o_apankratov (o_apankratov) wrote,
o_apankratov
o_apankratov

Categories:

Ещё печаль + новости училища на Рогожском

Грустное для РПСЦ развитие уже освещавшейся здесь темы (см. http://o-apankratov.livejournal.com/372162.html ) ... а прояви мы в своё время бОльшую активность, всё могло быть иначе ...
Оригинал взят у mu_pankratov в Продолжение плохих новостей с Хавской...
Перепащиваю, пост о состоянии дел на Хавской. (тем более меня там упомянули))).
От себя скажу вот что- Какое то прям скотство! У никониян и церквей своих и денег, аж из карманов сыплются... и стройки в каждом городском квартале идут, чего они все к нашей церквухе прицепились? Да еще так изуродовали внешне...

Оригинал взят у yura_osinin в Новости из Москвы.
На Пасху сняли леса со старообрядческого храма Тихвинской иконы Божией Матери на Серпуховском валу в Москве. И я увидел вот что:

дверь,серпуховка 034.jpg

У этого храма непростая судьба. После СССР он каким-то образом попал в частную собственность и был кабаком. В алтаре находилась барная стойка.
[Краткий экскурс в историю храма:]Оригинал взят у mu_pankratov в Храм Тихвинской иконы Божией Матери на Хавской улице.
Мало кто знает, а на улице Хавской, находится- старообрядческая Тихвинская церковь.
Вот маленькая справочка:
Исторически местность у Хавской улицы была местом проживания старообрядцев. В XIX веке в доме Михайлова находилась моленная, в которой в 1898 году был возведён на кафедру архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин). В августе 1909 года в Московское Губернское Правление общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (ныне РПСЦ) из прихода моленной Михайловых обратилось с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община». Заложен храм 21 августа 1911 г.Автором проекта был техник-строитель Н.Г. Мартьянов.
Храм освящён в честь Тихвинской иконы Божией Матери - 18 ноября 1912 года архиепископом Иоанном в присутствии московского городского головы Н.И.Гучкова.

Журнал "Церковь" №47 1912 год




в 1917 году храм передан Тихвинской общине «в вечное и безвозмездное пользование»

в 1922 в храме году изъяты ценности (ризы, кресты, богослужебные сосуды)

в 1923 в общине официально зарегистрировано 60 человек. При храме работает духовное училище.

в 1924 году Моссовет рассматривает просьбы рабочих Даниловской пуговичной фабрики с просьбой о закрытии церкви и передаче её здания под столовую и завода буровых инструментов «Арматреста» с просьбой закрытия церкви с организацией в ней красного уголка завода.

в 1930 году храм закрыт «для передачи под красный уголок заводу «Арматрест».
В феврале того года в музейный фонд вывезли царские врата, более 30 образов XVII века,
складной трехъярусный походный иконостас и 15 больших икон».
Центральная глава была сломана, остались на углах храма четыре декоративные главки с обрешеткой от маковок.
С деревянного шатра колокольни было содрано железо, выжила только обрешетка.

в 1967 году в здании храма склад скобяных изделий
фото 1975г.






в 1980-е годы в здании храма столовая, в начале 1990-х здание с нарушениями законодательства приватизировано и продано Москомимуществом коммерческой организации под гриль-бар



1999г.


В 2003 году храм купил «православнутый бизнесмен» Константин Ахапкин.
Новый владелец категорически отказался передавать здание историческим владельцам и начал реставрацию с целью передачи церкви Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Планировалось открыть в здании музей Николая II. Однако, РПЦ отказалась принимать храм после встречи Митрополита Московского и Всея Руси РПСЦ Андриана (+ 2004) с главой ОВЦС МП митрополитом Кириллом. Ситуация превратилась в патовую. Конфликт вокруг церкви освещался средствами массовой информации, но конструктивного решения так и не было найдено.

2006г.

2007г.




Нынче, церковь под замком. Свежие фотографии, можно посмотреть- http://mittatiana.livejournal.com/15827.html


И вот, он уже не кабак, его отреставрировали, водрузили кресты.
Давайте посмотрим каким он был и каким стал. Свое мнение об увиденном я озвучу в конце поста.
Фотки "до" отсюда.

север 4.jpg

север 3.jpg

север.jpg

север 2.jpg

колокольня.jpg

IMG_8546.jpg

дверь 2.jpg

дверь.jpg

церковь Тихвинской иконы Божией Матери, 1911г.

паперть.jpg

церковь Тихвинской иконы Божией Матери, 1911г.

IMG_8539.jpg

IMG_8552.jpg

IMG_8535.jpg

IMG_8537.jpg

IMG_8542.jpg

IMG_8549.jpg

IMG_8550.jpg

Писать критические обзоры всегда непросто, а когда дело идет о работе, выполненной знакомыми людьми - вдвойне непросто. Но что делать, если никто ничего не пишет о новой архитектурной керамике? Поэтому просьба не обижаться, а услышать.

Архитектурная керамика тем отличается от всей остальной, что ее не спрячешь в шкаф, если разонравилась. Как бы она ни была сделана, она будет жить весьма продолжительное время, и это ко многому обязывает автора. Особенно, если речь идет о реставрации архитектурного памятника. Реставратор не имеет никакого права на отсебятину. Расчистить, укрепить и законсервировать - это настоящий смысл реставрации.
Высочайшее мастерство реставрации можно увидеть в Греции и Италии, где античные руины никто не стремится отстроить заново. Конечно, античные руины - это не та ситуация, что у нас. И эллины, и древние римляне уже давно исчезли, как цивилизации, и нет необходимости обеспечивать жизнеспособность Парфенона именно как храма, потому что прихожане того храма остались только черно и краснофигурными силуэтами на амфорах и киликах. Наши храмы должны функционировать не только, как памятники, но и как храмы, потому что уничтожить прихожан за 75 лет не получилось и им нужно не просто где-то молиться, а молиться именно там, где молились их отцы, деды и прадеды. Поэтому консервацией у нас не ограничишься. Храм должен функционировать полноценно и на голову не может идти снег во время службы. Значит реставратор должен поднять все архивы, изучить все авторские чертежи, найти аутентичные материалы и воссоздать утраченное в том виде, в котором оно создавалось и жило в период своего расцвета. В идеале эта работа должна проводиться на такую глубину, чтобы даже дверные петли соответствовали эпохе.
А что произошло на Серпуховском валу? С чего вдруг там вообще керамика появилась, если ее там никогда не было даже в планах? Я еще понимаю, если бы от храма ничего не осталось, кроме фундамента, и проводилась бы реконструкция, а не реставрация. Такие работы часто сопровождаются архитекторскими импровизациями из-за недостатка материалов, но все они могут выполняться лишь на основе аналогов. Т.е. можно было бы посмотреть, как строил Мартьянов другие сооружения и на основе этого материала предположить, что он мог бы сделать тут. Либо провести параллели с особенностями направления новорусского стиля конкретного периода и региона, и на основе этого материала делать какие-то реплики. Хотя бы рельефы и орнаменты по аналогам разработать. Но вот так взять и все придумать по своему нельзя. Это дилетантский подход к делу.
Я не знаю, что там сейчас с этим храмом - до сих пор ли он в частной собственности или перешел в иной статус, но даже если в частной и вся эта затея принадлежит хозяину, то нельзя идти на поводу у такого заказчика. Репутационные потери от такой работы несоизмеримо выше, чем возможная прибыль.
Теперь о деталях.
Основной вопрос к архитектору, если таковой имеется: зачем он залепил ширинки?
Ширинка, это не ниша под изразец. Это кессон, который стал декоративным средством архитектуры. И затыкать её изразцом - значит лишать архитектуру выразительности.
Сравните.
Было:

3.jpg

Стало:

2.jpg

Зачем? Почему тогда не вот так? Так ведь еще больше по площади:

колокольня4.jpg

Если уж лепить туда изразцы, то могло быть хотя бы как-то так по масштабу и вопросов было бы в разы меньше:

1.jpg

Почему такая мертвецко-голубая палитра? Потому что голубой - цвет Богородичных облачений священников что ли? Такой довод заказчика отражается элементарно фотографиями других храмов в честь Богородичных праздников или икон. Хотя бы Покровским собором в Измайлово:

превью

Если уж в 17 веке хватило вкуса заменить синий фон, традиционный для павлиньего ока, на коричневый ради применения в краснокирпичной архитектуре, то в 21-то и подавно должно хватить. Богослужебная символика цвета живет по своим законам, и не стоит ее приплетать к архитектуре храма так буквально.
Форма оконных фронтонов и пилястр за гранью понимания. Та геометрия, которая органично выглядит в кирпичном исполнении, в изразцовом варианте не работает вообще. Да еще и виньетки какие-то на них. И арлекинские ромбики на пилястрах, капители которых теперь почему-то повылезали из-под поребрика.

Бобровка на шатре. Почему она такая тонкая? Я что-то не припомню аналогов применения такой бобровки на шатрах храмов в новорусском стиле. Помню бобровку на часовне храма всех скорбящих радости, у стеклянного завода, но там модуль гораздо мельче, а толщина при этом больше и не сплошной чешуей укладка, а рядами. Лемех был бы гораздо более уместен в данном контексте, чем бобровка.
По столярке я не специалист, но новая дверь выглядит сомнительно и мелко. Масштаб резьбы на старой двери гораздо убедительнее.

В общем вместо реставрации получился какой-то бессмысленный колхозный тюнинг, в результате которого храм превратился в шапито. Надеюсь, что ради него не был выдран или просверлен ни один кирпич из кладки.
Есть пара замечаний и к кладке. Старый кирпич хорош тем, что изготавливался без экструдирования. Т.е. его не выдавливали, как пасту из тюбика, а набивали в формы вручную. И поэтому у каждого кирпичика есть своя фактура. Очень красивая и разная. И обжигали его не в тоннельных печах с компьютерным 125-ти зонным регулированием температуры, а в угольных или дровяных, как вот тут. Из-за этого весь старый кирпич имеет еще и разный цвет и тон. И вот так замазывать его "для красоты" какой-то краской совершенно незачем. "Разнотон" напрягает только современных имбецилов-перфекционистов, которые готовы со спектрометром и штангенциркулем даже бутерброды за завтраком себе делать, а нормальные люди испытывают наслаждение от живых фактур старого кирпича. Для того, чтобы кладка зажила по-новому, нужно очистить кирпич от сажи и грязи, заменить утраты аутентичным кирпичом (благо проблем с этим нет) и провести зачеканку швов выкинув при этом подальше фигурные расшивки, которые любую кладку превращают в совково-казарменный фарс. Особо кропотливые реставраторы еще прокрашивают все швы известковым раствором, чтобы скрыть присутствие цемента в нынешних растворах, и тогда получается прекрасная, живая и натуральная стена, а не декорация к сериалу. Лучше всех с этой задачей справились на Соловках ребята Сошина. Кто видел реставрацию стены кремля в северном дворике, тот понимает о чем я говорю.

Есть мнение, будто я специально выискиваю у разных производителей их неудачные работы и рассказываю потом о них у себя в журнале в рамках конкурентной борьбы. Но это мнение ошибочно. Сделайте прекрасную работу, расскажите об этом мне - и я напишу о ней, будь вы хоть триста раз моим конкурентом. Только, в свете последних событий, сначала приеду посмотреть собственными глазами. Я даже буду рад это сделать. А пока что я сам натыкаюсь то тут, то там на разные керамикофасадные опусы и что вижу, о том и пою.
Авторство керамики на Тихвинском храме принадлежит фирме Паллада, большая часть сотрудников которой давно записала меня во враги по умолчанию из-за моих прошлых публикаций. И по этому поводу хочу сделать небольшую ремарку для внесения ясности. Во первых я не являюсь конкурентом Паллады. Я вообще не занимаюсь реставрацией и не думаю, что когда-нибудь займусь. Во вторых у нас совершенно разные форматы. У меня маленькая творческая мастерская, где я делаю что хочу и участвую только в тех проектах, которые мне интересны, а у них большое предприятие с огромным штатом, который требует постоянной загрузки. Кстати, в этом смысле я Палладой восхищаюсь. Организовать такое предприятие задача очень сложная и они замечательно с ней справляются. Так же я горячо поддерживаю инициативу создания музея архитектурной керамики, которая недавно возникла у руководителя Паллады Константина Лихолата. Но вот создание работ подобных этой считаю серьезной ошибкой, которую лучше не совершать. В третьих  я с легкостью напишу о какой-нибудь блистательно прекрасной работе Паллады, как только ее увижу. Ну а в четвертых отсутствие критики расслабляет и расхолаживает, поэтому сам я всегда открыт для критики и никаких каментов, кроме спамерских, никогда не удаляю. Пишите, не стесняйтесь.



Теперь про наше училище, там теперь, так сказать, новая власть:
Оригинал взят у neclud в Отвечаю на вопросы про МСДУ.
Мне постоянно пишут по делам МСДУ, поэтому вынужден разместить в ЖЖ этот пост. Согласно распоряжению митрополита Корнилия от 16 июня 2014 года протоиерей Евгений Чунин освобожден от должности Директора МСДУ "в связи с реорганизацией учебного процесса". На эту должность митрополит назначил А.И. Шатохина. Помощником Директора по воспитательной работе стал диакон Василий Андроников. Секретарем пока остается диакон Василий Трифан (он должен предать дела новой администрации). О дальнейшей судьбе остального педагогического коллектива Училища, учебных планах и проч. у меня нет никакой информации. Обращайтесь в Митрополию или пишите по адресу msdu-rpsc@yandex.ru (секретарь МСДУ д.Василий Вам ответит). Как только будет какая-то новая информация о нашей судьбе - сообщу...и буду рад помочь советом новым поступающим!:)

Tags: Господствующее исповедание, Зодчество, История старообрядчества, Итоговое, Москва, Обзоры Сети, Остроактуальное, Просто интересно, Староверы и внешние, Церковно - общественное, Церковное искусство
Subscribe

  • 15-го 15 лет назад

    "Отстоявшийся" юбилей (а не отстойный:)). В смысле, вчера отмолились МАринно стояние со множеством земных поклонов (об этой службе:…

  • Открытие дня: "Белорусская" в Саратове:)

    Ещё не освящённый новообрядческий храм Тихона Задонского (кстати, тот был уроженцем Новгородской губернии) в г. Саратове, который даже не смутно и…

  • Древности Великого Новгорода в год полёта Гагарина

    ... в т.ч. наш храм св. Иоанна Богослова на Витке (на снимке вверху), к 60-летию помянутого в заглавии исторического события. Проходим по ссылке:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments