o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Преполовение: посленикитское с боровскими воспоминаниями



Сегодня праздник Преполовения Пятьдесятницы, середина полусотни дней между Святой Пасхой и Троицей, воспоминанием Сошествия Святаго Духа (детальнее: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 ) ...
Вся служба проникнута мыслью об учении Христовом как о живой воде, вводящей приемлющих ея в жизнь вечную. Потому имеется обычай освящать нынче воду (что, разумеется, было исполнено и в нашем храме),а завершающий праздничный канон на утрене светилен уподобляет веру чаше неистощимых сокровищ (слова-то какие! поет хор питерской Лиговской общины РПСЦ п/у чтеца Дионисия Синельникова, запись 2004 г.):


Cкачать Иже чашу имея бесплатно на pleer.com

Вчера же была память обретения честных мощей жившего на рубеже XI - XII столетий святителя Никиты, епископа Новгородскаго (ниже покров с его раки, XVI в.) ...



... в честь чего предлагается ссылка на добротный фоторассказ о возведённом при его жизни Георгиевском соборе новгородского Юрьева монастыря (не "сусальный", с упоминанием грустных фактов варварства синодального периода): http://kukmor.livejournal.com/1125500.html И, "до кучи", о пока не очень "растиражированной", но имеющей примечательные древние здания Крыпецкой обители под Псковом: http://nathalie-zh.livejournal.com/120263.html

Возвращаясь ко дню нынешнему, отмечу, что он ознаменован ещё и памятью преставления (в 1477 г.) преподобного отца нашего Пафнутия боровского ...



... основателя монастыря вО имя Рожества Пресвятыя Богородицы, как следует из прозвания святого, близ Боровска Калужской обл. (житие: http://days.pravoslavie.ru/Life/life964.htm ). Сей старинный городок весьма живописен, на фото - недавно "окультуренный" источник близ места иноческого пострига преподобного ( ещё увидим его чуть позднее:)), а вдали справа заметен староверческий Покровский собор нач. ХХ в.(о нём: http://o-apankratov.livejournal.com/372646.html ):



Места эти, как известно, весьма знАчимы в истории старообрядчества. В Пафнутьевой обители был некоторое время заточён священномученик АввАкум, в местной подземной тюрьме страдальчески скончались, и были здесь же погребены, преподобномученица Феодора (знаменитая боярыня Феодосия Морозова) и ея соузницы, тут сожгли иерея Полиекта и иже с ним ...



... да и не только их :(
Однако лютые гонения возымели и эффект, явно противоположный планировавшемуся их организаторами: непобедимый дух мученичества способствовал тому, что население города осталось в значительной степени старообрядческим. Правда, в 1930-х все здешние наши храмы были закрыты советской властью :( Но, по счастью (а может и по некоей протекции власть имущих, имевших здесь в т.ч. и старообрядческие корни? в общем, чтобы не гадать, по милости Божией),ни один из них не был разрушен. И когда в перестройку "разрешили Бога", Боровск стал одним из первых мест нашего духовного возрождения. Уже в 1990-м была воссоздана община, которой передали одну из староверческих церквей, до революции известную как "2-я Покровская" (насколько знаю, 1-я это упоминавшийся выше собор). Тогда же там прошёл первый за долгие десятилетия (при, так сказать, большевиках в храме был ... инкубатор, ещё долго потом люди приходили за цыплятами:)) молебен с водоосвящением:



Служил священноинок Лукиян (Абрамкин, будущий епископ Клинцовско-Ржевский, ныне покойный), вместе с иереем Александром Илющенко (г. Клинцы Брянской обл., на фото он читает Апостол; к сожалению, впоследствии оный батюшка оставил служение, не знаю, жив ли теперь) и протодиаконом Феодором Колосовым (г. Москва, Рогожское, на снимке с кадилом, почивший). Справа от последнего, в cветлом свитере навыпуск - тогда ещё чтец Артемон Шендригайлов, который вскоре станет тут настоятелем. Коим, уже в чине протоиерея, пребывает и по сей день. Грешныи же аз, вместе с ним, начал здесь самостоятельное церковное служение, в качестве уставщика, три года (1990-92) ездил в Боровск из столицы:) И вот, в связи с нынешней особо праздничной памятью преп. Пафнутия, решил поделиться с Вами некоторыми, на мой взгляд, небезынтересными фотовоспоминаниями о тех, по сути, далёких уже временах.

В том же 90-м храм был освящён, вО имя Введения Богородицы, крестный ход в конце соответствующего чина:



Крест несёт Игорь Карванен (тогда ещё, вероятно, даже не чтец), ныне священник, настоятель Лиговской общины РПСЦ в Питере, той, чей хор пел выше. За ним - практически новопоставленный (рукоположен на Ильин день (02.08 н.ст.) 1990-го) диакон Сергий Лисуренко, теперь батюшка столичной Остоженки (храм в Турчаниновом пер., близ м. "Парк культуры"). Далее, с Евангелием, только что возведённый в сан о. Артемон, за ним уже владыка Лукиян, слева от него - чтец Алексей Михеев, ныне протоиерей, настоятель церкви в подмосковном с. Устьяново и иконом Московской епархии. А поющими (если приглядеться:)) руководит тоже недавно на тот момент поставленный о. Евгений Чунин (г.Ржев Тверской обл.), ныне протоиерей, и вообще весьма известный в Церкви пастырь.

Крестные ходы совершались и на ежегодную память преп. Пафнутия. Ниже - увы, неважные по качеству фото того из 1991-го:



Образ чудотворца несёт гость из Москвы Александр Васильевич Красноруцкий, впоследствии свыше пяти лет занимавший, и вполне успешно, должность главного бухгалтера Митрополии. За ним, понятно, местный настоятель, далее, с Крестом, - покойный о. Валерий Осташенко из Калуги, далее (едва различимый:)) Ваш покорный слуга, чтущий канон преподобному.

Лица из народа:



Благообразный дедушка с бородой - покойный Борис Иванович Ветров, из коренных-старинных. Очень степенно ходил на кладбище молиться за умерших сродников: в рубахе навыпуск и под пояс, сапогах, с суковатой палкой и в картузе:) Этот вид, как будто со снимков Прокудина-Горского, до сих пор перед глазами:)

В 92-м на Пафнутия в Боровск прибыл блаженныя памяти митрополит всея Руси Алимпий. Вот он, поворачивая вместе со всеми "по солнцу", выходит на обхождение церкви "со кресты":



Слева от предстоятеля чтец Сергий Бобков (один из сыновей известного о. Евгения), что ныне настоятельствует в историческом селе Белая Криница на украинской Буковине. Чуть выше и правее, с книгой, - другой стихарный, Иоанн Гусев (племянник митрополита), теперь батюшка в подмосковном пос. Давыдово. Безбородый (не растёт, а не бритый:)) мужчина слева - Михаил Песков, будущий председатель Рогожской общины, а ныне житель г. Павловский Посад и активный прихожанин тамошнего нашего храма в б. селе Корнево. Над ним выглядывает замечательная мастерица знаменного пения (и моя наставница в том:)) покойная Зиновия Димитриевна Кириллова (Москва), ещё выше скромная персона автора сих строк.

Тот крестный ход в различных степенях приближения (священник с Евангелием - о. Евгений Михеев (г. Верея), ныне епископ Кишиневский и Молдавский Евмений, диакон - обладатель прекрасного голоса о. Александр Селин, теперь иерей в с. Губино Московской обл.) :







Возвращение в храм (справа - уже упоминавшийся чтец Алексей Михеев):



Столичные посетители бывали не раз. Вот, например, визит воскресной школы Рогожского (дело было, помнится, Великим постом 92-го; эффектный кадр широкоугольником:)):



Эти дети, конечно, давно стали взрослыми, некоторых тут сразу и не узнать:) В частности, вторая слева девочка в первом ряду - София Волкова, теперь художник-реставратор, сотрудница известного ВНИИРа.

Они же в церкви, за разучиванием песнопения (если верно помню, "О Тебе радуется"):



Хорошо видны временные клиросА с полками для книг с внутренней стороны (издания, что заметно и по корешкам переплётов, все подлинно старые, репринтов ведь ещё не было, некоторые лично привозил из других приходов:)), а также мой ещё почти безбородый профиль по центру:) Примечательно, что крайний справа обладатель более солидной брады - не кто иной, как Глеб Владимирович Носовский, тогда только появившийся на Рогожском и ещё не несший бредятины под названием "новая хронология". Мы тогда вполне спокойно общались, есть даже вот такое общее фото, сделанное на фоне боровского монастырского собора кон. XVI в., где почивают мощи св. Пафнутия (аз в центре, а слева будущий ересиарх):



Храм тот, кстати, тогда ещё не переданный РПЦ МП, был просто закрыт, а обитель принадлежала музею. Теперь же там вполне приличный новый иконостас "под старину" ...



... а стенопись настоящая дониконовская.

В нашей же церкви иконостас тогда был скромный, временный, но неплохой, его нижняя часть с Царскими вратами видна на снимке ...



... где о. Артемон просто-таки светится обаянием:)

Вообще впечатления у побывавших обычно оставались очень добрыми. Вот на престольный праздник Введения (04.12 н.ст.) 1992 г. прибыло несколько человек, из Москвы и не только, после службы и трапЕзы мы с ними отправились на тот самый источник, что был показан тут в начале, украшен теперь деревянной часовней. Тогда же над ним был просто домик с двускатной крышей:



Высокая девушка в очках слева - Мария Геннадьевна (а для нас просто Маша:)) Борисова, коренная старообрядка из-под смоленской Сычовки, сотрудница Отдела рукописей РГБ (б. "Ленинка") ... Очень светлый, необыкновенно во всех отношениях красивый человек трагической судьбы: летом (если правильно помню) 1994-го скончалась от энцефалита (укусил клещ(!)), причём перед тем, на какие-то минуты преодолев (непостижимым для медицины образом!) предсмертный столбняк, спокойно причастилась Святых Таин от прибывшего в больницу священника ... замуж выйти не успела, несмотря на понятное обилие сватавшихся ... Царствие Небесное и вечная память ...
Левее Машеньки моя мама (благодарение Господу, здравствующая),а с краю - раб Божий Димитрий из г. Ижевска, вроде бы являющийся теперь иноком и проживающий где-то в лесном скиту в Казанско - Вятской епархии.
Обратите внимание, как искренне мы тогда радовались! Сейчас, складывается впечатление, уже нет таких улыбок, даже в нашей, христианской среде ...
Ну а я вообще был почти как ребёнок (хотя было уже за 20 и учился в РГГУ:)думаю, понятно что слева:)):


:)
Впрочем, заложенные в те поры духовные основы вроде бы на месте ... а если опять посетить Боровск (и не только мне:)),то, убеждён, и сегодня найдутся поводы и причины не столь уж горевать:)
С праздником и памятью великих святых Руси всех Вас!
Tags: Богослужение, Великий Новгород, Господствующее исповедание, Добрые дела, Ереси, Зодчество, История Церкви, История старообрядчества, Итоговое, Месяцеслов, Москва, Обзоры Сети, Община, Просто интересно, Традиции старообрядчества, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments