первую великопостную седмицу <...>, в это время лукавый диавол, завидующий всякому нашему добру, подходит тайком к каждому христианину и, связав его нерадением и леностью, внушает отвращаться от святого поста, столь для нас спасительного, и опять вдаться в прежние свои злые обычаи. По сей причине я и напоминаю вам ныне, и прошу любовь вашу, отнюдь не слушайте врага вашего диавола, не начинайте следовать опять злому навыку ненасытного чрева <...>, но, как почитали мы первую неделю Великого поста сего, так да почтим и вторую, а потом последовательно и прочие... Пост мало-помалу утончает греховный покров, лежащий на душе, и рассеивает мысленный мрак ее, как солнце рассеивает туман. Пост, взяв себе в помощники бдение, отгоняет ожесточение сердца, извлекает потоки слез сокрушения - что позаботимся, прошу вас, братие, возыметь и все мы. Ибо если придем в сокрушение, то, с помощью благодати Божией, легко избавимся от всякого мятежа страстей и от бури вражьих искушений и достигнем безмятежной пристани бесстрастия. Это, братие мои, не достигается в один день или в одну неделю, но исправляется, с помощью Божией, в более или менее продолжительное время, трудом и постом, смотря по ревности и усердию каждого».

Сегодня Христова Церковь празднует торжество Православия, которое от апостолов непрерывно сохраняется и до скончания мира будет хранимо Святой Церковью.

Апостолы призывают твердо и непоколебимо всегда пребывать в правоверии и неизменной преданности православной Церкви. Апостольские слова: бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утвержайтеся - налагают на нас великую обязанность всегда нерушимо содержать православную веру, совершенствоваться в истинном благочестии и в христианских добродетелях, чтобы достигнуть вечной блаженной жизни в небесных обителех.

Посылая апостолов на проповедь Евангелия и заповедуя им крестить верующих в Него, Исус Христос сказал: Иже веру имет и крестится - спасен будет, а иже не имет веры - осужден будет (Мк. 16, 16). Без православной истинной веры невозможно достигнуть спасения; без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11, 6), - пишет апостол. Без веры человек ходит во тьме неведения, не знает предназначения своей жизни, блуждает по распутиям язычества и нечестия.

Вера нам необходимее всего, необходимее всякого знания, искусств, различных земных благ, сколько бы полезными и нужными они ни казались нам. Апостол Павел говорит, что для сохранения веры в Исуса Христа он все почитает ни во что: всякое ведение, всякое достоинство, честь, славу, дружбу, все, что мир любит и высоко ценит, - все почитает апостол ни во что, чтобы только приобрести веру в Исуса Христа, то есть приблизиться к Нему, навсегда соединиться с Ним: Его же ради всех отщетихся и вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу (Фил. 3, 8).

Вспомним, какие подвиги совершали первые христиане, исповедуя свою веру. Они охотно шли на мучение и смерть, чтобы через веру в Исуса Христа получить вечную жизнь. Вспомним подвиги апостолов в евангельской проповеди, несших свет истинной веры всем погибавшим во тьме неведения и заблуждений. Вспомним труды отцов и учителей Церкви, преемников апостолов. Вспомним доблестных подвижников, хранивших веру в пустынях, горах, пещерах, ущельях и пропастях земных. Вспомним святых преподобных мужей и жен, неустанно в продолжение всей жизни трудами, лишениями, постами боровшихся с похотями плоти, всецело принося себя в жертву Христу.

Вспомним сонмы доблестных подвижников, радевших о сохранении чистоты и нерушимости православной веры на Руси. Мы прославляем дивное многообразие святых, в русской земле просиявших, тех, которые близки нам по крови, жизнь которых переплелась с событиями нашей истории, подвижников, которые являются славой нашей земли, богатым, прекрасным плодом сеяния Христова. В бесконечном терпении о Господе, в величии своего смирения, в проявлении самоотверженной любви к Богу и к ближним, в несокрушимом терпении русские подвижники явили нам образ святости, образ Спасителя нашего Исуса Христа.

Вспомним наших предков старообрядцев. Рассеянные по лицу земли, несмотря на жестокие гонения, на лишения и трудности, они сохранили истинную веру, благоговейную чистоту и полноту богослужения. Мы сегодня можем торжествовать и благоговеть перед их стойкостью и мужеством, преклоняться перед их подвигом. Они в течение столетий устояли в вере, чистоте исповедания, в подлинно евангельской духовности и сохранили нам драгоценное, поучительное и спасительное церковное предание.

Вспомним сегодня и тех мучеников за веру, которые в прошлом веке в России, в страшные годы гонений на Церковь, умирали мучительной смертью в застенках и лагерях, но не отреклись от веры своих отцов, потому что умели жертвенно любить, потому что хранили в душе слова Спасителя: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут вы, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 11-12).

Будем же и мы хранить это величайшее священное сокровище, доставшееся нам как драгоценное наследство от отцов и праотцев, - православную веру, залог нашего спасения; будем более всего заботиться о сохранении ее в чистоте, твердо и непоколебимо всегда в ней пребывая, будем избегать маловерия и суеверия, мужественно преодолевать искушения и соблазны лжеверий, будем ревностью исполнять заветы и уставы Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Христиане, Святое Писание призывает нас хранить православную веру, всегда жить по ней, спасая душу во святой православной Церкви, которая есть, как учит апостол, Церковь Бога жива, столп и утвержение истины (1 Тим. 3, 15). На вере утверждена Церковь Христова, и верою она будет держаться непоколебимо до скончания мира, как обещал ее Основатель и Глава Исус Христос: Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее (Мф. 16, 18).

Наша Русская Православная Старообрядческая Церковь твердо и непоколебимо содержит и сохраняет все догматы веры и благочестия, в точности исполняет все то, что принято, установлено и утверждено Святой Соборной и Апостольской Церковью, и отвергает все то, что отвергнуто ею. Святая церковь призывает своих чад в единстве веры твердо держаться законного священноначалия и повиноваться ему во всем, что касается спасения души, по слову писания: Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся (Евр. 13, 17).

Святая Церковь ныне наставляет своих чад усердно и благоговейно прибегать к святым Христовым Таинствам, стараться исполнять все заповеди и уставы Церкви, усердно молиться Богу, соблюдать церковные праздники, все посты и все то, что определенно христианскими законами; с молитвой совершать всякое дело. Церковь ныне призывает своих чад открыто и безбоязненно исповедовать свою веру, когда это необходимо, перед всеми, во всяком месте и во всякое время. При встрече с неверующими или заблуждающимися людьми христианин должен считать своей обязанностью отстоять исповедуемую им истину и ни в коем случае ни словом, ни делом не изменять своему правому убеждению, всей своей жизнью подтверждать высокое звание православного христианина.

Православная Церковь глубоко скорбит о непокорных, строптивых чадах своих, увлекающихся суемудрием века сего, не исполняющих церковных законов. Сего ради аз плачу, - взывает она с пророком, - погибоша сынове мои, яко возможе враг (Плач Иер. 1, 16). Суду и осуждению подвергают себя все те, кто незаконно отделяется от Церкви Христовой и расторгает священный союз веры. сам Господь сказал им: Аще кто Церковь преслушает, буди яко же язычник и мытарь (Мф. 18, 17). В день, который мы ныне празднуем, призываю вас словом апостольским: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16, 17).

Осуждению церкви подвергаются ныне и все беззаконники, ведущие порочную и нечестивую жизнь в совершенной беспечности о спасении души, живущие без раскаяния в грехах и без желания обращения к добродетели. Осуждаются ныне все погибельные и злочестивые богопротивники, не признающие и не исповедующие Святую Троицу, уничижающие достоинство Богоматери, отвергающие бессмертие души и будущий Страшный Суд, не почитающие иконы и Святые Таинства, принимающие злые и нечестивые ереси и лжеучения. Таковых Святая церковь с великой скорбью строго и грозно обличает и наказывает их отлучением. Сию строгость Церковь употребляет с той благой целью, чтобы нечестивые беззаконники пришли в себя, раскаялись в своих тяжких грехах и в пагубных деяниях, в ересях, в злых и богопротивных учениях. Церковь, не желая никому погибели, заботится о том, чтобы все в покаянии пришли в разум истины и во единство веры и любви. Мы же будем молиться Господу, чтобы Он всех отступивших от православной веры привел к обращению и просвещению словами святой молитвы: Отступивших от православныя веры и погибельными ересьми ослепленных, светом Твоего познания просвети и Святей твоей Апостольстей Соборней Церкви причти (Келейный помянник).

Скорбит и болезнует ныне Церковь о непокорных и строптивых своих чадах, но не оставляет надежды на их возвращение и тем более не ожесточается против них, не презирает, не уничижает, а, заботясь о них в мире и любви, желает донести до их сознания слова истины и разума. О заботливом отношении к заблудшим овцам Церкви Христовой говорит св. Иоанн Златоуст: «И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет ничего с ними общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь... Разделим между собою заботу о спасении наших братьев» (Св. Иоанн Златоуст «Творения» СПб, 1998г., т. 2, стр. 25).

Ныне единая, чистая и непорочная вера Христова исповедуется в православной Церкви. Одна она во всем мире хранит правую веру, которую содержит, быв утверждена на основании апостолов и пророков, имея краеугольный камень Самого Исуса Христа (Еф. 2, 20). Ныне русскому народу вверены словеса Божии (Рим. 3, 2) Нового Завета - чистая православная вера, залог и оплот нашего спасения, дарованная нам нашими благочестивыми предками. Но даровано это сокровище не ради наших заслуг и достоинств, да не будем этим превозноситься перед всем миром, а будем достойно ходить своего звания со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением (Еф. 4, 1). Да преисполнимся желанием и решимостью в Духе Святе хранить нашу веру от всякой скверны и порока и пребывать неуклонно в любви, единении и Божественной Истине, поминая слова апостола: Един Господь, едина вера (Еф. 4, 5).

В первое воскресенье Великого поста святая Церковь празднует память победы православного учения о почитании икон над ересью иконоборчества. Сегодня вспоминается историческое событие более чем тысячелетней давности, когда повелением благочестивой императрицы Феодоры было окончательно восстановлено почитание святых икон.

Мы с благоговением молимся изображенным на иконах святым, лобызаем их, но было время, когда на святые иконы были воздвигнуты гонения от еретиков и нечестивых императоров-иконоборцев. Седьмой Вселенский Собор благодатию Святаго Духа осудил эту ересь, утвердил учение о чествовании святых икон. Было установлено согласно учению святых отцов, что честь, воздаваемая святым иконам, относится не к доске, на которой она написана, как утверждали иконоборцы, а к начертанному на ней святому лику и что молитвенное поклонение направлено к самому первообразу. То есть, поклоняясь святой иконе, мы воссылаем молитву к тому святому небесному ходатаю, который начертан на ней.

Первым в христианстве дал пример иконного писания святых ликов святой евангелист Лука. Он написал образ Богоматери с Младенцем, о котором сама Пречистая изрекла: С сим образом да пребудет благодать Моя и сила.

В самые ранние времена христианства верные укреплялись изображением святых и Честнаго креста Господня как средством и орудием спасения.

Святые иконы изображают тех, кто еще при жизни стал одушевленным храмом Божиим, а после смерти прославлен чудесами и знамениями.

Много мы, христиане, знаем о чудотворении святых икон, об избавлении по молитвам пред ними от бедствий и болезней! Особенно много чудотворений происходило от икон Пресвятой Богородицы. Возблагодарим Царицу Небесную и прочих святых угодников за милость и снисхождение к нашей молитве и немощи. Будем восхвалять и почитать святые иконы, изображающие наших небесных молитвенников. Устремим свой взор и молитву к ним, отстраняясь от земных забот и греховных помыслов. Кто из нас не чувствовал, как один вид святой иконы и Животворящего Креста удерживает от тяжких грехов. Сколько тому примеров в истории Церкви!

К нашему прискорбию, сегодня есть еретические проповедники, которые сами себя лишили чудесных и благодатных дарований от святых икон, ложно понимая заповеди Божии. Эти новоявленные сектанты самонадеянно спешат «просвещать», а на самом деле омрачать, православный народ России. Искушающим нас сектантам и еретическим проповедникам лучше всего отвечает Сам Господь бесчисленным множеством чудотворений и знамений, являемых от святых икон от древности и доныне.

Мы же, братие и сестры, будем верны учениям и преданиям древлего благочестия, будем верны той православной вере, которую на земле явили сонмы святых. Восхвалим и прославим их нашей молитвой и жизнью, поклонимся душой и телом Господу нашему Исусу Христу, Которому они послужили, воспевая: Пречистому Твоему образу поклоняемся, Владыко, просяще прощения согрешениям нашим.

Пусть наступившие дни поста послужат нам очищением от страстей и грехов. Пост и молитва, добрые дела и покаяние - все это да поможет нам по благодати Святого Духа отобразить в душе образ Господа Исуса Христа, нашего Спасителя, пострадавшего за нас и воскресшего, чтобы и нас воскресить к вечной жизни в Царствии Небесном.

Источник: http://rpsc.ru/mitropolit/propovedi/propovedi-na-triodnie-prazdniki-i-voskresnie-evangelskie-chteniya/propoved-v-nedelyu-pravoslaviya

Во-вторых, - Обретение главы Предотечевы ...



... служба соединялась с воскресной и Триодной (опять же, история: http://expertmus.livejournal.com/53029.html ).
А ещё нынче один из праздников в честь Тихвинския иконы Пресвятыя Богородицы:



Общецерковно она чествуется, как известно, 9 июля н.ст.,а в обители на Тихвине было (не знаю, как там теперь у никониан:)) ещё четыре(!) ея празднества: на второй день Воздвижения Честнаго Креста (память св. мч. Никиты), на Собор Пресвятыя Богородицы (т.е. сразу по Рожестве Христове), в нынешнюю Неделю Православия, а также после Святыя Пасхи, во вторник Светлой седмицы (вместо Одигитрии молились Тихвинской; она, впрочем, тоже ведь Одигитрия).Детальные уставы всех этих богослужений содержатся в книге "Службы Пресвятей Богородице": http://www.vechnoe.info/library/liturgical/separate/slughby-bogorodice/view
Ну,а мы ограничились каноном чудотворной ... в общем, поздравляю всех!:)
Tags: Богослужение, Великий Новгород, Добрые дела, История Церкви, Месяцеслов, Обзоры Сети, Община, Просто интересно, Традиции старообрядчества, Церковное искусство
Subscribe

  • "Наша Индия":(

    Позволю себе немного отвлечься от сугубо церковного. Сегодня, можно сказать, чёрный день в истории, родился преступник № 1 :( В частности, как…

  • Глафира великопостная:)

    Просто красивое фото, сделанное супругой:) И платочек тоже её производства.

  • Рогожская постная окрошка

    Фрагмент популярной телепередачи аж от 2012 г. как-то прошёл вне поля зрения ... и вот обрелся (здесь: https://vk.com/wall14038652_4743 ).…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments