o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Духовная грань минувшего дня: игумен белоезерский и его обитель





Вчера был особенный воскресный день ...
Во-первых, память одного из выдающихся отцев древней Вселенской Церкви, святителя Кирила Александрийскаго (житие: http://days.pravoslavie.ru/Life/life1267.htm ). В его честь в нашем Великом граде был целый монастырь, к сожалению, разрушенный во время той войны, которая началась в тот же день в 1941-м (фото и несколько слов: http://o-apankratov.livejournal.com/191177.html ). В частности, поэтому воскресная наша служба соединялась с молением сему доброму архипастырю.
Но самой торжественной и содержательной, и это во-вторых, была её другая часть, - прославление великого русского угодника Божия - преп. Кирила белоезерскаго. Наверху - его прижизненный образ(! см. правое нижнее клеймо киота, где отображён процесс написания; изограф - другой святой, преп. Дионисий глушицкий), в обрамлении XVII века, из музея в Кириллове (теперь это Вологодская обл., а до 1918-го была Новгородская губ.; икона - копия, древний оригинал - в столичной Третьяковке). Ниже - заснятый с вертолёта вид славной обители чудотворца (о его трудах и монастыре с более близкого расстояния: http://o-apankratov.livejournal.com/346093.html ) ...
С этим, без тени иронии, благодатным местом, где не раз посчастливилось побывать (правда, давненько, во 2-й пол. 80-х), связано немало в становлении моего мировоззрения, сложении жизненных приоритетов. Овеянная дыханием Неба красота и мощь тамошних зданий буквально пленила "юношу пылкого со взором горящим", существенно способствовала обращению к Богу и Церкви. Той, исконной, в которой спасся преподобный. В качестве иллюстрации из далёких уже времён - фото от августа 1985-го:



Это я (крайний справа:)) с родителями у каменного навеса (нач. XIX в.),под которым сохранилась (! хотя конечно сколько там от той подлинной - вопрос, но всё же ... ) деревянная скромнейшая Кирилова келья (а правее заметна сень над поставленным им же крестом, также по счастью уцелевшим) ...
Здания монастырские, однако, были изрядно (простите за выражение, но другого употребить не могу) изуродованы в послениконовские времена (конкретнее, в основном в XVIII - 1-й пол. XIX столетий) : на храмы, вместо означающих, по мнению ряда специалистов, ангельские чины, и очень живописных завершений стен в виде закомар и кокошников "нахлобучили" грубые четырёхскатные кровли, русские полукруглые и луковичные главы заменили на украинско-польские "груши" в стиле провинциального барокко, шатры крепостных башен уступили место "как бы петербургским"(а по сути немецким) шпилям (или, как говорили в те поры, "шпИцам"(точь-в-точь порода "друзей человека"):)) ... более же мелким искажениям (растёска древних окон, уничтожение декоративных элементов и т.д.) просто несть числа:(
В таком виде обитель предстаёт на дореволюционных снимках ...



... в почти таком же, увы, пребывает и доселе:(
Практически единственным счастливым исключением является надвратный храм Преображения Господня, нач. 1590-х гг. На старом фото выше он виден в правой части, слева от большой многогранной башни, накрытый на четыре ската с возвышающейся грушевидной "баней" а-ля Кыйив. Это позднее (по имеющимся сведениям, 1771 г.) завершение в 1947-м сгорело от молнии (знак свыше?). А в сер. 1970-х реставраторы во главе с Сергеем Сергеевичем Подъяпольским (это был выдающийся человек: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/476028 ; кстати, имел честь лично общаться, он даже звал меня к себе в студенты:) сейчас думаю: наверное, надо было пойти ... да уж что теперь ...) восстановили храм в его исконном виде:



Причём не только снаружи, но и внутри.

Воздвигли тябловый (это когда образа стоят на поперечных брусьях, а вертикальных стоек в конструкции нет (или почти не имеется, бывают исключения)) иконостас:



Любопытно, что двери справа и слева ведут не сразу в алтарь, а сперва в совсем маленькие приделы (справа - свт. Николы, слева - св. муч. Ирины (одной из храмоздательниц была царица Ирина, супруга благовернаго Феодора Иоанновича)). Потому и глав на церкви три, они отмечают три престола.

Фрагменты: праздники, деисус и пророки...



... и местный ряд, правая часть:



Насколько помню, икона Преображения справа от Царских врат - "родная",т.е. подлинный храмовый образ сей церкви, а не нечто из музейных запасников.

Сергей Сергеевич разработал реконструкции первоначального облика и других храмов монастыря. Они относительно малоизвестны, публикуются редко. Поэтому решил показать их, вкупе с ещё некоторыми из кирилловских сокровищ (в целом их, конечно, гораздо больше, хватит ещё не на одну запись в ЖЖ, и не на две:) см. напр. сюда: http://expositions.nlr.ru/EfrosinManuscripts/ ). И добавил выдержки из древних уставов обители о "чудотворцеве дни". Всё это далее под катом, а в качестве аудио (и видео) сопровождения - замечательное выступление нашего Новосибирского хора, состоявшееся 16.06.2014-го во дворце Белосельских-Белозерских (что характерно:)) в СПб (событие анонсировалось: http://o-apankratov.livejournal.com/377951.html ):



Итак, личные(!) вещи преподобнаго - шуба (зимняя ряса), скуфья, игуменский посох и пр.:



Ещё один тябловый иконостас, из находящейся теперь на территории монастыря деревянной ц. Ризоположения из с. Бородавы, XV - XVI вв.:



Иконография Спаса на Престоле совершенно новгородская ...
Наверное, примерно так выглядели внутри первые храмы обители, построенные самим св. Кириллом ...

Далее - обещанные реконструкции.
Успенский собор:



Его придел во имя св. кн. Владимира (над погребением другого князя, Владимира Воротынского, окончившего здесь дни иноком):



Трапезная палата с ц. Введения (при перестройке её буквально "развернули"!):



Стоящий рядом великолепный храм-колокольня св. Архангела Гавриила (вестник Божий! вот и раздавался с его звонницы благовест):





Вторая, кроме вышеописанной Преображенской, надвратная церковь, преп. Иоанна, списателя "Лествицы" (актуальнейшее для иночествующих посвящение):



Наконец, собор т.н. Малого Ивановского монастыря (в ограде большого Кириллова), разумеется, в честь Предотечи:



Очень жаль, что такая красота осталась лишь на бумаге ... а может, всё же сделают со временем?
Картинки из книги: Подъяпольский С.С. Историко-архитектурные исследования.Статьи и материалы.М.:"Индрик",2006.

Теперь смотрим старинные облачения священнослужителей из местной ризницы.
Эти в основе ещё дониконовские, стихарь:



И фелонь:



А что ниже - более поздние, но в целом в русле предшествующей традиции:







Выделение более богатыми материалами частей верхних (оплечий) и нижних (подолов), в отличие от большинтсва современных облачений, не создаёт впечатления, что клирики одеты в нечто вроде занавесок:) Свой скромный опыт пошива подобного показывал ровно три года назад: http://o-apankratov.livejournal.com/51694.html

Настал черёд уставов, помогающих узнать, какие же службы совершали лица во оных одеяниях в столь прекрасных храмах. И что потом у них было на трапЕзе:)
Сперва древнейшее, из "Церковного Обиходника Кирило-Белозерского м-ря" 2-й пол. XVI в.:

"Месяца июня 9. Наканоне Кириловы памяти поют молебен за православное християнство в ризах в безинных (т.е. из материала "бязь" - о.А.П.).Пелены (в нижних частях иконостаса - о.А.П.) прикладывают болшие. На обедни трезвон. А обедню звонят, два часа ударит. И емлют ко обеднеи колачей до трех и до четырех, и изрежут в кусие народу,а отрадным (вероятно,достойным - о.А.П.) дают просфиры. И на самый праздник тако же. А после обедни братье дают по просвире, да вытняго чаше квасу медвяного от обедни спущают, до вечерни росходу час боевой (т.е. пока не пробьёт колокол, не точно час, а некое время - о.А.П.).А от вечерни и в трапезу, едим единою, аще и в неделю. А едим рыбу свежую, кроме понедельника и среды и пятка, в те дни ядим сущь (сушёную рыбу - о.А.П.).Нефимон (павечерница - о.А.П.)с каноном.А полунощницу звоним во все.После полунощницы чтенье.На утрени канон храму (Успению Богородицы, молились-то в главном храме, Успенском соборе - о.А.П,)1-го гласа со ирмосом на 6, и маслом святым помазуемся (по отпусте утрени, пред 1-м часом - о.А.П.). Молебен поем за государя в ризах в жемчужных в болших, а игумен в чудотворцевых (т.е. в облачении самого преподобного, оно ещё было цело - о.А.П.),да и воду святят и народ кропят. А на вечерни (под следующий день - о.А.П.) кафизму глаголем" (Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397-1625).Т.2: Управление.Общинная и келейная жизнь.Богослужение. СПб,2006.С.318-319).
По всем признакам, молились без бдения ...

Середина XVII столетия даёт картину ощутимо более развёрнутую (примечательны предпразднество с поминовением родителей преподобного, а также дары должностным лицам в честь торжества; ну и стол конечно:)):







Из "Келарского обиходника старца Матфея Никифорова" 1655/1656 гг. (содержание ещё вполне дораскольное, хотя в тексте и упоминается патр. Никон),М.:"Индрик",2002.С.80-82.
Теперь так уже не отметишь(в т.ч. потому что вряд ли нынче в Шексне водится осётр) ...

Пока писал, добрые люди выложили ещё одну часть того же недавнего питерского выступления наших певчих, хор тамошней же Лиговской общины. Примечательно, что начинается пение с псаломского "Аще тя забуду, Иеросалиме" ... Древняя Кирилова обитель - вполне себе такой же Святой град, в смысле, забвению не подлежит.
Наслаждайтесь:



P.S.: Святым мученикам, пострадавшим от Советской власти, коим, согласно решению Собора РПСЦ 2001 г., празднуется в первое воскресение после Недели Всех святых, служили молебен "в приклад" к часам (литургии, увы, не было; служба страдальцам ХХ столетия: http://ruvera.ru/articles/staroobryadcheskaya_slujba_muchenikam ). А по исходных поклонах была лития за упокой, в том числе по погибшим на войне ... ещё ведь и День памяти и скорби, как-никак ...
Tags: Богослужение, Великий Новгород, Господствующее исповедание, Добрые дела, Зодчество, Историческая Новгородчина, История Церкви, История старообрядчества, Итоговое, Месяцеслов, Наука, Обзоры Сети, Община, Просто интересно, Семья, Староверы и внешние, Традиции старообрядчества, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments